Файл: Методология стрессоустойчивости как качества личности.pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 109
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ, КАК КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ
Методология стрессоустойчивости как качества личности
1.2. Особенности и способы повышения стрессоустойчивости личности
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ ЛИЧНОСТИ СОТРУДНИКОВ ООО «ПУМА-РУС»
2.1. Организация исследования: цель и задачи, методики исследования.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования.
Ни в какой сфере психической деятельности так часто и так кстати не употребляется термин "состояние", как в эмоциональной жизни. В эмоциях ярко проявляется тенденция специфически окрашивать переживания и деятельность человека, предоставлять им временную направленность и создавать качественную специфику психического.
К эмоциональным состояниям личности относятся настроения, аффекты, страсти, тревога, страх, стресс.
Человек, анализируя свои поступки, употребляет понятие "состояние". Кому не знакомы выражения: "Я был в таком состоянии, что не мог работать ..." или "Я сейчас в таком состоянии, что могу горы свернуть"? Речь идет о психическом состоянии человека как одну из основных категорий психологии наряду с психическими процессами и свойствами личности. Выделение сферы психических состояний заполняет пробел в системе психологи между психическими процессами (ощущение, восприятие, мышление, память, воображение) и психическими свойствами личности (направленность, способности, темперамент, характер). В отличие от психических процессов как динамического компонента проявлений психики и психических свойств как закрепленности, повторяемости проявлений психического, психическое состояние - это статический компонент психики. Однако названные компоненты не следует рассматривать на уровне линейной связи: ведь психическое состояние влияет на протекание психических процессов, оно может превращаться в свойство личности, которая, в свою очередь, обусловливает возникновение состояния.
Существенной особенностью психического состояния является то, что оно характеризует психическую деятельность, придавая ей специфичность. Характеристика всегда подчеркивает специфические черты. Специфичность состояния, прежде всего, означает специфичность протекания психических процессов. Так, состояние рассеянности часто характеризуется отклонениями в сфере чувства и восприятия, памяти, мышления, ослаблением волевой активности, нередко специфическими эмоциональными переживаниями (печаль, раздражение). Без психических процессов не может быть психических состояний, но последние отличаются большей целостностью и прочностью. Психические процессы могут перейти в психические состояния. Например, процесс восприятия произведения искусства от впечатления о нем может перейти в психическое состояние - тревоги или радостного возбуждения. Психическое состояние тесно связано с индивидуальными свойствами личности, поскольку оно характеризует психическую деятельность не вообще, а индивидуально. Состояние страха у одного человека может проявляться в психическом возбуждении, а у другого - в психическом оцепенении, торможении психической деятельности. Так же, как психические свойства отражаются на психических состояниях, психические состояния могут переходить в психические свойства. Если человек очень часто испытывает состояние тревоги, возможно формирование личностного свойства – тревожности и эмоционального выгорания. Но соответствие между психическим состоянием и чертой личности не является правилом. Так, рядом со "стремительностью" как устойчивой свойством холерического типа существует "стремительность" как состояние, которое может возникать у каждого человека и не составлять характерное свойство поведения.
Психические состояния могут положительно влиять на выполняемую деятельность (трудовую, учебную, спортивную), на процесс общения, а могут и дезорганизовать их, то есть возможность осуществлять регулирующее воздействие, поскольку возникновение того или иного состояния связано с изменением деятельности.
Поскольку такое психическое состояние личности, как стресс, является распространенным в современном мире, и все больше можно наблюдать симптомы усугубившегося состояния стресса – эмоционального или профессионального выгорания – данная тема достаточно актуальна для рассмотрения и исследования, для получения картины профилактики, а так же для формирования и поддержания стрессоустойчивости, как качества здоровой личности.
Цель: сравнить уровень стрессоустойчивости личности администраторов и администраторов-кассиров с уровнем стрессоустойчивости личнсоти продавцов и кладовщиков компании ООО «Пума-Рус».
Для достижения поставленной цели нами предусматривалось решение следующих задач:
- Изучить методологию стрессоустойчивости как качества личности.
- Рассмотреть особенности повышения стрессоустойчивости личности.
- Провести эмпирическое исследование стрессоустойчивости личности сотрудников ООО «Пума-Рус».
- Обобшить результаты исследования.
Гипотеза: мы предполагаем, что администраторы и администраторы-кассиры будут характеризоваться большим уровнем стрессоустойчивости личности, чем продавцы и кладовщики.
Объект исследования: сотрудники компании ООО «Пума-Рус».
Предмет исследования: стрессоустойчивость личности сотрудников компании ООО «Пума-Рус».
Методики исследования:
1. Инвентаризация симптомов стресса (Т. Иванченко и соавторы) [12; 29]..
2. Шкала организационного стресса. (Маклин, русскоязычная адаптация Н. Водопьяновой) [12; 11].
4. Опросник "Профессиональное выгорание" (русскоязычная версия Н. Водопьяновой, Е. Старченковой) [12; 144].
5. Тест "Персональная компетентность во времени" (Н. Водопьянова) [12; 189].
Для определение степени значимости различий результатов в первой и второй группах используем U-критерий Манна-Уитни.
Методическая база: исследование проводилось на базе компании ООО «Пума-Рус». Исследование проводилось с сотрудниками розничной торговли. В нем принимали участие две выборки респондентов:
1 группа: администраторы – 8 человек
администраторы - кассиры – 8 человек;
2 группа: продавцы – 10 человек
кладовщики – 6 человек.
Группы выборки распределены именно таким образом, поскольку специалисты этих должностей являются представителями розничной торговли, работают с людьми и являются материально ответственными. Администраторы и администраторы – кассиры находятся на позиции менеджеров в компании, а продавцы и кладовщики на позиции исполнителей. Также, для наибольшей объективизации результатов учитаны схемы графиков работы: администраторы и админисираторы – кассиры (в дальнейшем - кассиры) работают «2 через 2»: смена составляет 11 часов и 1 час обеда, а продавцы и кладовщики имеют гибкий график работы, составляющийся заранее директором магазина на месяц, смена составляет 9 часов, из них 1 час обеда. А график работы имеет значимый коэффициент стрессогенности для сотрудников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ, КАК КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ
Методология стрессоустойчивости как качества личности
Для исследования категории «стрессоустойчивость» необходимо в первую очередь рассмотреть ее базис – явление стресса и профессионального выгорания, как реакции организма человека на стресс.
Человек, как и любое другое живое существо в течение всей своей жизни старается приспособиться к условиям окружающей среды, которые постоянно меняются и представляют угрозу нарушения стабильности его существования. Чтобы преодолеть возникающие трудности человеку приходится мобилизировать все свои внутренние ресурсы, достигая определенного уровня напряжения.
О стрессе пишут много и часто, этим словом обозначают широкую гамму состояний человека.
Стресс – это психологичнское состояние личности.
Стресс (англ. stress - напряжение) - состояние напряженности - совокупность защитных физиологических реакций, наступающих в организме животных и человека в ответ на воздействие различных неблагоприятных факторов (стрессоров) - холода, голодания, психических и физических травм, облучения, кровопотери, инфекции и т.д. [49; 511]. Стрессор - неблагоприятный фактор, вызывающий в организме животного или человека состояние напряженности - стресс [49; 511]. Жизнь подчас становится суровой и безжалостной школой для человека. Трудности, возникающие на жизненном пути человека (от мелкой проблемы до трагической ситуации) вызывают у него негативные эмоциональные реакции, сопровождающиеся физиологическими и психологическими нарушениями [49; 513].
В общем случае «стресс – это процесс приспособления к обстоятельствам, которые нарушают или представляют угрозу нарушения равновесия организма [7; 36]. Стрессоры - это события и ситуации, к которым люди должны приспособиться. Стрессовые реакции – это физические, психологические и поведенческие реакции на стрессоры» [9; 52]. Следует сказать, что не всякое воздействие вызывает стресс. Он возникает только тогда, когда влияние стрессора превосходит обычные приспособительные возможности человека.
Р.С. Немов рассматривает стресс как разновидность аффекта, определяя его как «особое психофизиологическое состояние, которое возникает у человека при чрезмерных психических или физических перегрузках, которые организм и психика человека уже не выдерживают и в них наблюдаются серьезные расстройства» [40; 311].
Г. Селье, который предложил понятие стресса в 1936 г., определяет стресс как «неспецифический ответ организма на любое предъявленное к нему требование» [46; 50]. Ему удалось установить, что на различные неблагоприятные воздействия организм отвечает не только специфической конкретной для каждого воздействия реакцией, но и общей однотипной комплексной реакцией, которая происходит по универсальной модели вне зависимости от природы воздействия.
Многие психологи исследовали роль стрессовых состояний в жизни человека. Понятие «стресс», основные стадии, фазы стресса раскрыл в своих классических исследованиях Г. Селье. В 1935 г. американский физиолог У. Кеннон впервые определил активную релаксацию, которая является защитной реакцией во время стресса, как реакции борьбы или бегства. Врачи Т. Холмс и Р. Раге (США) изучали зависимость заболеваний от разных стрессогенных жизненных событий в более чем 5 тыс. пациентов. Они пришли к выводу, что психическим и физическим заболеваниям обычно предшествуют важные изменения в жизни человека [46; 111].
Г. Селье описал три стадии стресса, характерные для любого адаптационного процесса. Первая стадия – стадия тревоги, когда в ответ на воздействие мобилизуются защитные силы организма, повышающие его устойчивость. На этой стадии организм демонстрирует изменение психофизиологических параметров и еще справляется с нагрузкой. У некоторых людей даже несколько повышается работоспособность. На второй стадии сопротивления воздействию реакция тревоги замещается реакцией адаптации и\или возвращением к равновесию. Параметры, выведенные из равновесия на первой стадии, закрепляются на новом уровне и обеспечивают мало отличающееся от нормативного реагирование организма на воздействие окружающей среды. Если стресс продолжается слишком долго или его параметры слишком интенсивны, то исчерпываются функциональные резервы, необходимые для адаптации и наступает третья стадия – стадия истощения. Г. Селье дифференцировал и само понятие стресса, он разделил понятие стресса на «эустресс» - положительные эмоциональные реакции организма на предъявляемые к нему требования, соответствующие его ресурсам и «дистресс» – эмоционально-стрессовые состояния, характеризуемые отрицательными переживаниями в силу недостатка имеющихся ресурсов для реализации предъявляемых требований. Дистресс (англ. distress - горе, страдания, истощение) - стресс, который негативно влияет на организм и может полностью расстроить поведение и деятельность человека. Хроническое переживание дистресса вызывает серьезные дисфункциональные и патологические нарушения в организме [46; 102]. Но и в том и в другом случае, каким бы стресс не был – положительным или отрицательным, это всегда будет состояние потери равновесия. Стресс, считал Г. Селье, присущ самой нашей жизни, он – неотъемлемый компонент существования [46; 55]. Как подчеркивал А.Г. Маклаков «являясь одновременно самостоятельным физиологическим, психическим и социальным явлением, стресс по своей сути представляет собой еще один вид эмоционального состояния» [40; 11].
Проявления стресса исключительно разнообразны и вызываются большим количеством факторов, поэтому для изучения стресса возникает необходимость систематизации. На сегодняшний день различают системный (физиологический - болевые воздействия, холод, высокая температура и др.) стресс и психический стресс.
Физиологический стресс вызывается непосредственным действием неблагоприятного стимула на организм. Например, человек погружает руку в ледяную воду и у него возникают стереотипные реакции (он выдергивает руку из воды). Психический стресс как более сложное интегративное состояние требует обязательного анализа значимости ситуации с включением интеллектуальных процессов и личностных особенностей индивида. Если при физиологическом стрессе реакции индивида стереотипны, то при психическом — индивидуальны и не всегда предсказуемы. Психический стресс может возникать не в силу объективных обстоятельств, а в связи с индивидуальными особенностями восприятия ситуации конкретным человеком. Поэтому невозможно выделить универсальные психологические стрессоры и универсальные ситуации, вызывающие психический стресс в равной мере у всех людей [32; 51].
Исходя из основных факторов, вызывающих стресс, психический стресс, считает А.Г. Маклаков, можно поделить на две большие группы: информационный и эмоциональный, хотя это деление является условным. При информационном стрессе человек попадает в ситуацию, когда вследствие чрезмерной информационной перегрузки человек не успевает справляться в требуемом темпе с качественной переработкой информации и принятием ответственных решений [37; 61]. Возникновение эмоционального стресса связано с ситуациями угрозы, опасности, обиды и пр. Это деление, однако, является весьма приблизительным - на практике трудно разделить информационные и эмоциональные стрессоры и выделить ведущий.
Например, информационный стресс в результате перегрузки и ошибочной оценки ситуации может вызвать высокое эмоциональное возбуждение, однако, подобные чувства могут встречаться и в ситуациях, не связанных с переработкой информации. Стоит также отметить, что эмоциональный стресс вызывает в организме такие же изменения как и физиологический, например тяжелая физическая работа и волнение, связанное с ответственностью за выполняемую деятельность, могут сопровождаться одинаково сильным сердцебиением. Исследования показали, что человек во время собеседования при приеме на работу затрачивает столько же энергии, сколько за целый день тяжелого физического труда [6; 11].