Файл: Методология стрессоустойчивости как качества личности.pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 103
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ, КАК КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ
Методология стрессоустойчивости как качества личности
1.2. Особенности и способы повышения стрессоустойчивости личности
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ ЛИЧНОСТИ СОТРУДНИКОВ ООО «ПУМА-РУС»
2.1. Организация исследования: цель и задачи, методики исследования.
1. Способность самопознания (когнитивность): утверждения 4, 9, 13, 18.
2. Широта интересов: утверждения 2, 5, 7, 16.
3. Принятие ценностей других: утверждения 3, 8, 14, 20.
4. Гибкость поведения: утверждения 1, 11, 17, 19.
5. Активность и продуктивность: утверждения 6, 10, 12, 15.
Ответы на утверждения субшкал оцениваются также в соответствии с общим «ключом».
Приложение 3
Опросник "Профессиональное выгорание" (русскоязычная версия Н. Водопьянова, Е. Старченкова)
Применение теста: определить, какие переживания возникают у специалистов розничной торговки, уровень профессионального выгорания..
Инструкция: Вам предлагается 22 утверждения о чувствах и переживаниях, связанных с работой. Пожалуйста, прочитайте внимательно каждое утверждение и решите, чувствуете ли вы себя таким образом на вашей работе. Если у вас никогда не было такого чувства, в листе для ответов отметьте позицию 0 — «никогда». Если у вас было такое чувство, укажите, как часто вы его ощущали, позиция 6 — «ежедневно». Для этого зачеркните или обведите кружком балл, соответствующий частоте переживаний того или иного чувства.
Вариант опросника «ПВ» для продавцов розничной торговли
1 |
В конце рабочей недели я чувствую себя эмоционально опустошенным(ной), без ярких эмоций и чувств |
1 2 3 4 5 6 |
2 |
К концу рабочего дня я чувствую усталость и полное изнеможение |
1 2 3 4 5 6 |
3 |
Когда я прихожу на работу, у меня портится настроение, я считаю часы и минуты до конца рабочего дня |
1 2 3 4 5 6 |
4 |
Я хорошо понимаю покупателей и всегда могу заинтересовать их ассортиментом товаров отдела, в котором я работаю |
1 2 3 4 5 6 |
5 |
Меня раздражают многие покупатели |
1 2 3 4 5 6 |
6 |
Я чувствую себя энергичным(ой) и эмоционально воодушевленным(ой)* |
1 2 3 4 5 6 |
7 |
Я умею находить правильное решение в сложных (конфликтных) ситуациях |
1 2 3 4 5 6 |
8 |
Я чувствую упадок сил и потерю интереса к моей работе |
1 2 3 4 5 6 |
9 |
Я могу повлиять на выбор товаров покупателями и на их решение приобрести наши товары |
1 2 3 4 5 6 |
10 |
В последнее время я предпочитаю быть более отстраненным и бесчувственным по отношению к тем, с кем мне приходится работать |
1 2 3 4 5 6 |
11 |
Люди, с которыми мне приходится работать, не интересны для меня. Они скорее утомляют, чем радуют меня |
1 2 3 4 5 6 |
12 |
Я работаю с удовольствием, и у меня много планов на будущее, связанных с моим профессиональным развитием. Я верю в их осуществление |
1 2 3 4 5 6 |
13 |
Я чувствую все больше жизненных разочарований |
1 2 3 4 5 6 |
14 |
Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня раньше |
1 2 3 4 5 6 |
15 |
Меня раздражают покупатели, которым приходится слишком много объяснять или показывать. Я предпочитаю свести общение с ними до минимума |
1 2 3 4 5 6 |
16 |
Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и всех |
1 2 3 4 5 6 |
17 |
Я легко нахожу общий язык с любыми покупателями |
1 2 3 4 5 6 |
18 |
Мне нравится моя работа |
1 2 3 4 5 6 |
19 |
Я доволен(на) моими жизненными и профессиональными успехами (достижениями) |
1 2 3 4 5 6 |
20 |
Я чувствую себя на пределе возможностей |
1 2 3 4 5 6 |
21 |
Я смогу еще многого достичь в своей жизни |
1 2 3 4 5 6 |
22 |
Я часто выполняю не свои обязанности в ответ, не получая ничего |
1 2 3 4 5 6 |
Обработка и интерпретация результатов. В соответствии с общим «ключом» подсчитывается сумма баллов для каждого субфактора.
Оценка степени выгорания может осуществляться как для каждого отдельного показателя, так и по интегральному показателю. Для этого складываются шкальные оценки трех показателей (субфакторов, представленных в табл. Уровни показателей выгорания) и соотносятся с тестовыми нормами.
Уровни показателей выгорания:
Субшкала |
Группы |
Низкий уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень |
Очень высокий уровень |
Шкальные оценки |
1 балл |
2 балла |
3 балла |
5 баллов |
|
Эмоциональное истощение |
Мужчины |
5-15 |
16-24 |
25-34 |
Больше 34 |
Женщины |
6-16 |
17-25 |
26-34 |
Больше 34 |
|
Деперсонализация/ цинизм |
Мужчины |
2-4 |
5-12 |
13-15 |
Больше 15 |
Женщины |
1-4 |
5-10 |
11-13 |
Больше 14 |
|
Профессиональная успешность |
Мужчины |
37-48 |
34-28 |
27-23 |
22 и меньше |
Женщины |
37-48 |
35-28 |
27-22 |
21 и меньше |
Тестовые нормы для интегрального показателя выгорания:
Низкая степень – 3-4 балла
Средняя степень - 5-6 баллов
Высокая степень - 7-9 баллов
Крайне высокая степень – 10 баллов и более
Общий «ключ»:
Субшкала |
№ утверждения |
Максимальная сумма баллов |
Эмоциональное истощение |
1, 2, 3, 6*, 8, 13, 14, 16, 20 |
54 |
Деперсонализация |
5, 10, 11, 15, 22 |
30 |
Профессиональная успешность (редукция персональных достижений) |
4, 7, 9, 12, 17, 18, 19, 21 |
48 |
Примечание. * отмечен «обратный» вопрос, который считается в обратном порядке.
Приложение 5
Тест "Персональная компетентность во времени" (Н. Водопьянова)
Применение теста: получиение оценки индивидуальной компетентности во времени не только управленцам (в контексте ролевого ТМ), но и всем желающим (в контексте индивидуального ТМ).
Инструкция: вашему вниманию предлагается тест, позволяющий оценить сформированность у вас основных навыков управления временем и вашу компетентность во времени в целом. На каждый из вопросов можно дать один из трех возможных ответов: «да», «иногда», «нет». Пожалуйста, отвечайте искренне!
Вопросы:
1. В любой работе я стараюсь иметь запас (резерв) времени, выделяю своего рода неприкосновенное время на всякий случай.
2. Я четко знаю свои долгосрочные цели, постоянно держу их в уме и периодически обдумываю способы их достижения.
3. Я регулярно использую делегирование, поручая другим людям выполнение важных для меня задач.
4. Я подробно планирую шаги, этапы достижения своих целей.
5. Я понимаю, что общение с друзьями в рабочее время — помеха, и стараюсь избегать таких ситуаций.
6. Я уважаю и ценю собственное время и стараюсь добиться уважения к своему времени и от других людей.
7. Для планирования своего времени я использую записи.
8. Каждый рабочий день я начинаю с определения того, что нужно сделать в первую очередь.
9. В своих делах я строго придерживаюсь установленных мною же сроков.
10. Я хорошо знаю собственные биоритмы и планирую свои дела с учетом своих «внутренних часов».
11. Я умею и стараюсь кратко говорить по телефону.
12. Я довольно настойчивый человек и обычно, несмотря на помехи и отвлечения, продолжаю работать по плану.
13. Перед началом любой работы я тщательно обдумываю ее, планирую, что мне может понадобиться, сроки и этапы работы и т. п.
14. Я умею говорить «нет» неожиданным делам и людям.
15. В конце рабочего дня я анализирую все, что произошло, обдумываю, что мне мешало, а что помогало вовремя выполнить работу.
16. Рутинные дела я стараюсь делать крупными блоками, быстро, словно потоком.
17. Я регулярно работаю с органайзером, записной книжкой и другими средствами, помогающими мне лучше управлять своим временем.
18. Я умею браться за любую работу быстро и решительно, без лишней «раскачки».
19. Даже случайные потери времени (вроде стояния в очереди) я стараюсь использовать с толком.