Файл: Теоретические основы использования наглядности в начальных классах.pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 193
Скачиваний: 9
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА I. Теоретические основы использования наглядности в начальных классах
1.1. Активизация познавательной деятельности обучающихся
1.2. Наглядность и ТСО как средства активизации познавательной деятельности обучающихся
1.3. Технические средства обучения в начальных классах
ГЛАВА II. Опытно-экспериментальная работа по использованию наглядности как принципа обучения
2.1. Констатирующий эксперимент
2.3. Динамика позитивных изменений, в развитии личности обучающегося начальных классов
Таким образом, из сводной таблицы мы видим, что «Проблемным полем» для обучающихся младшего школьного возраста является «Организованность в учении».
Наименьшим «Проблемным полем» являются «Саморазвитие» и «Стремление реализовать свои интеллектуальные способности».
Это связано с тем, что умственное воспитание обучающихся происходит не только в школе, но и во внешкольной, внеклассной и повседневно бытовой деятельности.
Также из анкетирования и тестирования можно сделать вывод о том, что большая нагрузка по целенаправленному умственному воспитанию ложится на плечи педагогов, классных руководителей.
Таким образом, проанализировав результаты исследования, мы приходим к выводу, что уровень развития базовых и личностных компетенций младших обучающихся оценивается как неустойчивый.
2.2. Формирующий эксперимент
Второй этап – формирующий эксперимент - заключался во внедрении в учебный процесс ТСО на уроках начальной школы. На этом этапе педагогического эксперимента с младшими обучающимися проводилась внеклассная работа, направленная на формирование базовых и личностных компетенций обучающихся посредством ТСО.
По окончании второго этапа опытно-экспериментальной работы осуществлялась повторная диагностика младших обучающихся, анализировались результаты исследования.
Для формирования и развития базовых и личностных компетенций обучающихся 2А класса в своей работе мы, применяем разные методы обучения, определяя их как «систему последовательных взаимосвязанных действий учителя и обучающегося, обеспечивающую усвоение содержания образования, развитие умственных сил и способностей обучающихся, овладение ими средствами самообразования и самообучения».
2.3. Динамика позитивных изменений, в развитии личности обучающегося начальных классов
После проведения формирующего эксперимента, нами была проведена повторная диагностика детей 2А класса для определения динамики позитивных изменений в развитии базовых и личностных компетенций младших обучающихся.
Повторная оценка уровня базовой компетентности обучающихся проводилась по 10-ти балльной системе в начале 2014-2015 учебного года.
В целом получились следующие результаты:
По результатам видно, что у большей части обучающихся 2А класса наблюдается уровень развития базовых компетенций соответствующий выше среднего. Уровень сформированности базовых компетенций обучающихся младшего школьного возраста оценивается как устойчивый и соответствует норме.
В среднем уровень развития базовых компетенций 2А класса повысился на 1,5-2 балла, что указывает на положительную динамику.
Гистограмма 2
Результатов мониторинга уровня развития базовой компетенции младших обучающихся
Следующим этапом нашей работы является повторное проведение анкетирования обучающихся по изучению уровня умственного воспитания и познавательной активности (Третьяков П.И. и Щуркова Н.П.)
В результате обработки полученных данных нами была составлена сводная таблица с зоной обозначения проблемных полей. В данном случае их 4: «Познавательная активность», «Стремление реализовать свои интеллектуальные способности», «Саморазвитие», «Организованность в учении».
Таблица 5
Сводная таблица результатов мониторинга уровня умственного воспитания
Уровень воспитанности |
Констатирующий этап |
Контрольный этап |
Динамика |
Оптимальный уровень |
6 |
7 |
+1 |
Допустимый уровень |
10 |
7 |
-3 |
Низкий уровень |
2 |
1 |
-1 |
Критический уровень |
2 |
0 |
-2 |
Анализ сводной таблицы позволил нам определить, что уровень умственного воспитания у большинства младших обучающихся 2А класса повысился: дети, имеющие критический уровень умственного развития повысили его до низкого, дети с низким уровнем – до допустимого, дети с допустимым – до оптимального, т.е. динамика позитивного развития оценивается в +1.
Таблица 6
Сводная таблица «Проблемное поле»
Проблемное поле |
Констатирующий этап |
Контрольный этап |
Динамика |
Познавательная активность |
4 |
7 |
+3 |
Стремление реализовать свои интеллектуальные способности |
6 |
9 |
+3 |
Саморазвитие |
9 |
3 |
-6 |
Организованность в учении |
1 |
1 |
0 |
Таким образом, из сводной таблицы мы видим, что «Проблемным полем» для обучающихся младшего школьного возраста продолжает быть «Организованность в учении» и в «зону риска» вошло «Саморазвитие».
Наименьшим «Проблемным полем» являются «Познавательная активность» и «Стремление реализовать свои интеллектуальные способности».
В среднем по 2А классу наблюдается динамика позитивных изменений в +3 балла, что указывает на эффективность проведенного нами формирующего воздействия.
Таким образом, проанализировав результаты исследования, мы приходим к выводу, что после использования проектной технологии на уроках в начальных классах уровень развития базовых и личностных компетенций младших обучающихся оценивается как устойчивый.
Выводы по II главе
Целью нашего исследования являлась в определении, теоретическом обосновании, изучении педагогического опыта и в практической реализации использования ТСО на уроках в начальных классах для формирования базовых и личностных компетенций младших обучающихся.
Для достижения поставленной цели нами использовались следующие методики исследования:
- Методика «Оценка уровня развития базовых компетенций обучающихся»;
- Анкетирование по изучению уровня умственного воспитания и познавательной активности (Третьяков П.И. и Щуркова Н.П.).
Проанализировав результаты исследования, мы пришли к выводу, что уровень развития базовых и личностных компетенций младших обучающихся оценивается как неустойчивый.
Вторым этапом опытно-экспериментальной работы являлся формирующий эксперимент, который заключался во внедрении в учебный процесс ТСО. На этом этапе педагогического эксперимента с младшими обучающимися проводились уроки с использованием ТСО на формирование базовых и личностных компетенций обучающихся.
После проведения формирующего эксперимента, нами была проведена повторная диагностика детей 2А класса для определения динамики позитивных изменений в развитии базовых и личностных компетенций младших обучающихся.
1. Повторная оценка уровня базовой компетентности обучающихся проводилась по 10-ти балльной системе в начале 2015-2016 учебного года: у большей части обучающихся 2А класса наблюдается уровень развития базовых компетенций соответствующий выше среднего. Уровень сформированности базовых компетенций обучающихся младшего школьного возраста оценивается как устойчивый и соответствует норме.
В среднем уровень развития базовых компетенций 2А класса повысился на 1,5-2 балла, что указывает на положительную динамику.
2. Следующим этапом нашей работы является повторное проведение анкетирования обучающихся по изучению уровня умственного воспитания и познавательной активности (Третьяков П.И. и Щуркова Н.П.)
Уровень умственного воспитания у большинства младших обучающихся 2А класса повысился: дети, имеющие критический уровень умственного развития повысили его до низкого, дети с низким уровнем – до допустимого, дети с допустимым – до оптимального, т.е. динамика позитивного развития оценивается в +1. «Проблемным полем» для обучающихся младшего школьного возраста продолжает быть «Организованность в учении» и в «зону риска» вошло «Саморазвитие».
Наименьшим «Проблемным полем» являются «Познавательная активность» и «Стремление реализовать свои интеллектуальные способности».
В среднем по 2Аклассу наблюдается динамика позитивных изменений в +3 балла, что указывает на эффективность проведенного нами формирующего воздействия.
Таким образом, проанализировав результаты исследования, мы приходим к выводу, что уровень развития базовых и личностных компетенций младших обучающихся оценивается как устойчивый.
А значит, выдвинутая нами гипотеза о том, что в условиях модернизации российского образования определены ключевые компетентности обучающихся, являющиеся конкретизированными целями обучения и воспитания в начальных классах; если использовать ТСО на уроках в начальных классах, то у обучающихся младшего школьного возраста будут сформированы личностные качества в соответствии с требованиями времени, подтверждается.
Заключение
Подводя итог, можно констатировать, что применение ТСО на уроках в начальных классах оказывает существенное влияние на эффективность развития базовых компетенций младших обучающихся.
1. Установлены специфические характеристики ТСО как средства развития личности.
Обнаружено влияние ТСО на процесс развития личности младших обучающихся.
2. Дано научное обоснование путей повышения эффективности обучения младших обучающихся с использованием ТСО в различных сферах и на различных ступенях образования на основе результатов проведенного исследования и обобщения передового психолого-педагогического опыта внедрения технологического образования обучающихся.
Полученные результаты обогащают теорию и практику развивающего обучения системой новых организационных форм, обеспечивающих полноценное и гармоничное развитие личности.
3. Исследование подтвердило, что развитие базовых и личностных компетенций будет эффективным, если комплексно реализуются предложенные педагогические условия.
4. Проведенное экспериментальное исследование в целом подтвердило гипотезу.
Однако проведенное исследование не исчерпывает содержания рассматриваемой проблемы. Дальнейшие исследования по проблеме могут быть продолжены и направлены на разработку методики диагностики развития базовых и личностных компетенций обучающихся, углубленное изучение условий, способствующих развитию личности обучающихся.
Список используемой литературы
- Активизация познавательной деятельности младших обучающихся. Книга для учителя. – Минск: Нар, 2007. – 269с.
- Андреев, В.И. Педагогика. – М.: ТЕРРА-НОВА, 2005. – 413с.
- Архангельский, C.И. Учебный процесс, его закономерные основы и методы: Учебно-методическое пособие. – М.: ФОСТА, 2009. ‒ 368 с.
- Бабанский, Ю.К. Методы стимулирования учебной деятельности обучающихся в процессе обучения // Выбор методов обучения в школе/ Под ред. Ю.К. Бабанского. – М.: ПАЛЕСКА, 2007. – 523с.
- Виноградова, Н.Ф. Модернизация начального образования и проблемы целеполагания. – М.: ПРОМО-АРТ, 2012. – 258с.
- Воровщиков, С.Г. Учебно-познавательная компетентность обучающихся: состав и структура. // Наука и шк. : науч.-метод. журнал. - 2015. - №7. - С. 36-38.
- Зайнутдинова, Л.Х. Создание и применение электронных учебников: Монография. – Астрахань: Изд-во ЦНТЭП, 2009. – 364 с.
- Занков, Л.В. Наглядность обучения // Педагогическая энциклопедия в 4-х томах. Т. 3 / Глав. ред. И.А. Каиров. – М.: ЛУЧиКо, 2006. – 396с.
- Иванова, Т.В. Компетентностный подход к разработке стандартов для 11-летней школы: анализ, проблемы, выводы//Стандарты и мониторинг в образовании. - 2014. - №9. - С.16-20.
- Карпов, Г. В., Романин, В. А. Технические средства обучения и контроля, 4 изд. - М.: БАННИСТА, 2012. – 168 с.
- Ключевые компетенции и образовательные стандарты. / Под ред. А.В.Хуторского. – М.: ФАРРА, 2012. – 264с.
- Коджаспирова, Г.М., Петров, К.В. Технические средства обучения и методика их использования. – М.: Академия, 2001. – 256 с.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2020 г. // Модернизация российского образования. Документы и материалы. – М.: Изд-во ВШЭ, 2012. – 399с.
- Мархель, И.И., Овакимян, Ю.О. Комплексный подход к использованию технических средств обучения. – М.: ПРОТОС, 2007. – 175 с.
- Машбиц, Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. – М.: НОВОСТИ, 2008. – 192 с.
- Молибог, А.Г., Тарнапольский, А.И. Технические средства обучения и их применение. – Минск: ПАЛЕСКА, 2005. – 208 с.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования // Под ред. Е.С. Полат. – М.: МИРРА, 2009. – 224 с.
- Олифер, В., Олифер, Н. Новые технологии в обучении. - СПб.: МОЗИС-ЦЕНТР, 2014. – 217с.
- Оснащение школы техническими средствами в современных условиях // Под. ред. Л.С. Зазнгобиной. – М.: ПРОТОС, 2010. – 80 с.
- Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: МИР, 2008. - 256 с.
- Харламов, И.Ф. Педагогика. – М.: МИРТА, 2010. – 619с.
- Хуторской, А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. – М.: ФОСТА, 2012. – 255с.
- Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования. – М.: СВЕТ, 2012. – 269с.
- Шацкий, С.Т. Острые вопросы педагогического образования // На путях к новой школе. - №7. – 2015. – с.23-34.
- Шилова, М.И. Изучение воспитанности обучающихся. - М.: ТЕРРА-НОВА, 2012. – 182с.
- Югова, Л.Б. Использование мультимедиа технологий на уроках математики в начальных классах // Начальная школа. - №5. – 2013. – с.46-51.