Файл: Теоретические основы использования наглядности в начальных классах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 196

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность исследования. Особенностью начальной школы является то, что дети приходят в школу с разным уровнем готовности к обучению, неодинаковым социальным опытом, отличиями в психофизиологическом развитии. Начальное общее образование призвано помочь реализовать способности каждого и создать условия для индивидуального развития ребенка.

Целью начального этапа обучения является формирование общеучебных умений и навыков с учетом индивидуальных возможностей и потребностей младших обучающихся. Именно на начальном этапе овладения общеучебными умениями и навыками очень важно показать обучающимся практическое применение их знаний, умений и навыков. Недостаточно насытить урок разнообразными упражнениями, важно предоставить обучающимся возможность мыслить, решать какие-либо проблемы, которые порождают мысли, рассуждать над возможными путями решения этих проблем.

Не менее важным аспектом является формирование мотивации к познавательной деятельности и получению знаний. Опыт работы в начальных классах показывает, что, не смотря на новизну предмета, происходит снижение интереса к урокам и учебному материалу. Учебный процесс становится не эффективным. Одним из требований современности является использование на уроках наглядности, в частности информационно-компьютерных технологий, которые пока мало используются в учебном процессе. Дети сами хотят работать на компьютере, непосредственно создавать презентации, самостоятельно знакомиться с жизнью своих сверстников из англоязычных стран.

Из всего выше сказанного возникает проблема несоответствия требований времени методам и приемам, которые используются на уроках в начальных классах. Таким образом, наглядность в сочетании с информационно-компьютерными технологиями, которые отвечают требованиям современности, интересам обучающихся и пожеланиям родителей является актуальной темой для изучения.

Цель нашего исследования состоит в определении, теоретическом обосновании, изучении педагогического опыта и в практической реализации наглядности на уроках для формирования базовых и личностных компетенций младших обучающихся.

Объект исследования: образовательный процесс в начальных классах.

Предмет исследования: использование наглядности на уроках в начальных классах.

Задачи исследования:

  1. Определить сущность понятия наглядности и технических средств обучения;
  2. Изучить особенности использования наглядности, в частности технических средств обучения в современной школе;
  3. Провести опытно-экспериментальную работу по проблеме исследования;
  4. Сделать выводы по проделанной работе.

Гипотеза: в условиях модернизации российского образования, определены ключевые компетентности обучающихся, являющиеся конкретизированными целями обучения и воспитания в начальных классах. Если использовать наглядность, в частности технические средства обучения, на уроках в начальных классах, то у обучающихся младшего школьного возраста будут сформированы личностные качества в соответствии с требованиями времени.

Методы исследования: анализ педагогической, психологической, методической литературы, анкетирование, беседа; анализ данных анкетного опроса; качественная обработка полученных результатов.

База исследования: 20 обучающихся 2А класса МОУ СОШ №1.

ГЛАВА I. Теоретические основы использования наглядности в начальных классах

1.1. Активизация познавательной деятельности обучающихся

Процесс обучения является самым важным и надежным способом получения систематического образования. Производя отражение всех существенных свойств педагогического процесса (двусторонности, направленности на всестороннее развитие личности, единство содержательной и процессуальной стороны), процесс обучения в то же время имеет и специфическое качественное отличие.

Являясь сложным и многогранным, специально организуемый процесс отражения в сознании обучающегося реальной действительности, процесс обучения есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемый педагогом. Именно направляющая роль учителя обеспечивает полноценное усвоение обучающимися знаний, умений и навыков, развитие их умственных сил и творческих способностей.

Познавательная деятельность является единством чувственных восприятий, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений обучающихся (производительный и общественно полезный труд, ценностно-ориентационная и художественно-эстетическая деятельность, общение), а также посредством выполнения различных предметно-практических действий в учебном процессе (экспериментирование, конструирование, решение исследовательских задач и т.п.). Но только в процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особой, непосредственно присущей только человеку учебно-познавательной деятельности или учении.


Процесс обучения всегда происходит в общении и основывается на вербально - деятельностном подходе. Слово одновременно является средством выражения и познания сущности изучаемого явления, орудием коммуникации и организации практической познавательной деятельности обучающихся.

Процесс обучения, как и всякие другие процессы, связаны с движением. Они, как и целостные педагогические процессы, имеют задачные структуры, а значит, и движение в процессе обучения идет от решений одних учебных задаче другим, производя продвижение обучающегося по пути познания: от незнания к знанию, то неполного знания к более полному и точному. Процесс обучения не сводится к механической «передаче» знаний, умений и навыков, т.к. процесс обучения является двусторонним процессом, в котором тесно взаимодействуют педагоги и обучающиеся: преподавание и учение.

Отношение обучающихся к учению учителя обычно характеризуется как активное. Активность (учение, освоение, содержание и пр.) определяют уровень (интенсивности, прочности) «соприкосновений» обучаемого с предметом его деятельности.

Компоненты структуры активности:

  1. уровень готовности к выполнению учебных заданий;
  2. стремления к самостоятельной деятельности;
  3. сознательности выполнений задания;
  4. систематичности обучения;
  5. стремления к повышению своего личного уровня и пр.

С активностью непосредственно сопрягается еще одна важная сторона мотивации учения обучающихся это самостоятельность, которая связана с определением объекта, средств деятельности, её осуществления самим обучающимся без помощи взрослых и учителей. Познавательная активность и самостоятельность неотделимы друг от друга: более активные обучающиеся, как правило, и более самостоятельные; недостаточная собственная активность обучающегося ставит его в зависимость от других и лишает самостоятельности.

Управление активностью обучающихся традиционно называют активизацией. Активизацию можно определить как постоянно текущий процесс побуждения обучающихся к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и стерео типичной деятельности, спада и застоя в умственной работе. Главная цель активизации – формирование активности обучающихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса.

В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них – разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность обучающихся.


Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых обучающиеся сами должны:

  1. отстаивание личного мнения;
  2. принятие участия в дискуссии и обсуждении;
  3. постановка вопроса одноклассникам и учителям;
  4. рецензирование ответов других;
  5. оценивание ответов и работ других;
  6. подтягивание слабых;
  7. объяснение материала слабым;
  8. самостоятельный выбор посильных заданий;
  9. предоставление нескольких вариантов решений (проблемы);
  10. создание ситуации самопроверки, анализирование личных познавательных и практических действий;
  11. решение познавательной задачи посредством комплексного применения известных им способов решения.

Можно утверждать, что новые технологии самостоятельного обучения имеют в виду, прежде всего повышение активности обучающихся: истина добытая посредством собственного напряжения усилий, имеет огромную познавательную ценность.

Отсюда можно сделать вывод, что успех обучения в конечном итоге определяется отношением обучающихся к учению, их стремлению к познанию, осознанным и самостоятельным приобретение знаний, умений и навыков, их активностью.

1.2. Наглядность и ТСО как средства активизации познавательной деятельности обучающихся

Активное применение наглядности и технических средств обучения - это не привилегия отдельных учителей, ТСО становятся неотъемлемой частью учебного процесса везде, где есть увлеченные своим делом учителя, где процесс обучения стало творчеством. Там где технические средства используются грамотно и систематически, они способствуют повышению эффективности и качества обучения.

Самого пристального внимания требуют вопросы организации учебного процесса, его интенсификация, заключающаяся в том, чтобы при наименьших затратах времени давать необходимое количество информации, добиваться глубокого ее усвоения.

В улучшении организации учебной работы и повышения ее качества большую помощь учителям могут оказать технические, или, как их еще называют, аудиовизуальные средства обучения. К техническим средствам обучения относится как сама аппаратура (диапроекторы, графопроекторы, эпипроекторы, кинопроекторы, телеприемники, магнитофоны, электропроигрыватели, электрофоны), так и специально созданные дидактические материалы и пособия: диафильмы, диапозитивные серии, грампластинки, магнитные записи, видеозаписи, кинофильмы, т. е. Экранно-звуковые средства.


Качество проведения занятий как в школе, так и в детском саду зависит от наглядности и изложения, от умения учителя сочетать живое слово с образами, используя разнообразные технические средства обучения, которые обладают следующими дидактическими возможностями:

  1. источник информации;
  2. рационализирует форму преподнесения учебной информации;
  3. повышает уровень наглядности, конкретизирует понятие, явление, событие;
  4. организует и направляет восприятие;
  5. обогащает круг представлений обучающихся, удовлетворяет их любознательность;
  6. наиболее полно отвечает научным и культурным интересам и запросам обучающихся;
  7. создает эмоциональное отношение обучающихся к учебной информации;
  8. усиливает интерес обучающихся к учебе посредством применения оригинальных, новых конструкций, технологий, машин, приборов;
  9. делает доступным для обучающихся такой материал, который без ТСО недоступен;
  10. активизирует познавательную деятельность обучающихся, способствует сознательному усвоению материала, развитию мышления, пространственного воображения, наблюдательности;
  11. является средством повторения, обобщения, систематизации и контроля знаний;
  12. иллюстрирует связь теории с практикой;
  13. условие для использования наиболее эффективной формы и метода обучения, реализацию основных принципов целостного педагогического процесса и правил обучения (от простого к сложному, от близкого к далекому, от конкретного к абстрактному);
  14. экономит учебное время, энергию учителя и обучающихся за счет уплотнения учебной информации и ускорения темпа. Сокращение времени, затрачиваемого на усвоение учебного материала, идет за счет переложения на технику тех функций, которые она выполняет качественнее, чем учитель. Экспериментально доказано, что даже простой фильмоскоп экономит 25 мин двухчасового занятия, кодоскоп - до 30-40% времени, отведенного на объяснение нового материала, а на технических операциях по воспроизведению графиков, таблиц, формул экономится 15-20 учебного времени.

Все это достигается благодаря определенным дидактическим особенностям ТСО, к которым относятся:

  1. уровень информационной насыщенности;
  2. возможности преодолевать существующие временные и пространственные границы,
  3. возможности глубокого проникновения в сущность изучаемых явлений и процессов;
  4. показа изучаемых явлений в развитии, динамике;
  5. реальности отображения действительности;
  6. выразительности, богатство изобразительных приемов, эмоциональная насыщенность.