Файл: Теоретические основы исследования профессионального стресса в управленческой деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 71

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Стрессоустойчивость следует рассматривать как сложное, многоуровневое, интегративное, сис­темное свойство и как сложная интегративная характеристика, определяющая способность человека противостоять стрессовому воздействию или совладать со многими стрессовыми ситуациями, активно преобразовывая их или приспосабливаясь к ним без ущерба для здоровья и качества выполняемой деятельности является актуальным для специалиста психологическим качеством, позволяющим адекватно воспринимать стрессовые события и активно их преодолевать. При этом некоторыми авторами термин «стрессоустойчивость» употребляется как синоним понятия «эмоциональная устойчивость». Это подтверждает, что в понимании сущности стрессоустойчивости личности и ее структуры у исследователей нет определенного единства. В результате анализа представлений о стрессоустойчивости у различных исследователей были выделены традиционные компоненты стрессоустойчивости - эмоциональный, когнитивный, поведенческий и их показатели: сохранение способности к социальной адаптации, сохранение значимых межличностных связей, обеспечение успешной самореализации, достижение жизненных целей, сохранение трудоспособности и качества выполняемой деятельности, сохранение здоровья и др.

Накопленные факты свидетельствуют о том, что содержание и условия реализации деятельности в ситуациях профессионального риска требуют повышенной мобилизации внутренних ресурсов человека, перенапряжение которых приводит к сбоям в процессах психологической адаптации и, как следствие, нарушениям психического здоровья специалистов. Разработка вопросов о причинах и механизмах развития таких нарушений непосредственно связана с проблематикой изучения психической напряженности и стресса. Однако, несмотря на многолетнюю историю изучения данной проблемы, отмечается явный дефицит конкретных исследований, посвященных анализу целостных синдромов его проявлений, специфичных для управленческого персонала с акцентом на особенности ее реализации в современных условиях. К числу малоизученных, с этой точки зрения, видов профессиональной деятельности, относятся и профессии, выполняющиеся в условиях риска. Однако до сегодняшнего дня не было проведено систематических психологических исследований, направленных на анализ особенностей возникновения, развития и проявления психической напряженности в деятельности связанной с риском, на примерах подобного вида труда.

Для исследования специфических особенностей профессионального стресса в управленческой деятельности нами организовано и выполнено эмпирическое исследование. Основная цель эмпирического исследования заключается в определении качественного своеобразия проявлений профессионального стресса в управленческой деятельности.


Всего в исследовании приняло участие 40 руководителей среднего уровня (руководители отделов и управляющие офисов продаж) ОАО «Мегафон Ритейл» от 27 до 45 лет (средний возраст – 35,75 лет).

На основании результатов исследования нами сделаны следующие выводы:

1. Большинство участников исследования характеризуются средним уровнем физиологического дискомфорта (21,25), средний уровень эмоционально-аффективных нарушений (9,30). Уровень когнитивного дискомфорта имеет несколько повышенный уровень (17,38), тогда как уровень демотивации соответствует преимущественно среднего и низкого уровня демотивации. В целом, мы можем говорить о том, что у большинства участников исследования диагностируется начальный уровень хронического утомления, тогда как три респондента характеризуются выраженной степенью хронического утомления.

2. Большинство участников исследования имеют высокий уровень стрессоустойчивости (65%), средний уровень (адаптивный) имеют 35% участников исследования.

3. Большая часть руководителей, участвовавших в исследовании имеют средний уровень нервно-психической устойчивости (52%), высокий уровень развития нервно-психической устойчивости диагностируется у 48% участников исследования.

В целом, мы можем говорить о том, что большинство участников исследования характеризуются высоким уровнем стрессоустойчивости и нервно-психической устойчивости, тогда как по отдельным показателям утомления (когнитивный дискомфорт) выявлены высокие значения.

Таким образом, мы принимаем основную гипотезу исследования, то есть существуют специфические особенности профессионального стресса в управленческой деятельности, в частности: существует связь показателей нервно-психической устойчивости, стрессоустойчивости и утомляемости – стрессоусточивость руководителя связана с показателем демотивации и общим уровнем нервно-психической устойчивости.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1987. - 261 с.
  2. Березин Ф. Психологическая и психофизическая адаптация человека. - Л. - 1988. - 346 с.
  3. Бодров, В. А. Психологический стресс: развитие и преодоление / В. А. Бодров. - М.: ПЕР СЭ, 2006. -528 с.
  4. Брайт Дж., Джонс Ф. Стресс. Теории, исследования, мифы. - М.: Прайм-Еврознак, 2003. - 352 с.
  5. Гельгорн Э., Ауфборроу Дж. Эмоции и эмоциональные расстройства - М.: Мир, 2014. - 254 с.
  6. Кассиль Г.Н. Внутренняя среда организма. - М.: Наука, 1978. - 224 с.
  7. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. - М., 2013. - 356 с.
  8. Кокс Т. Стресс.- М.: Медицина , 1981. - 213 с.
  9. Красовский Ю.Д. Как преодолеть стресс на работе? – М., 2014 – 326 с.
  10. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс / Под ред. Л. Леви. - Л.: Медицина, 1970. - С. 178-208.
  11. Леонова А.Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. - 2000. - № 3. - С. 4-22.
  12. Меерсон Ф.3. Патогенез и предупреждение стрессорных повреждений сердца. - М.:Медицина, 1984. - 268 с.
  13. Николаева Е.И. Психофизиология. Психофизиологическая физиология с основами физиологической психологии. - М.: ПЭР СЭ; Логос, 2013. - 464 с.
  14. Пономаренко В.А. Социально-психологическое содержание боевого стресса // Психол. журн. - 2004. - Т. 25, № 3. - С. 98-102.
  15. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности: теория и практика / Под ред. Г.С. Никифорова. - СПб: Речь, 2010. - 816 с.
  16. Селье Г. Стресс без дистресса. – М. - 2012. – 320 с.
  17. Столяренко А.М. Экстремальная психопедагогика. - М.: ЮНИТИ ДАНА, 2012. -607 с.
  18. Франкенхойзер М. Эмоциональный стресс. - М.: Медицина, 1970. - 365 с.
  19. Щербатых Ю.В. Психология стресса. - М.: Эксмо, 2005. - 304 с.
  20. Щербатых Ю.В. Связь черт личности студентов-медиков с активностью вегетативной нервной системы // Психол. журн. - 2002. - Т. 23, № 1. - С. 118-122.
  21. Щербатых Ю.В. Экзаменационный стресс. - Воронеж: Студия ИАН, 2000. - 120 с.