Файл: Теоретические основы исследования профессионального стресса в управленческой деятельности.pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 69
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы исследования профессионального стресса в управленческой деятельности
1.1. Понятие и сущность феномена «стресс»
1.2. Содержательная характеристика профессионального стресса
2.1. Цель, задачи, объект, предмет и этапы эмпирического исследования
2.2. Методы эмпирического исследования
2.3. Характеристика выборки исследования
3.1. Анализ результатов эмпирического исследования
3.2. Рекомендации по профилактике профессионального стресса в управленческой деятельности
Охарактеризуем более детально данные методики.
1. Опросник «Степень хронического утомления» (А. Леонова).
Методика рассчитана на выявление степени хронического утомления.
Данное диагностическое средство направлено на оценку доклинических степеней хронического утомления. Психодиагностический опросник включает в себя 36 развернутых утверждений, которые соответствуют типичным проявлениям хронического утомления в разных сферах жизни и деятельности. Всего в опроснике выделяются четыре категории – симптомы физиологического стресса, снижение общего самочувствия и когнитивный дискомфорт, нарушение в области эмоционально-аффективной сферы, а также снижение мотивации и изменение в сфере социальных контактов. В опроснике содержатся, соответственно, четыре шкалы - шкалы физиологического дискомфорта, когнитивного дискомфорта, аффективных нарушений, а также шкала демотивации.
2. Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Реге.
Методика рассчитана на выявление степени стрессоустойчивости и социальной адаптации
Данная методика позволяет оценить актуальный уровень социальной адаптации и стрессоустойчивости в группах исследования. Методика включает в себя 43 утверждения, предполагающих утвердительный или же отрицательный ответ. Суммарный уровень стрессоустойчивости может быть отнесен к одному из трех уровней – к низкому, среднему или же высокому.
3. Методика нервно-психической устойчивости «Прогноз».
Методика рассчитана на выявление уровня нервно-психической устойчивости.
Данная методика предназначена для выделения лиц с первичными признаками нервно-психической неустойчивости. Данная методика позволяет определить определенные признаки нарушений личности, а также оценить вероятность их развития и проявления в поведении деятельности людей. Методика включает в себя 84 вопроса, предполагающие ответ «да» или «нет». Суммарный показатель по методике позволяет выделить три основные уровня нервно-психической устойчивости – низкий, средний и высокий.
Данные диагностические средства исследования являются надежными и валидными инструментами исследования, адаптированными под отечественную выборку, соответственно использование их в настоящем исследовании является оправданным.
Анализ результатов исследования осуществлялся с использованием средств математической статистики – нами использована описательная статистика, а также коэффициент ранговой корреляции Спирмена [22, c. 47], предназначенный для оценки степени тесноты связей между рядами численно выраженных показателей. Статистический анализ осуществлялся в программе StatSoft Statistica 10.
2.3. Характеристика выборки исследования
Всего в исследовании приняло участие 40 сотрудников компании ОАО «Мегафон Ритейл» органов в возрасте от 27 до 45 лет (средний возраст – 35,75 лет), из которых 8 – мужского пола и 32 – женского пола. В исследовании приняло участие руководители среднего уровня (руководители подразделений компании), а также управляющие офисов продаж.
Описательная статистика [22, c. 48] представлена на рисунке 1.
Рис. 1. Описательная статистика выборки исследования по показателям «возраст»
3. Анализ результатов эмпирического особенностей профессионального стресса в управленческой деятельности
3.1. Анализ результатов эмпирического исследования
Результаты диагностики опросником «Степень хронического утомления» [22, c. 102] (А.Леонова) представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Результаты диагностики опросником «Степень хронического утомления» (А.Леонова)[1]
Физиологический дискомфорт |
Когнитивный дискомфорт |
Аффективные нарушения |
Демотивация |
|
Среднее |
21,25 |
17,38 |
9,30 |
6,65 |
Ст.откл. |
4,02 |
1,64 |
1,94 |
1,03 |
В ходе диагностики особенностей утомления в выборке исследования определено, что большинство участников исследования характеризуются средним уровнем физиологического дискомфорта (21,25), средний уровень эмоционально-аффективных нарушений (9,30). Уровень когнитивного дискомфорта имеет несколько повышенный уровень (17,38), тогда как уровень демотивации соответствует преимущественно среднего и низкого уровня демотивации. В целом, мы можем говорить о том, что у большинства участников исследования диагностируется начальный уровень хронического утомления, тогда как три респондента характеризуются выраженной степенью хронического утомления. Соотношение представлено на графике (рисунок 2).
Рис. 2. Соотношение средних значений по опроснику "Степень хронического утомления" (А. Леонова) [22, c. 102]
Результаты диагностики методикой определения стрессоустойчивости представлены в таблице 3.
Таблица 3.
Результаты диагностики методикой определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Реге [22, c. 198]
абс.ч. |
в % |
|
Высокий |
26 |
65% |
Средний |
14 |
35% |
Низкий |
0 |
0% |
Определено, что большинство участников исследования имеют высокий уровень стрессоустойчивости (65%), средний уровень (адаптивный) имеют 35% участников исследования. Соотношения отражено на круговой диаграмме (рисунок 3).
Рис. 3. Уровни выраженности стрессоустойчивости
Результаты диагностики методикой оценки нервно-психической устойчивости представлены в таблице 4.
Таблица 4.
Результаты диагностики методикой оценки нервно-психической устойчивости «Прогноз» [22, c. 204]
Нервно-психическая устойчивость |
||
абс. ч. |
в % |
|
низкая |
0 |
0% |
средняя |
21 |
52% |
высокая |
19 |
48% |
Выявлено, что большая часть руководителей, участвовавших в исследовании имеют средний уровень нервно-психической устойчивости (52%), высокий уровень развития нервно-психической устойчивости диагностируется у 48% участников исследования. Наглядно соотношение представлено на рисунке 4.
Рис. 4. Соотношение уровней выраженности по методике оценки нервно-психической устойчивости «Прогноз» [22, c. 204]
В целом, мы можем говорить о том, что большинство участников исследования характеризуются высоким уровнем стрессоустойчивости и нервно-психической устойчивости, тогда как по отдельным показателям утомления (когнитивный дискомфорт) выявлены высокие значения.
В качестве заключительного этапа анализа результатов диагностики выступает процедура корреляционного анализа с использованием коэффициента ранговой корреляции Спирмена. Результаты расчета представлены в таблице 5.
Таблица 5.
Результаты корреляционного анализа [22, c. 54]
Физиологический дискомфорт |
Когнитивный дискомфорт |
Аффективные нарушения |
Демотивация |
Уровень стрессоустойчивости |
Искренность |
Нервно-психическая устойчивость |
|
Физиологический дискомфорт |
1,00 |
-0,02 |
-0,02 |
0,01 |
-0,12 |
-0,26 |
-0,23 |
Когнитивный дискомфорт |
-0,02 |
1,00 |
0,12 |
0,08 |
0,28 |
-0,08 |
-0,10 |
Аффективные нарушения |
-0,02 |
0,12 |
1,00 |
-0,17 |
-0,24 |
0,10 |
0,13 |
Демотивация |
0,01 |
0,08 |
-0,17 |
1,00 |
-0,47 |
-0,10 |
-0,11 |
Уровень стрессоустойчивости |
-0,12 |
0,28 |
-0,24 |
-0,47 |
1,00 |
-0,04 |
0,43 |
Искренность |
-0,26 |
-0,08 |
0,10 |
-0,10 |
-0,04 |
1,00 |
0,25 |
Нервно-психическая устойчивость |
-0,23 |
-0,10 |
0,13 |
-0,11 |
0,43 |
0,25 |
1,00 |
В ходе корреляционного анализа выявлено, что существуют достоверные связи следующих показателей:
1. Показателя уровня стрессоустойчивости и показатель демотивации (r=-0,47). Мы можем говорить о том, что чем более высокий уровень стрессоустойчивости имеет человек, то тем более низкий уровень демотивации он имеет.
2. Существует связь показателя стрессоустойчивости и общего уровня нервно-психической устойчивости (r=0,43). Мы можем говорить о том, что чем более высокий уровень стрессоустойчивости имеет человек, то тем более высокий уровень нервно-психической устойчивости он имеет.
На основании полученных результатов исследования целесообразным является разработка рекомендаций по управлению профессиональными стрессами и их предупреждению в управленческой деятельности.
3.2. Рекомендации по профилактике профессионального стресса в управленческой деятельности
За рубежом программы укрепления профессионального здоровья и формирования стрессоустойчивости создаются на уровне государства и корпораций [4, c. 105]. В нашей стране создание механизмов укрепления здоровья персонала организаций находится в зачаточном состоянии [22, c. 98].
Потребность и актуальность разработки концепции психологического обеспечения стрессоустойчивости обусловлена следующими обстоятельствами:
- необходимостью поддержания высокой эффективности профессиональной деятельности как одной из важнейших профессиональных групп российской экономики;
- признанием роли здоровья как стратегического ресурса развития компании, фактора ее стабильности;
- необходимостью ориентации на здоровье как профессионально важное качество личности, обеспечивающее в условиях рыночной экономики конкурентоспособность организации;
- необходимостью формирования культуры профессионального здоровья, раскрытия механизмов формирования, сохранения и укрепления его в процессе индивидуального развития и реализации потенциала менеджера.
Научная новизна заключается в том, что, опираясь на концепцию психологического обеспечения профессиональной деятельности, разрабатываемую Г.С. Никифоровым [13, c. 207], нами предлагается концепция психологического обеспечения стрессоустойчивости администраторов и менеджеров, предполагающая выделение ключевых элементов на каждом этапе профессиональной деятельности:
- на этапе входа в профессию (профессионального самоопределения) - исключение ошибок в выборе профессии, которые могут привести впоследствии к низкой удовлетворенности трудом, снижению производительности, возрастанию профессиональных заболеваний, а также высокой вероятности профессиональных деформаций;
- на этапе профессиональной подготовки - рациональные затраты сил обучаемых, поддержание мотивации на работу по профессии, приобретение оптимального набора знаний, умений, навыков;
- на этапе профессиональной адаптации - удовлетворенность выполняемой работой, социально-психологическая совместимость (вхождение в коллектив; принятие целей и внутреннего распорядка организации), успешность выполняемой деятельности (своевременность и безошибочность профессиональных действий; умение не создавать предпосылки себе и другим для травм и аварий; осуществление деятельности без угрозы для здоровья);
- на этапе регулярной профессиональной деятельности: а) обеспечение надежности профессиональной деятельности (безошибочное выполнение профессиональных обязанностей в течение требуемого времени и при заданных условиях деятельности); б) обеспечение безопасности труда (исключение несчастных случаев на работе и профессиональных заболеваний); в) профессиональное долголетие (разработка программы профессионального самосохранения);
- на этапе выхода из профессии - внутреннее бесконфликтное завершение профессионального пути, поиск новых возможностей для личностного развития [13, c. 209].