Файл: Теоретические основы использования наглядности в начальных классах.pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 201
Скачиваний: 9
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА I. Теоретические основы использования наглядности в начальных классах
1.1. Активизация познавательной деятельности обучающихся
1.2. Наглядность и ТСО как средства активизации познавательной деятельности обучающихся
1.3. Технические средства обучения в начальных классах
ГЛАВА II. Опытно-экспериментальная работа по использованию наглядности как принципа обучения
2.1. Констатирующий эксперимент
2.3. Динамика позитивных изменений, в развитии личности обучающегося начальных классов
Приложение 3
Интегрированный урок «Весенние изменения в неживой природе»
Цели:
- продолжить знакомство с весенними изменениями в природе;
- познакомить с научно-популярным и художественным текстом;
- развивать познавательную активность;
- развивать умение наблюдать, сравнивать, выделять главное;
- пробуждать интерес к предмету;
- прививать стремление видеть прекрасное в природе и
произведениях искусства;
Оборудование:
- опорный конспект к параграфу;
- картина Левитана «Март»;
- напечатанные пословицы о весне;
- стихотворение А. Майкова на листочках для каждого ребенка;
- учебник Плешакова А. А. Мир вокруг нас. 2 класс;
- рассказ А. П. Чехова «Весной». ( Родничок, с. 23)
ТСО:
- аудиозапись стихотворения А. Плещеева;
- видеозапись весенних изменений в природе;
Ход урока.
I. Психологический настрой.
Что это сделалось с городом нашим?
Право, совсем не узнаешь его!
Сдернута с неба завеса туманов.
По небу блеск, на земле торжество!
Точно какой победитель вступает
В город – и все пробудилось от сна…
Да, победитель! И вот уже птицы
Словно уж грянули: «Здравствуй, весна!»
А. Майков.
II. Сообщение целей.
Сегодняшний урок мы посвящаем весенним изменениям в неживой природе. Урок будет необычен тем, что мы познакомимся как с научной картиной весны, так и с тем, как приход весны видят писатели, поэты, художники.
III. Работа над новым материалом.
1) Проверка Д/З.
Дети в творческом альбоме читают поговорки, загадки, приметы о весне и показывают рисунки по материалам экскурсии
2) Закрепление знаний экскурсии.
Дети рассматривают репродукцию Левитана «Март» и слушают аудиозапись стихотворения А. Плещеева.
- Опишите неживую природу весной.
- Как называется весенний разлив реки?
( Просмотр видеозаписи – ледоход и половодье)
3) Работа с учебником (Плешаков А. А. Мир вокруг нас. 2 класс)
Сейчас познакомимся с научной картиной весны. Откройте 86 с.
Читать будем по абзацам. Выделяем самое главное, составляем опорный конспект.
- Расскажите статью по опорному конспекту.
(Можно приготовить отпечатанные карточки. А вообще на каждый урок у доски дети произвольно используют цветные мелки, а в рабочей тетради – цветные стержни)
физ/мин
IV. Работа с художественным произведением.
Первичное чтение.
- Вам нравится весна?
- Какие чувства вы испытываете с ее приходом?
- А сейчас мы послушаем, как описывает приход весны А. П. Чехов. Весной
- Какими чувствами хотел поделиться с вами автор?
(Работа со словарём настроений – у каждого ребенка)
Вторичное чтение.
-Чем научный текст отличается от художественного?
- Попробуйте выразить это в своем чтении.
Выборочное чтение.
- Прочитайте, как автор описывает солнце. Найдите олицетворение.
(Лучи… что делают?)
- Попробуйте еще найти олицетворение.
( Река… что делает?)
- Чем, по мнению Чехова, хорошо заниматься весной? А что любите делать вы?
- Любит ли автор весну? Докажите словами из текста.
V. Рефлексия.
- Как вы думаете, что нам сегодня особенно удалось?
- Кого хотите похвалить?
- Значит, мы не зря провели эти минуты вместе?
Урок русского языка во 2-м классе. Тема: «Родовые окончания имен прилагательных»
Тип: урок-исследование.
Цель: создать условия для распознавания родовых окончаний имён прилагательных.
Урок основан на дидактических принципах, разработанных академиком Л.В.Занковым:
- обучение на высоком уровне трудности;
- ведущая роль теоретических знаний;
- быстрый темп прохождения учебного материала;
- осознание школьниками процесса учения;
- систематическая работа над развитием всех учащихся.
При построении урока учитывались положения технологии проблемного обучения.
Планируемый результат:
В ходе урока учащиеся:
- смогут узнать, какие родовые окончания бывают у имен прилагательных;
- будут учиться распознавать их;
- будут продолжать обучаться самостоятельно «открывать» знания по теме урока;
- продолжат развитие умения работать в группе.
Оборудование:
- Полякова А.В. Русский язык. Учебник для 2 класса (1-4).
- Словарные слова на карточках с пропуском букв.
- Бажов П.П. «Малахитовая шкатулка». М.: 2004.
- Рабочие листы для проведения исследования.
- План работы (для каждой группы).
- Карточка для формулирования вывода-отчёта (для каждой группы).
- Карточки для составления таблицы «Родовые окончания имён прилагательных»:
в м.р. |
-ой |
-ый |
-ий |
в ж.р. |
-ая |
-яя |
|
в с.р. |
-ое |
-ее |
- Сигналы «Светофор».
- Рисунок «Хитрый вопрос».
- Игрушка ящерица.
- Карточки-номера групп.
- ТСО: магнитофон, компакт-диск «Ocarina».
Проект урока.
Актуализация знаний происходит при работе со словарными словами. Выделяя «лишнее» слово из предложенных, учащиеся осваивают мыслительные операции (анализ, сравнение), обобщают имеющиеся знания об изучаемой части речи – имени прилагательном.
При выполнении практической работы учащиеся сталкиваются с заданием, которое они не могут выполнить (т.к. оно не сходно с выполняемыми ранее). Дети формулируют вопрос, для ответа на который учитель предлагает по плану провести исследование. Работа организуется в группах.
Материалом для исследования послужили словосочетания из прочитанных детьми сказов П.П.Бажова («Серебряное копытце», «Голубая змейка», «Огневушка - поскакушка»).
На этапе проработки нового материала на теоретическом уровне учащимся предлагается сравнить результаты исследования с материалом учебника и внести дополнения в составленную таблицу.
Домашнее задание направлено на применение и закрепление изученного на уроке.
На этапе подведения итогов урока дети называют родовые окончания имён прилагательных, делают вывод о необходимости их знания.
Ход урока
I. Организационный момент
- проверка готовности;
- эмоциональный настрой;
- массаж пальцев рук.
II. Словарная работа с актуализацией знаний
На доске - словарные слова на карточках с пропуском букв:
Учитель: Прочитайте слова. Чем они все похожи?
Дети: - Это слова из словаря;
- это слова с непроверяемыми орфограммами;
Учитель: Запишите в тетрадь, вставляя пропущенные буквы.
При проверке написания ребёнок называет вставленную букву, дети оценивают правильность, поднимая сигналы «светофора».
Учитель: Какое слово из данных может быть «лишним» и почему?
Дети: - «Лишнее» слово-абзац, т.к. написание начинается с гласной буквы;
- «лишнее» слово- календарь, т.к. в нём 3 гласных, значит 3 слога, а в других словах-2;
- «лишнее» слово- город, т.к. на конце слова - парная согласная буква;
- «лишнее» слово - большой, т.к. относится к части речи имя прилагательное, а другие слова - нет;
Учитель: Почему я предложила вам слово этой части речи?
Дети: - Изучаем тему «Имя прилагательное».
Учитель: Что уже узнали на уроках об этой части речи?
В течение 1-2 минут дети в группах повторяют известные сведения.
Затем звучит музыкальный фрагмент, во время которого дети передают друг другу игрушку-ящерку. Звучание музыки останавливается. Тот, у кого в руках осталась игрушка, выходит отвечать.
Дети оценивают правильность и полноту ответа сигналами «светофор».
Учитель: Составьте словосочетания с записанными словарными словами, запишите их в тетрадь.
Дети: Большой город, большой календарь, большой абзац.
Учитель: Укажите род, число имени прилагательного.
Дети: Имя прилагательное стоит в том же роде и числе, что и имя существительное, с которым оно связано. Город - он, этот, мой; имя существительное мужского рода, обозначает один предмет, значит, стоит в ед. числе. Следовательно, имя прилагательное «большой» стоит в мужском роде и в единственном числе.
Учитель: Предложите ещё задания, которые можно выполнить с именем прилагательным.
Дети: Подберите к прилагательному «большой» синонимы.
(Огромный, громадный, большущий)
Дети: Подберите к прилагательному «большой» антонимы.
(Маленький, небольшой, малюсенький).
Учитель: Спасибо. Теперь выделите родовое окончание у имени прилагательного.
Дети в замешательстве. Они не могут выполнить задание.
III. Постановка вопроса к теме урока
Учитель: Вы смогли выполнить задание? Почему не получилось?
Дети: Мы не знаем, что такое родовое окончание,
Мы такое задание ещё не выполняли.
Учитель: Какой возникает вопрос?
Дети: Что такое родовые окончания имен прилагательных?
Какие родовые окончания бывают у имён прилагательных?
Как выделить родовые окончания?
Учитель: Ответить на эти вопросы вам поможет исследование.
IV. Исследование (работа в группах)
1. Задания для групп (рабочие листы)
Группы 1,4:
платок голубенький
змейка голубенькая
платье голубенькое
Группа 2,5:
путь дальний
дорога дальняя
место дальнее
Группа 3,6:
песок золотой
струйка золотая
облачко золотое
2. План работы (для каждой группы):
1. Прочитайте словосочетания.
2. Укажите имена существительные и имена прилагательные.
3. Определите род имён существительных.
4. По роду имени существительного определите род имени прилагательного.
5. Выделите у имён прилагательных изменяемую часть - окончание (?).
6. Сформулируйте вывод-отчёт.
В ходе отчета групп на доске составляем таблицу:
«Родовые окончания имён прилагательных»
в м.р. |
-ой |
-ий |
в ж.р. |
-ая |
-яя |
в с.р. |
-ое |
-ее |
3. Вывод-отчёт группы
1. Мы работали со словосочетаниями (назвать)
2. По роду имён существительных определили род имён прилагательных.
3. У имён прилагательных выделили изменяемую часть - окончание.
4. Мы узнали, что у имен прилагательных:
- в мужском роде окончания…;
- в женском роде окончания…;
- в среднем роде окончания… .
V. Сверка результатов исследования с материалом в учебнике
Учитель: Откройте учебник на странице 143. Прочитайте правило. Что заметили?
Дети: В таблице мы отметили не все родовые окончания имён прилагательных.
У прилагательных в мужском роде может быть окончание –ый.
Учитель: Внесём его в таблицу.
Таблица принимает вид:
в м.р. |
-ой |
-ий |
-ый |
в ж.р. |
-ая |
-яя |
|
в с.р. |
-ое |
-ее |
Учитель: Вернёмся к заданию, которое вы не смогли выполнить вначале. Теперь вы сможете его выполнить?
Дети: Да, теперь мы сможем выделить родовое окончание имени прилагательного «большой». Это окончание –ой, т.к. прилагательное стоит в мужском роде.
VI. Постановка темы урока
Учитель: На какой вопрос отвечали в ходе работы?
Дети: Мы отвечали на вопрос: «Какие родовые окончания бывают у имен прилагательных?»
Учитель: Какова тема урока?
Дети: Тема нашего урока: «Родовые окончания имён прилагательных».
VII. Домашнее задание.
Стр. 143, правило; № 333; повторить словарные слова.
VIII. Итог урока.
Учитель: Какие родовые окончания бывают у имён прилагательных?
Для чего их необходимо знать?
Классный час «Удивительный мир природы». 2-й класс (с использованием ИКТ)
Форма проведения: урок – виртуальная экскурсия.
Тип урока: закрепление, обобщение и углубление приобретенных знаний, умений, навыков.
Образовательная система: «Школа 2100».
Цель урока: воспитание чувства ответственности за своё поведение в природе, - выработка знаний о нормах и правилах поведения в природе, потребности в общении с природой.