Файл: Методология стрессоустойчивости как качества личности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 112

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В результате проведенной работы мы достигли поставленной цели, а именно: сравнили стрессоустойчивость личностей двух выборок респондентов компании ООО «Пума-Рус».

Таким образом, мы подтвердили ранее выдвинутую гипотезу, что администраторы и администраторы-кассиры характеризуются большим уровнем стрессоустойчивости.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Абабков, В.А. Адаптация к стрессу / В.А. Абабков, М. Перре.- СПб.: Питер, 2009.
  2. Александров А.А. Аутотренинг: Краткий справочник. - М – СПб - Нижний Новгород – Воронеж: Питер, 2008. - 272 с.
  3. Александров Ю.И. Психофизиология: Учебное пособие – СПб.: Питер, 2007. – 464 с.
  4. Апчел В.Я., Цыган В.Н. Стресс и стрессоустойчивость человека. СПб.: 2007. - 86 с.
  5. Аржаникова А., Бартенева З., Демченко Е., Хамидуллин Р. Синдром эмоционального сгорания. – СПб.: Восток-Запад, 2008. – 31 с.
  6. Батаршев А.В. Диагностика черт личности и акцентуаций. – М.: Психотерапия, 2008. – 288 с.
  7. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. – М.: Академия, 2009. – 304 с.
  8. .Бодров В. А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005.- 136 с.
  9. Бреслав Г.М. Психология эмоций. Учебное пособие - М.: Смысл, 2006. - 542 с.
  10. Вассерман Л.И., Абаков В.А., Трофимова Е.А. Совладание со стрессом. Теория и психодиагностика / Научный редактор проф. Л.И. Вассерман/. - СПб.: Речь, 2010. – 192 с.
  11. Ведяев Ф.П., Воробьева Т.М. Модели и механизмы эмоциональных стрессов. - Киев: Здоровье, 2003. - 136 с.
  12. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. – СПб.: Питер, 2009. – 336 с.
  13. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. – СПб.: Питер, 2005. – 336 с.
  14. Гейссельхарт Р. Прощай, стресс! Лучшие техники релаксации / Роланд Гейссельхарт, Кристиане Хофманн-Бур-карт; [пер. с нем. М. Э. Рёш]. - 2-е изд., испр. - М.: Омега-Л, 2006. - 118 с: ил.; табл.
  15. Гуревич П.С. Психологический словарь. – М.: Олма Медиа Групп, 2007.
  16. Гуревич П.С. Психология личности. – М.: Юнита-Дана, 2009. – 560 с.
  17. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. Ростов н/Д: Феникс, 2002 – 480.
  18. Жане П. Психологическая эволюция личности. – М.: Академический проект, 2010. – 400 с.
  19. Зингер Д., Хьелл Л. Психология личности. – СПб.: Питер, 2013. – 608 с.
  20. Зинченко В. Большой психологический словарь. – М.: АСТ, 2008.
  21. Ильин Е. Психофизиология состояний человека. – СПб.: Питер, 2005. – 311 с.
  22. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2002
  23. Кинан К. Управление стрессом. – М.: Эксмо, 2006. – 80 с.
  24. Китаев-Смык Л. Психология стресса. – Москва: Наука, 2003. – 386 с.
  25. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса. – СПб.: Академический проект, 2009. – 943 с.
  26. Коган Б. Стресс и адаптация. – Москва: Знание, 2000. – 405 с.
  27. Кошелев А.Н. Синдром «белого воротничка» или профилактика профессионального выгорания. – Саратов.: Ай Пи Эр Медиа, 2007. – 211 с.
  28. Кудряшова Л.Д. Психология и оценка личности. – Тула.: ИПК, 2007. – 208 с.
  29. Куликов Л.В. Психология личности в трудах отечественных психологов. – СПб.: Питер, 2009. – 464 с.
  30. Кун Д. Основы психологии: Все тайны поведения человека. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. – 864 с.
  31. Леонова А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. – М.: Изд-во Моск.ун-та, 2007. – 200 с.
  32. Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Психопрофилактика стрессов. М.: Изд-во Моск.ун-та, 2003. – 123 с.
  33. Линдсей Г., Холл К. Теории личности. – М.: Психотерапия, 2008. – 656 с.
  34. Макмахон, Г. Тренинг уверенности в себе / Г. Макмахон. — М.: ЭКСМО, 2002.
  35. Мариновская И.Д., Цветков В.Л. Конфликтология: Учебное пособие. – М.: Московский университет МВД России, Изд-во «Щит-М», 2003.
  36. Марищук В.Л., Евдокимов В.И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. – СПб.: Питер, 2001.
  37. Мотков О. Личность и психика. Сущность, структура и развитие. – Самара.: Бахрах-М., 2008. – 160 с.
  38. Мэрлин В.С. Психология индивидуальности. – М.: МОДЭК, 2009. – 544 с.
  39. Налчаджян А.А. Психологическая адаптация. Механизмы и стратегии. – М.: Эксмо, 2010. – 268 с.
  40. Немов Р.С. Общая психология. Т. 3. Психология личности - М.: Издательство: Юрайт Высшее образование, 2012. – 752 с.
  41. Основы психологии: Практикум / Ред.-сост. Л.Д.Столяренко. – 3-е изд., доп. и перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 704 с.
  42. Психические состояния./ Сост. и общ. ред. Л.В. Куликова. – СПб.: Питер, 2007.
  43. Психология профессионального здоровья /Под ред. Г.С. Никитина. – СПб., 2006
  44. Райгородский Д. Психология личности. – Смара: Бахрах-М, 2013. – 1056 с.
  45. Реан А.А. Психолоия личности. - СПб.: Питер, 2013, 288 с.
  46. Славская А. Н. Личность как субъект интерпретации. – Ростов-на-Дону.: Феникс, 2002. – 240 с.
  47. Cтаровойтенко Е.Б. Психология личности в парадигме жизненных отношений. – М.: Академический проект, 2004. – 256 с.
  48. Утлик Э.П. Психология личности. М.: Академия, 2008, 320.
  49. Фрейджер Ф. Большая книга психологии. Личность. Теории, упражнения, эксперименты. – М.: Прайм-Еврознак, 2008. – 704 с.
  50. Эммонс Р. Психология высших устремлений: мотивация и духовность личности. – М.: Смысл, 2004. – 416 с.

Приложения

Приложение 1

Инвентаризация симптомов стресса (Т. Иванченко и соавторы)

Применение методики: позволяет развить наблюдательность к стрессовым признакам, осуществить самооценку частоты их проявления и степень подверженности негативным последствиям стресса.

Инструкция: прочитайте вопросы и оцените, как часто проявляются нижеперечисленные симптомы.

Опросник:

№ п/п

Вопросы

Никогда

Редко

Часто

Всегда

1.

Легко ли вы раздражаетесь из-за мелочей?

1

2

3

4

2.

Нервничаете ли вы, если приходится чего-либо

ждать?

1

2

3

4

3.

Краснеете ли вы, когда испытываете неловкость?

1

2

3

4

4.

Можете ли вы в раздражении обидеть кого-нибудь?

1

2

3

4

5.

Критика выводит вас из себя?

1

2

3

4

6.

Если вас толкнут в общественном транспорте,

постараетесь ли вы ответить обидчику тем же или

скажете что-нибудь обидное; при управлении

автомобилем часто ли жмете на клаксон?

1

2

3

4

7.

Вы постоянно чем-то занимаетесь, все ваше время

заполнено деятельностью?

1

2

3

4

8.

В последнее время вы опаздываете или приходите

раньше времени?

1

2

3

4

9.

Часто ли вы перебиваете других, дополняете

высказывания?

1

2

3

4

10.

Страдаете ли вы отсутствием аппетита?

1

2

3

4

11.

Часто ли вы испытываете беспричинное

беспокойство?

1

2

3

4

12.

Кружится ли у вас голова по утрам?

1

2

3

4

13.

Испытываете ли вы постоянную усталость?

1

2

3

4

14.

Даже после продолжительного сна вы чувствуете

себя разбитым?

1

2

3

4

15.

У вас возникают проблемы с сердечной

деятельностью?

1

2

3

4

16.

Страдаете ли вы от болей в области спины и шеи?

1

2

3

4

17.

Часто ли вы барабаните пальцами по столу,

а сидя — покачиваете ногой?

1

2

3

4

18.

Мечтаете ли вы о признании, хотите ли, чтобы вас

хвалили за то, что вы делаете?

1

2

3

4

19.

Считаете ли вы себя лучше других, но, как правило,

никто этого не замечает?

1

2

3

4

20.

Считаете ли вы себя лучше других, но, как правило,

никто этого не замечает?

1

2

3

4


Обработка и интерпретация результатов: подсчитывается общее количество набранных баллов.

До 30 баллов. Вы живете спокойно и разумно, справляетесь с проблемами, которые преподносит жизнь. Вы не страдаете ни ложной скромностью, ни излишним честолюбием. Однако советуем вам проверить свои ответы вместе с хорошо знающим вас человеком: люди, имеющие такую сумму баллов, часто видят себя в розовом свете.

31–44 баллов. Для вашей жизни характерны активная деятельность и напряжение. Вы подвержены стрессу как в положительном смысле слова (стремитесь добиться чего-либо), так и в отрицательном (хватает проблем и забот). По всей видимости, вы и впредь будете жить так же, постарайтесь только выделить немного времени для себя.

45–59 баллов. Ваша жизнь — непрекращающаяся борьба. Вы честолюбивы и мечтаете о карьере. Вы довольно зависимы от чужих оценок, что постоянно держит вас в состоянии стресса. Подобный образ жизни, может быть, приведет вас к успеху на личном фронте или в профессиональном отношении, но вряд ли это доставит вам радость. Все утечет, как вода сквозь пальцы. Избегайте ненужных споров, подавляйте гнев, вызванный мелочами, не пытайтесь всегда добиться максимума, время от времени отказывайтесь от того или иного плана.

Более 60 баллов. Вы живете, как шофер, который жмет одновремен но и на газ, и на тормоз. Поменяйте жизненный уклад. Испытываемый вами стресс угрожает и вашему здоровью, и вашему будущему. Если перемена образа жизни представляется вам невозможной, постарайтесь хотя бы отреагировать на рекомендацию.

Приложение 2

Шкала организационного стресса. (Маклин, русскоязычная адаптация Н. Водопьяновой)

Применение методики: данная шкала измеряет восприимчивость к организационному стрессу (ОС), связанную с недостаточным умением общаться, принимать ценности других людей, адекватно оценивать ситуацию без ущерба для своего здоровья и работоспособности, негибкостью поведения и пассивностью по отношению к активным формам отдыха и восстановления жизненных сил. Чем выше показатель ОС, тем больше уязвимость к рабочим стрессам, чаще переживания дистресса, таких стресссиндромов, как психическое выгорание, хроническая усталость, синдром менеджера. Высокий уровень ОС связан с предрасположенностью к поведению типа «А».

Методика позволяет определить общий индекс ОС и пять дополнительных показателей:

• способность самопознания (когнитивность);


• широта интересов;

• принятие ценностей других;

• гибкость поведения;

• активность и продуктивность деятельности.

Опросник:

№ п/п

Утверждение

Абсолютно верно (всегда)

Верно в большинстве случаев

Нечто среднее

Не совсем верно/ скорее неверно

Абсолютно неверно (никогда)

1.

При возникновении проблем я незамедлительно начинаю активно действовать

2.

После окончания рабочего дня я продолжаю думать о незавершенных или предстоящих рабочих делах

3.

Я работаю с интересными и достойными людьми, уважаю их чувства и мнения

4.

Я хорошо знаю свои собственные слабости и сильные качества, помогающие мне в работе

5.

В нашей организации работает довольно много людей, с которыми у меня теплые и доверительные отношения

6.

Мне нравится много работать, я получаю удовольствие от своей работы

7.

На работе мне часто неинтересно, я работаю только из-за денег

8.

Мне интересно встречаться, разговаривать и работать с людьми различных мировоззрений, отличающихся от моих точек зрения

9.

Часто в моей работе я берусь за большее, чем могу успеть сделать в реальное время

10.

В выходные дни я активно отдыхаю

11.

Я могу работать продуктивно только с теми, кто близок мне по духу (культуре, интересам, менталитету), или с теми, кто похож на меня

12.

Я работаю прежде всего для того, чтобы заработать себе на жизнь, а не потому, что я получаю удовольствие от своей работы

13.

В моей работе я всегда действую рационально, четко определяю приоритеты (первостепенные задачи)

14.

На работе я часто вступаю в спор с людьми, которые думают иначе, чем я

15.

Я испытываю беспокойство по поводу сохранения своей работы

16.

В моей жизни кроме работы я успеваю заняться многими другими интересными для меня делами в различных областях (развлечения, хобби, творчество…)

17.

Я расстраиваюсь, когда дело не получается так, как я хочу

18.

Часто я не знаю, как настоять на своем в спорных вопросах

19.

Я легко (без особого напряжения) нахожу выход из проблемных (трудных) рабочих ситуаций, мешающих мне достичь поставленных целей (задач)

20.

Я часто не согласен(а) с моим непосредственным начальником или вышестоящими руководителями


Обработка и интерпретация результатов. В соответствии с общим «ключом» подсчитывается общее количество баллов — общий индекс ОС. Чем меньше его величина, тем выше толерантность к стрессу и устойчивость продуктивной деятельности.

ОС больше 50 баллов — высокая восприимчивость к организационному стрессу и предрасположенность к поведению типа «А» (по Фридману).

ОС в интервале 49–40 баллов — средняя стресстолерантность и предрасположенность к поведению типа «AБ» (промежуточный тип поведения).

ОС меньше 39 баллов — высокая толерантность к организационному стрессу и предрасположенность к поведению типа «В» — «иммунному» типу поведения.

Полезную информацию для разработки антистрессовых мероприятий, направленных на коррекцию персональной восприимчивости организационных стрессов, может дать сравнительный анализ показателей пяти субшкал.

Общий «Ключ»:

Утверждение

Абсолютно

верно

(всегда)

Верно

в боль-

шинстве

случаев

Нечто

среднее

Не совсем

верно/

скорее

неверно

Абсолютно

неверно

(никогда)

1

1

2

3

4

5

2

5

4

3

2

1

3

1

2

3

4

5

4

1

2

3

4

5

5

1

2

3

4

5

6

1

2

3

4

5

7

5

4

3

2

1

8

1

2

3

4

5

9

5

4

3

2

1

10

1

2

3

4

5

11

5

4

3

2

1

12

5

4

3

2

1

13

1

2

3

4

5

14

5

4

3

2

1

15

5

4

3

2

1

16

1

2

3

4

5

17

5

4

3

2

1

18

5

4

3

2

1

19

1

2

3

4

5

20

5

4

3

2

1