Файл: Оперативно-розыскная деятельность и права граждан (Терминологические аспекты оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации).pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 87
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические основы оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации
1.1. Терминологические аспекты оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации
1.2. Правовые основания ограничения прав граждан при проведении оперативно-розыскных мероприятий
1.3 Гарантии соблюдения прав человека и гражданина при проведении оперативно-розыскных мероприятий
Глава 2 Особенности соблюдения прав гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности
2.2 Актуальные проблемы нарушения прав граждан при проведении оперативно-розыскных мероприятий
ведомственный контроль - закон возлагает персональную ответственность за соблюдение законности при организации и проведении ОРМ на руководителей органов, осуществляющих оперативно-розыскной деятельности (ст. 22 №144-ФЗ) [4].
повышенная уголовная ответственность за совершение преступлений против конституционных прав и свобод человека и гражданина при совершении таких преступлений должностным лицом, осуществляющим оперативно-розыскной деятельности (ч. 2 ст. 137 «Нарушение неприкосновенности частной жизни», ч. 2 ст. 138 «Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений», ч. 3 ст. 139 УК РФ «Нарушение неприкосновенности жилища») [3].
Таким образом, в оперативно-розыскном законодательстве Российской Федерации предусмотрен комплекс положений, гарантирующих правомерность ограничения конституционных прав и свобод человека и гражданина при проведении ОРМ, осуществляемых на основании судебного решения, который включает в себя совокупность прав, обязанностей и мер ответственности субъектов, осуществляющих оперативно-розыскной деятельности, права и обязанности субъектов, осуществляющих контроль и надзор за оперативно-розыскной деятельности, и права лиц, в отношении которых проводятся ОРМ, осуществляемые на основании судебного решения.
При этом гарантии обеспечивающие соблюдение прав и свобод человека и гражданина при проведении ОРМ, осуществляемых на основании судебного решения можно разделить на: 1) общие, т. е. такие положения законодательства, которые относятся ко всем ОРМ и к оперативно-розыскной деятельности вцелом и 2) специальные - положения законодательства, которые регулируют основания, порядок подготовки и проведения ОРМ, осуществляемых на основании судебного решения, а также последующие правоотношения сторон (орган, (должностное лицо), проводивший ОРМ, субъекты контроля и надзора за оперативно-розыскной деятельности, лица, в отношении которых проводились ОРМ, осуществляемые на основании судебного решения).
Обобщая изложенное, можно сделать вывод о том, что соблюдение органами, осуществляющими оперативно-розыскной деятельности, положений Закона об оперативно-розыскной деятельности само по себе служит достаточной гарантией соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно высказывался относительно положений Закона об оперативно-розыскной деятельности в части обеспечения соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Так, например, в Определении от 04.02.1999 № 18-О Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что статья Закона об оперативно-розыскной деятельности создает все необходимые гарантии судебной защиты прав граждан от возможных нарушений их в ходе осуществления ОРМ.
Таким образом, конституционно-правовые гарантии соблюдения прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности можно считать главными, в соответствии с которыми реализуется рассматриваемый принцип.
Глава 2 Особенности соблюдения прав гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности
2.1 Механизм реализации соблюдения прав и свобод личности при
осуществлении оперативно-розыскной деятельности
В статье 5 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» зафиксированы отдельные гарантии законности, а также механизм реализации одного из основных принципов оперативно-розыскной деятельности - уважения и соблюдения прав и свобод личности при осуществлении оперативно-розыскной деятельности[4].
Защита прав и свобод человека и гражданина обеспечивается:
возможностью обжалования гражданином незаконных ОРМ, которые нарушили его права, законные интересы и причинили вред;
возможностью истребования информации из оперативно-розыскного органа (ч. 4 ст. 5 Закона об оперативно-розыскной деятельности);
ведомственным, судебным контролем и прокурорским надзором за оперативно-розыскной деятельности (ст. 20, 21, 22 Закона об оперативно-розыскной деятельности) [4].
Сам гражданин, узнавший о том, что в отношении его проводят ОРМ и считающий, что его права нарушены, прежде всего, не должен забывать о своем праве на судебную защиту. За оперативно-розыскной деятельностью осуществляется прокурорский надзор и судебный контроль. По общему правилу лицо, полагающее, что действия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, привели к нарушению его прав и свобод, вправе обжаловать эти действия в вышестоящий орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, прокурору или в суд (ст. 5 Закона об оперативно-розыскной деятельности).
Федеральным законом от 5 января 1999 г. N 6-ФЗ введено следующее дополнение к ст. 5 Закона об оперативно-розыскной деятельности:
«Органы (должностные лица), осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, при проведении оперативно-розыскных мероприятий должны обеспечивать соблюдение прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции» [4]. Необходимость этого дополнения объективно назрела в ходе практической деятельности оперативных аппаратов, т.к. устанавливает их обязанность соблюдать законность, нарушение которой влечет установленную ответственность.
Статья 46 Конституции РФ гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод. Эта норма позволяет гражданам, считающим себя объектами оперативно-розыскной деятельности, подавать жалобы на органы, уполномоченные осуществлять данную деятельность, в суд. Право на обжалование, как указано в пункте 2 определения Конституционного Суда РФ от 14 июля 1998 г. № 86-О «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» по жалобе гражданки И.Г. Черновой», возникает у граждан, даже если они только полагают, что действия должностных лиц оперативных аппаратов привели к нарушению их прав и свобод.
Право на обжалование гражданином незаконных (по его мнению) ОРМ в первую очередь распространяется на случаи нарушения основных конституционных прав и свобод граждан: на достоинство личности (ст. 21 Конституции РФ), на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну (ч. 1 ст. 23), на тайну переписки и телефонных переговоров (ч. 2 ст. 23), на неприкосновенность жилища (ст. 25) и некоторых других. Кроме того, могут быть обжалованы случаи нарушения ряда специфических прав, которыми наделяются граждане, оказывающие содействие правоохранительным органам на конфиденциальной основе.
Действия должностных лиц, осуществляющих оперативно-розыскной деятельности, могут быть обжалованы в трех инстанциях:
вышестоящий орган;
прокуратура;
суд.
Вышестоящий орган в соответствии с ч. 2 ст. 4 Закона РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» обязан рассмотреть жалобу в месячный срок.
Порядок рассмотрения жалоб, заявлений граждан в органы, осуществляющие оперативно-розыскной деятельности, регламентируется ведомственными подзаконными актами[4].
После проверки жалобы заявителю должен быть дан письменный ответ. Если гражданину в удовлетворении жалобы отказано или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд.
Жалоба в прокуратуру подается по месту жительства заявителя или по месту нахождения органа, на который подается жалоба. Порядок и сроки ее рассмотрения определяются Федеральным законом от 20 января 1992 г. № 22011 «О прокуратуре Российской Федерации».
Генеральный прокурор рекомендует рассматривать жалобы и заявления на нарушения конституционных прав граждан в пятидневный срок.
Кроме того, незаконные действия оперативно-розыскных органов могут быть обжалованы и Уполномоченному по правам человека РФ, что предусмотрено Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации».
Уполномоченный рассматривает жалобы на решения государственных органов, если ранее заявитель обжаловал их в судебном или административном порядке, но не согласен с решением, принятым по его жалобе. Жалоба должна быть подана Уполномоченному не позднее года со дня нарушения прав заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении.
После вступления в силу Федерального закона от 30 марта 1998 г. № 54- ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней» граждане Российской Федерации получили право обращения за защитой своих прав в Европейскую комиссию по правам человека и Европейский суд по правам человека.
Предметом судебного разбирательства чаще всего является не законность проведения ОРМ, не возмещение причиненного вреда, а обоснованность ограничения конституционного права гражданина на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы. Обжалование в суд отказа в предоставлении сведений о полученной в отношении лица информации может быть соединено в одном производстве с обжалованием действий органов, осуществляющих оперативно-розыскной деятельности, и с иском о возмещении причиненного вреда.
Необходимыми условиями возмещения вреда, причиненного незаконными действиями субъектов оперативно-розыскной деятельности, являются:
причинение имущественного и морального вреда гражданину или юридическому лицу;
причинение вреда незаконными действиями органов, осуществляющих оперативно-розыскной деятельности, и их должностных лиц;
наличие причинной связи между совершением незаконных действий в процессе проведения ОРМ и причинением вреда;
наличие вины органа или должностного лица.
Размер такого возмещения в денежной форме устанавливается судом. Вместе с тем, необходимо иметь в виду, что материальную ответственность в этих случаях непосредственно виновные должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскной деятельности, не несут. Вред возмещается за счет казны Российской Федерации в соответствии с положениями статей 1069, 1070, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации. Ответчиками по делам данной категории в судах общей юрисдикции, как правило, выступают Управления Федерального казначейства субъекта Федерации, на территории которого находится место дислокации органа, осуществляющего оперативно-розыскной деятельности, и должностные лица которого причинили вред истцам в результате своих незаконных действий.
Вместе с тем, должностные лица органов, осуществляющих оперативнорозыскную деятельность, за нарушения соблюдения прав и свобод личности могут нести уголовную (например, по статьям 137-140, 285, 286, 299, 300, 302, 303 УК РФ) [3] и дисциплинарную ответственность.
Защита прав и интересов граждан обеспечивается путем законодательно закрепленной процедуры истребования сведений, полученных в ходе проведения ОРМ, ограничивающих их конституционные права.
Конституция РФ (ч. 2 ст. 24) [1]обязывает органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностных лиц обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. За отказ в предоставлении такой информации наступает уголовная ответственность (ст. 140 УК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона «О персональных данных» оператор, осуществляющий обработку персональных данных, обязан предоставить субъекту персональных данных по его просьбе информацию, предусмотренную ч. 4 ст. 14 указанного Закона[13].
Право истребовать сведения от органа, осуществлявшего оперативно-розыскной деятельности, возникает у лица в соответствии с ч. 4 ст. 5 Закона об оперативно-розыскной деятельности при наличии трех обязательных условий:
его виновность в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке;
оно располагает фактами проведения в отношении него ОРМ;
лицо полагает, что были нарушены его права.
Право на ознакомление с результатами оперативно-розыскной деятельности возникает у лица, виновность которого в совершении преступления не доказана в установленном порядке. Данное право возникает у лица, когда в возбуждении уголовного дела отказано либо оно прекращено за отсутствием события или отсутствием в деянии состава преступления (п. 1, 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ) [2]; уголовное дело прекращено при недоказанности его участия в совершении преступления (п. 1 ч. 1 ст. 27 УПК РФ) [2]; судом постановлен оправдательный приговор по одному из названных оснований (ч. 2 ст. 302 УПК РФ) [2].
Закон не содержит предписания знакомить гражданина с оперативнослужебными документами. Интересующая его информация может оформляться справкой. В справку включаются те сведения, которые содержатся в делах оперативного учета либо других оперативно-служебных документах. Отказ в ознакомлении с информацией должен быть письменным.
Если гражданину отказано в предоставлении запрошенных сведений или, по его мнению, указанные данные получены им не в полном объеме, он вправе обратиться в суд[2].