Файл: Теоретические основы использования наглядности в начальных классах.pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 198
Скачиваний: 9
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА I. Теоретические основы использования наглядности в начальных классах
1.1. Активизация познавательной деятельности обучающихся
1.2. Наглядность и ТСО как средства активизации познавательной деятельности обучающихся
1.3. Технические средства обучения в начальных классах
ГЛАВА II. Опытно-экспериментальная работа по использованию наглядности как принципа обучения
2.1. Констатирующий эксперимент
2.3. Динамика позитивных изменений, в развитии личности обучающегося начальных классов
Задачи урока:
- Образовательные:
- повторить, закрепить и углубить знания о ядовитых грибах и растениях, лекарственных растениях;
- формировать у детей представление о необходимости сохранения окружающей природы; расширять кругозор.
- Развивающие:
- развивать познавательную активность, творческие и коммуникативные способности;
- совершенствовать мыслительные операции;
- развивать психические процессы: память, мышление, воображение, восприятие, внимание, эмоции, речь.
- Воспитательные:
- воспитывать чувство ответственности и бережного отношения к миру природы, осознания своей значимости в решении экологических проблем;
- формировать умение видеть красоту родной природы;
- формировать моральные и эстетические убеждения; воспитывать любознательность, пытливость в процессе общение с природой.
Оборудование: ТСО: проектор, компьютер, экран, магнитофон, музыкальный диск «Голоса птиц в природе», диск со слайд-шоу ядовитых и лекарственных растений, пейзажей. Рисунки, сочинения детей. Карточки с правилами поведения в природе, для игры – корзинка с грибами из картона, зеленый конверт с вопросами, для обратной связи ученика, клей карандаш, силуэт дерева из белой бумаги. Оформление классной доски: комплектация «В лесу»: грибы, цветы, бабочки, дерево с яблоками, пруд, солнышко, облака.
Ход урока
Вступительное слово учителя.
– Сегодня на уроке мы с вами отправимся в путешествие по лесу. Наша экскурсия под девизом: (хоровое чтение с доски). «Наблюдай и восхищайся, Изучай и береги!». С пением птиц, с шелестом листьев со звоном весеннего ручейка мы открываем свой особый образ природы, свой особый мир. Этот мир учит нас быть добрыми, смелыми, сильными духом и стойкими. Он помогает познавать красоту, вызывает чувства, побуждающие эмоции и мысли, которые нас успокаивают или волнуют, печалят или радуют.
Учитель читает стих Е. Карасёва.
Посмотри, мой юный друг!
Что находится вокруг?
Небо светло – голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса,
Человек и время года –
Это всё вокруг - …
природа! (Дети говорят хором)
– Давайте подумаем, что нас радует в природе? (Ответы детей.)
Наша экскурсия пройдет под девизом: (хоровое чтение с доски). «Наблюдай и восхищайся, Изучай и береги!»
– Да, красота, это чистый воздух, тишина леса, голоса птиц и зверей, шелест листвы, журчание ручейка. Чтобы эту красоту увидели и другие люди, надо научиться общаться с природой. Обратите внимание на выставку ваших рисунков.
Ученик читает стих:
Солнце встало рано-рано,
Посмотри, как хорошо кругом!
Мы выходим на поляну,
Поиграем, отдохнём!
Учитель: Вот красивая лесная полянка. (Показывает на красочно оформленную доску). Давайте здесь отдохнём и послушаем музыку леса, голоса природы.
(Включается грамзапись. Голоса «птиц». На фоне музыкального сопровождения дети читают отрывки из стихотворения «В лесу» Игоря Киселёва)
- Как дышится в лесу!
Как льдинки горлом льются!
Как будто пьёшь росу
Из блещущего блюдца! - Как слышится в лесу!
Заполнив чашку с верхом,
Мчит эхо на весу
По веткам, как по вехам! - Как пишется в лесу!
Лес, приглушив гуденье,
С листа, прогнав осу,
Дарует вдохновенье! - Как верится в лесу
В загадочное счастье!
Уйти в седьмом часу,
Оглядываясь часто! - Жаль, тени по лицу –
Некрепкая завеса…
Как хочется в лесу
Не уходить из леса!
(Раздаётся стук в дверь. Появляется ученик в костюме старичка-лесовика)
Учитель: Ой! Кто это?
Лесовик:
Это я – седой старик,
Называюсь лесовик,
Этот лес я сторожу,
За порядком здесь слежу.
Учитель и дети: Здравствуй, старичок лесовичок!
Лесовичок: Здравствуйте, дети! Зачем в лес пожаловали?
Ученик: Мы, дедушка, в лес пришли погулять, отдохнуть, грибов-ягод пособирать.
Лесовичок: Знаю, знаю, как вы гуляете-отдыхаете. Муравейники разоряете, цветы топчете, насекомых, зверей обижаете. Не пущу вас в лес!
Учитель: Старичок-лесовичок! Наши дети лес любят и уважают, пословицы и поговорки про него знают. Послушай!
(Дети говорят пословицы о лесе).
Лесовичок: Ну коли так, добро пожаловать в мои лесные владения. Но сначала вы мне расскажите, что нельзя делать в лесу.
Проводится игра «Соотнеси правила и картинки». (Запрещающие знаки размещены на доске, к ним подбираются соответствующие правила).
Лесовичок: А скажите, ребята, какие ядовитые растения нельзя рвать в лесу?
Дети называют ядовитые растения: дурман, белена, волчье лыко, вороний глаз, ландыш (семена). (На экране проецируется иллюстрация этих растений).
Лесовичок: А сейчас я вам покажу свои грибные места, заодно я вас проверю и игру для вас затею.
Проводится игра «Съедобные и несъедобные грибы». (Дети берут карточки грибов и распределяют их на две группы).
Лесовичок: Молодцы, ребята! Оказывается вы очень много знаете о лесе. Но прежде, чем разрешить вам прогулки по лесу, мы должны вспомнить правила поведения в лесу. Все ли помнят эти правила?
Читает стих:
Чтобы река и ручьи не мутнели,
Рыбы резвились и птицы пели,
Зелень от солнца в жару бы спасала,
Каждому правила знать на мешало.
Лесовичок раздаёт каждому учащемуся красочно оформленные правила поведения в природе, прощается и уходит.
Учитель: Вспомнив правила, мы отправимся вглубь леса и познакомимся с «зелённой аптекой», т.е. лекарственными растениями. Весь зеленый мир – это зеленая аптека, о которой справедливо писал поэт С. Кирсанов:
Я не степью хожу,
Я хожу по аптеке,
Разбираясь в её травяной картотеке.
Беспредельная степь,
Ты природой написанный
Странный рецепт.
Природа – это щедрая зелённая аптека. В лесу, в поле и даже на пыльной дороге «растут» лекарства в большом количестве. В настоящее время насчитывается около 600 видов растений, используемых в медицине. Только их, ребята нужно знать и уметь ими пользоваться.
А какие наиболее распространенные лекарственные растения вы знаете? (Ответы детей).
Учащиеся читают стихи о лекарственных растениях. На экране в это время проецируется иллюстрация этих растений.
1. Лекарственная ромашка используется от простуды, кашля и ангины.
Если случится тебе простудиться,
Привяжется кашель, поднимется жар.
Придвинь к себе кружку, в которой дымится
Слегка горьковатый душистый отвар.
Знакомая с детства, родная ромашка,
Её мы лекарственным другом зовём.
2. Сок тысячелистника, нанесённый на рану, останавливает кровотечения и способствует быстрому заживлению.
Сумей-ка на листе вот этом
Все листики пересчитать,
Кому на это не хватит лета,
Тому поставить можно пять.
3. При болезни сердца помогают капли ландыша.
Родился ландыш в майский день,
И лес его хранит.
Мне, кажется, его задень, –
Он тихо зазвенит,
И этот звон услышал луг,
И птицы, и цветы вокруг.
4. Свежие листья подорожника прикладывают при ссадинах, при ожогах, при укусах насекомых.
Тонкий стебель у дорожки,
На конце его сережки,
На земле лежат листочки –
Маленькие лопушки.
Нам он, как хороший друг,
Лечит ранки ног и рук.
5. Пижма очень хороша для любого лекарства. В народе пижму называют – дикой рябиной.
Поникли все цветы и листья –
Так солнце греет горячо.
И только пижмы золотистой
Жара любая нипочем.
Учитель: С незапамятных времен люди лечились травами. Ученые говорят, что природа щедра и мудра, она создала лекарство буквально от всех болезней. Задача человека найти это растение. И причина появления неизлечимых болезней в том, что еще когда-то давно человек собственными руками уничтожил необходимую траву. Люди, к сожалению, чаще относятся к природе не бережно, не экономно, а эгоистично, расточительно. Нужны например, листья для лекарства, а срывают все растение, да еще и с корнем, или нужны корни – и идут копают их тогда, когда растение еще цветет. И не думают о том, что из-за этого с каждым годом лекарства становится все меньше и меньше. И может наступить такой момент, что зеленая аптека «закроется».
Нужно всегда помнить, что если зеленая аптека «закроется», то «закроется» она навсегда, потому, что уничтоженные растения уже невозможно восстановить.
Так будем же к ней бережны и внимательны.
Ученик читает стихи, сопровождающиеся показом слайд-шоу пейзажей природы.
- Нам жить в одной семье,
Нам жить в одном кругу,
Идти в одном строю,
Летать в одном полете…
Давайте сохраним
Ромашку на лугу,
Кувшинку на реке
И клюкву на болоте. - Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься,
Если будут уничтожены они,|
на планете мы останемся одни.
(В. Берестов) - Фиалки, ландыши для нас
Веселый май в садах припас,
Но мы их рвать не будем –
Пускай цветут на радость людям! - Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты
Если мы сорвем цветы –
Опустеют все поляны
И не будет красоты!
(Т. Собакина)
Учитель: Многим растениям уже сейчас грозит исчезновение. Они прислали «просьбы о помощи», о которых нам расскажут ребята.
- Природа просит доброты,
Природа просит малости:
Не рвите попусту цветы,
Имейте каплю жалости.
(А. А. Стром) - Не рвите, не рвите фиалки,
Весной они хороши,
Поднявшись над прелью, весною
Царят, расцветая в глуши.
Густеют вечерние краски
И прячутся стежки-пути.
Здесь дремлют лиловые сказки
С златой серединой в груди.
В живых только светятся вёсны
В живых только сказки живут.
Не рвите, не рвите фиалки.
С фиалками сказки умрут.
(А. А. Стром) - Как это страшно – умиранье рода.
Всех поголовно, всех до одного.
Когда опустошенная природа
Уже не в силах сделать ничего.
И поползёт проказа запустенья.
И пересохнут ниточки воды.
И птицы вымрут.
И падут растенья.
И зверь не обойдет своей беды.
И только тут корысти не ищи ты,
Какой ты отговоркой не владей,
Земля защиты требует. Защиты.
Она спасенья просит у людей.
(С. Островой) - Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!
(Е. Евтушенко)