Файл: Антикризисное управление: цели и проблемы (на примере современной организации)..pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 92
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические аспекты антикризисного управления
1.1 Управление персоналом организации в условиях кризиса
1.2 Сопротивление персонала изменениям
Глава 2 Анализ управления персоналом в ОАО «Хоум кредит»
2.1 Общая характеристика ОАО «Хоум кредит»
2.2 Оценка удовлетворенности персонала работой
3.1 Мероприятия по совершенствованию преодоления сопротивления изменениями персоналом
В банках по-разному формируются системы мотивации, зачастую они совмещают в себе материальные и нематериальные «стимуляторы». Исходя из этого, можно выделить несколько подходов: традиционный, коэффициентный, подход с ориентацией на стоимость бизнеса (предприятия), системы стимулирования, основанные на чистом участии (опционы на акции, участие в собственности). Это подходы, имеющие материальную основу.
Также существуют подходы к формированию системы мотивации, учитывающие нематериальные факторы, к ним относится «система кафетерия» и т. п.
Хотелось бы более подробно остановиться на некоторых подходах, наиболее часто встречающихся на практике.
Традиционный подход заключается в установлении определенного уровня денежного вознаграждения в зависимости от квалификации, должности, обязанностей руководителя (статистических показателей), а не от выполнения им в течение определенного времени конкретных задач.
Коэффициентный подход основан на применении отрицательного стимулирования за каждый невыполненный показатель, с одной стороны, и выплаты при выполнении всех показателей специальной надбавки (бонуса) - с другой. При этом определяется минимальный (неснижаемый) размер коэффициента премирования [2].
Подход с ориентацией на стоимость бизнеса (предприятия) наиболее современный и наиболее трудно реализуемый. В таблице 1 изображены варианты стимулирования руководства банка, ориентированные на повышение стоимости бизнеса [6].
Системы стимулирования, основанные на чистом участии (опционы на акции, участие в собственности). Опционы на акции. Суть опциона проста: менеджерам предприятия выдается ценная бумага, удостоверяющая право на покупку акций в будущем по определенной цене (цене покупки) в определенный момент времени с определенными условиями. Цель - мотивировать менеджера на деятельность по повышению стоимости банка, а соответственно и стоимости имущества акционеров. Участие в собственности. Менеджеры предприятия покупают по заниженной цене либо премируются акциями предприятия с целью получения будущего дохода за счет увеличения выплат по ценным бумагам (дивидендов) и роста стоимости банка (в случае реализации бумаг).
«Системы кафетерия» (cafeteria system) объединяют предоставляемые привилегии в общую систему поощрения. Наиболее используемые привилегии:
- страхование жизни;
- страхование здоровья (медицинское страхование);
- служебный автотранспорт;
- служебные средства связи (от спутниковых до мобильных телефонов с возможностью применения технологий WAP);
пользование социальной инфраструктурой банка (питание, отдых и т. д.).
Как объединить указанные подходы, видно из таблицы 3.1 [5].
Таблица 3.1 - Подходы к стимулированию менеджмента и работников банка
Компоненты денежного вознаграждения |
Подходы |
||
Оклад |
Традиционный подход |
Ориентация на производительность и результат |
Ориентация на стоимость (бизнеса) |
Изменяемая часть вознаграждения (год) |
Постоянный оклад (без системы) |
Оклад, ориентированный на систему |
|
Изменяемая часть вознаграждения (месяц) |
Долгосрочная мотивация исходя из стратегии развития |
||
Дополнительная часть |
Различные дополнительные привилегии, не объединенные в систему |
Различные дополнительные привилегии, частично объединенные в систему |
Привилегии, объединенные в «систему кафетерия» |
Таким образом, система сбалансированных показателей мотивирует служащих банка, поддерживает постоянную коммуникацию между организацией в целом, отдельными бизнес-единицами и работниками для постоянного следования стратегии, ее оценки и оперативного внесения изменений, которые будут максимизировать операционную эффективность, что выразится в большем удовлетворении потребителей банковских услуг и, как результат, в достижении поставленных целей.
3.3 Экономическая эффективность предложенных мероприятий
Следует добавить следующие методы оценки персонала:
1) интервью, в котором важно получить информацию о следующих характеристиках личности:
- здоровье;
- самооценка возможностей;
- темперамент, характер;
- отношение к работе в банке;
- интеллектуальная сфера;
- отношение к профессиональной деятельности;
- уровень образования (начальное, среднее, высшее, профессиональное);
- профессиональный и жизненный опыт;
- формы проведения досуга;
- семейное положение, отношения в семье;
- мотивационная сфера;
- увлечения;
2) метод «360 градусов» для оценки поведения персонала в реальных рабочих ситуациях и показанных им деловых качеств. Для упрощенной оценки создана анкета с пятибалльной шкалой:
5 - уровень мастерства, дающий возможность проявлять данное качество в очень сложных ситуациях, развивать его стандарты и обучать других;
4 - уровень расширенного опыта, дающий возможность проявлять качество в стандартных и сложных ситуациях;
3 - уровень базового опыта, дающий возможность проявлять деловое качество в большинстве рабочих условий;
2 - уровень развития, когда деловое качество проявляется не повсеместно, но сотрудник уже понимает его важность и старается его развивать;
1 - качество не проявляется.
Затраты на реализацию данных методов приведены в табл. 3.2
Таблица 3.2 -Затраты на методы оценки персонала
Рекомендуемо е мероприятие |
Продолжительность мероприятия |
Исполнители |
Ресурсы, необходимые для реализации предложения по совершенствованию |
Интервью |
30 минут |
Специалисты отдела персонала |
240 чел. х 88,18 ч/час х 0,5 час = 10581,6 (руб.) |
«360 градусов» |
1 час на сотрудника подразделения |
Сотрудники, специалисты отдела персонала |
240 чел. х 59,72 ч/час = 21163,2 (руб.) |
Итого |
31744,8 (руб.) |
Таким образом, дополнение аттестации предложенными методами оценки повлечет дополнительные расходы на сумму 31744,8 рублей.
Проблему отсутствия оценки топ-менеджмента ОАО «Хоум кредит» предлагается решить путем применения комбинированного метода оценки руководителей с помощью наблюдения группы экспертов за выполнением ими задач, типичных для их текущей должности, - ассесмента. В центре самой идеи ассесмент- центра находится новая философия оценки: предполагается, что недостатки, обнаруженные в ходе какого-то одного испытания, могут быть скомпенсированы преимуществами в других. Окончательный вывод о сотруднике выносится только по результатам совокупности испытаний. Достигается это тем, что технология ассесмента обладает следующими специфическими особенностями:
- использование ситуаций (в частности игровых), моделирующих деятельность руководства и управления;
- использование активных групповых методов работы;
- использование заданий разного типа различными типами сотрудников;
- специфическая пространственно-временная организованность технологии;
- использование множества оценочных процедур и техник (в том числе тестовых);
- использование нескольких наблюдателей-экспертов.
Достоинства использования ассесмента для ВСБ заключаются в следующем:
- точная расстановка специалистов: люди - позиции;
- точное знание потенциала и «зон риска» ключевых сотрудников;
- кадровая структура, индивидуальные планы развития;
- повышение уровня приверженности банку;
- повышение мотивации, понимание сотрудниками своей роли и общность корпоративных целей;
- адресные программы обучения и развития.
Кроме того, ассесмент побуждает персонал к повышению качества работы, поскольку оценка, проводимая достоверно и объективно, вызывает желание работников показать себя с наилучшей стороны и, следовательно, лучше выполнять свою рабочую деятельность. Это достигается за счет того, что оценивание одного кандидата проводится сразу несколькими специально подготовленными экспертами- наблюдателями по четко определенным критериям-компетенциям:
- ориентация на клиента/товар;
- ориентация на результат/процесс;
- умение работать в команде;
- лидерские качества;
- коммуникабельность;
- наличие вредных (мешающих работе) привычек;
- мотивация к работе;
- стратегическое мышление.
Для проведения оценки топ-менеджеров необходимо обращение в специализированную организацию. Продолжительность мероприятия составляет 8 часов + 1 час на каждого менеджера. Стоимость услуги - 91 000 рублей (средняя цена по Самаре).
Дополнение аттестации этими методами оценки приведет к дополнительным затратам предприятия в сумме 31 744,8 рублей. Оценку топ-менеджмента следует проводить с помощью использования ассесмента. Предпочтительно использование данной процедуры оценки ежегодно.
Проведение ассесмента может быть осуществлено тремя способами:
- обращение в компанию, предоставляющую услуги по ассесменту;
- наем специалиста (введение должности), который будет проводить ассесмент, но и участвовать в проведении аттестаций и осуществлять кадровую работу;
- расширение зоны ответственности уже имеющихся специалистов отдела персонала путем повышения их квалификации и увеличения размера вознаграждения.
Затраты на увеличение зоны ответственности и повышение квалификации отдела персонала ОАО «Хоум кредит» приведены в табл. 3.
Таблица 3.3 - Затраты на расширение зоны ответственности и повышение квалификации
Статья расходов |
Стоимость, руб. |
Семинар по обучению ассесменту |
20 000 (для двух сотрудников) единовременно |
Размер прибавки з/п специалисту |
5000 ежемесячно |
Размер прибавки з/п начальнику |
7 000 ежемесячно |
отдела персонала |
|
ЕСН (30 %) |
4 000 ежемесячно |
Итого годовые расходы |
212 000 |
Бюджет на введение новых должностей (наем специалистов) приведен в табл. 3.4.
Таблица 3.4 - Затраты на наем специалиста, владеющего методом ассесмента
Требуемые ресурсы |
Стоимость, руб. |
Поиск и наем специалиста (объявления и др.) |
~20 000 единовременно |
Компьютер средней мощности |
10 000 единовременно |
Оплата телефонных переговоров |
~ 500 ежемесячно |
Выделение и организация нового рабочего места |
~ 35 000 единовременно |
З/п сотрудника |
20 000 ежемесячно |
ЕСН (30 %) |
6000 ежемесячно |
Канцтовары |
200 ежемесячно |
Итого годовые затраты |
379900 |
Затраты на привлечение специализированной организации приведены в табл. 3.5.
Таблица 3.5 - Затраты на проведение ассесмента специализированной компанией
Статья расходов |
Стоимость, руб. |
Оплата услуг компаний, проводящих ассесмент |
80 000 |
Аренда помещения |
5 000 |
Оплата обеда и кофе-брейков |
5 000 |
Канцтовары |
1 000 |
Итого расходы |
91 000 |
Затраты на реализацию проекта по совершенствованию адаптации приведены в табл. 3.6.
Таблица 3.6 - Затраты на совершенствование адаптации
Операция |
Затраты, руб. в год |
Удельный вес статьи затрат, % |
Дополнение функций руководителей доп. офисов |
60 000 |
24, 5 |
Приобретение канцелярских товаров для оформления наглядных пособий, плакатов, иных методических материалов |
5 000 |
2,0 |
Назначение наставников |
120 000 |
49,0 |
Совершенствование системы материального стимулирования |
10 000 |
4,1 |
Проведение обучения наставников |
50 000 |
20,4 |
Итого |
245 000 |
100 |
По прогнозам экономический результат (дополнительный доход) уже в первом году за счет уменьшения текучести кадров и увеличения производительности труда минимум на 1 % может составить до 40 000 рублей в месяц, или 480 000 рублей год.
Так как эффект положителен, проект можно считать экономически целесообразным.
Введение ассесмента позволит:
- проанализировать команду руководителей ВСБ;
- определить их потенциал;
- выявить то, каким образом можно их мотивировать;
- изучить результаты их деятельности;
- определить их сильные и слабые стороны.