Файл: Методология стрессоустойчивости как качества личности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 104

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, психический стресс можно охарактеризовать «как состояние организма, возникающее в процессе взаимодействия индивида с внешней средой, сопровождающееся значительным эмоциональным напряжением в условиях, когда нормальная адаптивная реакция является недостаточной» [13; 181].

Стресс в общем случае можно рассматривать как процесс, состоящий из стрессовых ситуаций (стрессоров), реакций человека на эти ситуации (стрессовые реакции) и промежуточные факторы (посредники стресса), которые усиливают или уменьшают воздействие стрессовых ситуаций [18; 313].

Последствия стрессовых состояний могут быть как положительными (стресс мобилизует творческую деятельность личности, дает возможность реализовывать адаптивные резервные возможности и т.д.), так и отрицательными (возникновения различных заболеваний, тревожность, замкнутость и т.д.). Тяжелый стресс может быть причиной расстройств адаптации. Поэтому одной из актуальных задач профилактики стресса является развитие адаптивности и стрессоустойчивости личности [22; 111].

Согласно Ю.В. Щербатых объективные причины стресса можно разделить на 4 группы [50; 34]: условия жизни и работы, люди, с которыми происходит взаимодействие, социальные факторы среды, чрезвычайные обстоятельства;

Любые события можно считать источниками стресса, если к ним надо приспосабливаться. Даже приятные события (например, праздники) могут вызвать нервное истощение от перенагрузки эмоциональной сферы. Однако чаще всего со стрессом связывают такие неприятные события и ситуации как фрустрация, дефицит времени, травма, конфликт, жизненная перемена [8: 98].

Стресс имеет разрушительные последствия для человека, но к счастью есть возможность управлять стрессовыми реакциями с целью их уменьшения [11; 19].

Действие стрессоров в значительной степени зависит от обстоятельств, в которых они действуют и от физических и психологических характеристик личности. Эти обстоятельства называют посредниками стресса. Они могут увеличивать или уменьшать воздействие стресса. К ним относятся способность к прогнозированию, контроль, когнитивная интерпретация, социальная поддержка и навыки преодоления [20; 54].

Одним из посредников стресса Александров А. называет когнитивную интерпретацию: «Когнитивная интерпретация – это то, что люди думают о стрессорах, как они воспринимают ту или иную трудную ситуацию, неприятное событие. Было показано, что стрессор сильнее действует на того, кто воспринимает его как угрозу, чем на того, кто воспринимает его как стимул к действию или как трудную задачу» [3; 128]. Даже в случае чрезвычайных ситуаций действие сильных стрессоров может быть воспринято менее серьезно, если воспринимать его как испытание, а не как катастрофу. Как считает Н Пезешкиан «…конфликты возникают в течение жизни человека, как результат его соприкосновения, столкновения с внешним миром и участия в нем, они не являются чем-то неизбежным, необходимым, предопределенным судьбой, а представляют собой проблемы и задачи, которые мы попытаемся решить» [6; 41].


Стрессовые реакции могут быть физическими, психологическими и поведенческими [17; 67].

К физическим стрессовым реакциям относятся хроническая усталость, колебания в весе, потеря аппетита или, наоборот, неутолимый голод, бессонница, нарушения артериального давления и т.п.

К психологическим реакциям относятся нарушения памяти, сосредоточения, беспричинное беспокойство, отсутствие интереса к сексу, чувство одиночества.

К поведенческим – потеря интереса к своей внешности, злоупотребление алкоголем, успокоительными препаратами, чрезмерное курение и пр.

Все три типа реакций могут сочетаться, особенно, если воздействие стрессоров достаточно интенсивно. Например, поездка в летний день в душной электричке может вызвать физическую реакцию (головокружение), психологическую (подавленное настроение) поведенческую (раздражительность и высокую готовность к конфликту).

К физическим реакциям на угрожающее событие или опасную ситуацию относятся учащение сердцебиения, потливость, дрожь в мышцах и другие телесные проявления. Такое реагирование должно подготовить организм к встрече или бегству от внезапной угрозы (реакция борьба-бегство). При снижении опасности эти симптомы устраняются [36; 62].

Психологические стрессовые реакции делятся на эмоциональные и когнитивные [17; 71].

1). Эмоциональные стрессовые реакции.

Физические реакции на стресс обычно сопровождаются эмоциональными. Наиболее распространенными из них являются: тревога (страх), гнев, тоска (депрессия). В большинстве своем эмоциональные стрессовые реакции проходят вскоре после прекращения действия стрессора. Например, после сдачи ответственного задания тревога сменяется облегчением и даже эйфорией. Однако, если стрессоры действуют долго, то человек начинает испытывать нервное истощение, нарастают чувство усталости, депрессия и безнадежность. Нередко постоянное эмоциональное возбуждение становится таким привычным, что затруднительно уже определить причину этого постоянного чувства напряжения и тревоги. В этом случае может развиться генерализованное тревожное расстройство («свободно витающий страх»). В других случаях человек, который держит долгое время под контролем очевидные эмоциональные стрессовые реакции, может внезапно испытать сильный приступ тревоги или паники по непонятным для него причинам («паническое расстройство»).

2). Когнитивные стрессовые реакции.

Когнитивные стрессовые реакции проявляются в виде ухудшения памяти, мыслительных функций, расстройства речи, снижения способности к концентрации. Для тревожных, мнительных, неуверенных в себе людей характерна реакция катастрофизации (драматизации) – преувеличение последствий отрицательных событий или застревание на них. Когнитивные реакции на стрессоры могут сами создавать дополнительные стрессовые реакции. Так во время аттестации, у некоторых хорошо подготовленных, но тревожных сотрудников возникают когнитивные проблемы: «ступор», ухудшение памяти и скорости реакции, что может привести к неудаче.


Другие когнитивные реакции действуют в направлении уменьшения действия стрессоров. Психологические реакции, призванные защитить человека от тревоги и других негативных переживаний, сопровождающих стресс, З. Фрейд назвал «механизмами психологической защиты». К ним относятся отрицание, вытеснение, интеллектуализация, замещение, проекция и пр. [21; 41].

Таким образом, физические и эмоциональные реакции сигнализируют о неблагополучии, а когнитивные реакции могут заглушать эти сигналы, не давая человеку развить стратегии преодоления стресса или ликвидировать его источники. К счастью, многие люди демонстрируют рациональные и конструктивные реакции, позволяющие им находить позитивные решения по выходу из стресса [17; 71].

Основываясь на оценке значимости ситуации и ресурсов для ее преодоления при соответствующей эмоциональной реакции, субъект осуществляет действия по совладанию со стрессом – копинг. Сущность копинга была определена Р. Лазауросом [30; 65]: «Копинг – это когнитивные и поведенческие усилия по управлению специфическими внешними или внутренними требованиями (и конфликтами между ними), которые оцениваются как напрягающие или превышающие ресурсы личности». Там же отмечается, что эффективность копинг-стратегий существенно зависит от особенностей стрессовой ситуации и личных ресурсов человека, поэтому одна и та же копинг-стратегия может быть эффективной в одной ситуации и неэффективной и даже приносящей вред – в другой [47; 69]..

Следует также упомянуть такую характеристику личности как «негативная аффективность», под которой понимают заниженную самооценку, постоянно негативное эмоциональное состояние. Такие люди воспринимают все окружающее в темных тонах, а окружающую обстановку как стрессогенную, что усиливает их восприятие стресса [4; 59].

Американский психотерапевт Аарон Бек описал два типа личности, отличающихся повышенной чувствительностью к стрессу «социально-зависимый» и «автономный» [2; 203]. «Социально-зависимые» люди чрезмерно чувствительны к оценке их поведения другими людьми. От окружающих они ждут одобрения, принятия и поддержки. Любое неодобрение или осуждение является для них сильнейшим стрессом. «Автономный» тип личности является независимым и нетерпимым к любым ограничениям его свободы. Такие люди воспринимают общепринятые общественные нормы и правила как угрозу своей независимости или своему образу жизни. В результате они очень остро воспринимают события, которые могут быть интерпретированы как вторжение или принуждение. Физическое ограничение также является мощным стрессором для людей такого типа.


Тип резистентной к стрессу или «выносливой» личности был описан американскими исследователями, работающими над «Чикагским стрессовым проектом» (руководитель проекта Сузанна Кобаса). Они анализировали реакции у руководителей деловых фирм, которым пришлось работать в условиях сильного стресса. Устойчивые к стрессу личности обладали следующими чертами [5; 25]:

  • Они верили в то, что они делают и сильно дорожили своими целями и ценностями.
  • Они обладали уверенностью в своей способности контролировать ситуацию и осуществлять оптимальные прямые действия при решении рабочих задач.
  • Стрессовая ситуация воспринимается такими людьми как вызов возможностям своего личностного роста, а не как угрозу своему самоуважению, свободе, независимости и безопасности

Среди заболеваний, связанных с действием неблагоприятных стрессовых ситуаций особенно выделяются расстройства функции самой нервной системы: неврозы, посттравматическое расстройство, эмоциональное выгорание. В последние годы все чаще говорится о взаимосвязи и взаимовлиянии профессионального стресса, и синдрома психологического выгорания работников (СПВ). Стресс на рабочем месте - несоответствие между личностью и предъявляемыми к ней требованиями - является ключевым компонентом СПВ[10; 28].

Приоритет в исследовании нарушений адаптации принадлежит медицине. В материалах Всемирной Организации Здравоохранения существует специальное исследование, посвященное вопросам психической дезадаптации субъектов социономических видов деятельности как явление «психического выгорания (сгорания)» - «Staff burnout». Авторы утверждают, что хотя синдром профессионального выгорания является важной проблемой современности, но, несмотря на продолжительность своего существования эта категория не имеет до сих пор однозначного определения и у специалистов нет единства мнения о содержательной стороне синдрома [8; 75].

Понятие "профессиональное выгорание" появилось в психологии сравнительно недавно, лет 20 назад. Термин введен американским психиатром Х. Дж. Фрейденбергером в 1974 году для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально насыщенной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Первоначально этот термин определялся как состояние изнеможения, истощения с ощущением собственной бесполезности [27; 61].

Прежде всего, следует отметить, что профессиональное выгорание приобретается в жизнедеятельности человека. Этим «выгорание» отличается от различных форм эмоциональной ригидности, которая, определяется органическими причинами - свойствами нервной системы, степенью подвижности эмоций, психосоматическими нарушениями [42; 11].


Профессиональное выгорание является приобретенным стереотипом эмоционального, чаще всего профессионального поведения. «Выгорание» отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время, могут возникать его дисфункциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами [29; 864].

В.В. Бойко рассматривает феномен « профессионального выгорания» как механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. Согласно данной концепции, синдром выгорания рассматривается как динамический процесс, который возникает поэтапно в соответствии с развитием механизма стресса (фазы тревоги, резистенции, истощение) [16; 211].

Стресс в жизни человека играет весьма заметное место. Даже в состоянии полного расслабления человек переживает некоторый стресс, связанный с приятными и неприятными переживаниями. Поэтому важным этапом в жизни человека является умение формировать собственную устойчивость к стрессорам.

Стрессоустойчивость - это общее качество личности, которое характеризуется способностью противостоять стрессовым факторам за период времени, необходимый для организации новых условий, в которых данный стрессор не будет угрожающим [38; 69]. Стрессоустойчивость обеспечивает высокую эффективность деятельности и сохраняет здоровье молодого человека. В ситуациях возможного возникновения стресса должны быть определены дополнительные пути выхода из стрессовых ситуаций. Стрессоустойчивость будет обеспечивать высокую эффективность деятельности и будет способствовать сохранению здоровья человека, если он будет креативно мыслить в решении своих проблем [14; 39].

Ученые А. Кочарян, В. Мозговой предложили структурный подход к анализу феномена стрессоустойчивости. Они рассматривали стрессоустойчивость как личностный симптомокомплекс, имеющий определенную структурную организацию, которая развивается в онтогенезе, и выявляет девиации при различных патологических состояниях. Специфическими признаками отсутствия устойчивости к стрессам являются: низкая дифференцированность, снижение адаптационного потенциала, сохранение биполярной структуры организации факторов и т.д. [35; 111].

Молодой человек может часто находиться в стрессовых и конфликтных ситуациях, что приводит к увеличению психических нагрузок, нарушения равновесия нервных процессов и сопровождается снижением стрессоустойчивости. Для выделения основных компонентов стрессоустойчивости нужно рассмотреть структуру устойчивости к конфликтам, которая состоит из следующих компонентов: