Файл: Теоретические основы исследования профессионального стресса в управленческой деятельности.pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 65
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы исследования профессионального стресса в управленческой деятельности
1.1. Понятие и сущность феномена «стресс»
1.2. Содержательная характеристика профессионального стресса
2.1. Цель, задачи, объект, предмет и этапы эмпирического исследования
2.2. Методы эмпирического исследования
2.3. Характеристика выборки исследования
3.1. Анализ результатов эмпирического исследования
3.2. Рекомендации по профилактике профессионального стресса в управленческой деятельности
Выделяются три главные цели психологического обеспечения стрессоустойчивости:
1) повышение компетентности в области здоровья, выработка навыков здорового поведения;
2) снижение влияния негативных факторов профессиональной среды на здоровье человека, повышение его стрессоустойчивости;
3) поддержание на оптимальном уровне возможностей человека для обеспечения высокой эффективности труда и реализации задач каждого этапа профессиональной деятельности.
Анализ решений, принимаемых компаниями по укреплению здоровья персонала вообще, позволяет классифицировать их по следующим основаниям:
а) по степени финансовой затратности проводимых мероприятий (высокозатратные, среднезатратные, малозатратные);
б) по направленности на определенную группу сотрудников
По содержанию все мероприятия по укреплению стрессоустойчивости сотрудников могут быть подразделены на ряд основных направлений [13, c. 212]:
1) Использование новейших достижений в области науки с целью создания средств, способствующих поддержанию и укреплению здоровья человека.
2) Стимулирование здорового образа жизни.
3) Уменьшение негативного влияния стресса на сотрудников.
4) Активные занятия физической культурой и спортом.
5) Использование музыкального фона в рабочих помещениях.
6) Организация питания персонала.
7) Организация отдыха сотрудников.
8) Решение проблем, связанных с семьями сотрудников, в т. ч. достижение баланса между работой и личной жизнью (семьей).
9) Включение в компенсационные пакеты блока "Здоровье".
10) Рациональная организация труда на рабочем месте.
11) Налаженный вокруг работы быт сотрудников.
12) Офисные ритуалы и корпоративные мероприятия.
3) Стимулирование сотрудников к нахождению и использованию собственных приемов эмоциональной разгрузки.
В качестве основного условия эффективности усвоения и практического применения знаний, умений, навыков и повышения стрессоустойчивости выступает возможность получить поддержку, проявить собственный актуальный опыт и осуществить живое партнерское общение субъектов взаимодействия. Преодоление стресса при помощи партнера обладает модерирующим позитивным воздействием на процесс между субъективными переживаниями стресса людьми и их интерактивным поведением. Благодаря диадическому копингу значительно расширяется спектр информационного воздействия на субъектов и создается более полное и объективное видение стрессовой ситуации [12, c. 214].
Стабильные изменения в отношениях, намерениях и поведении людей могут быть достигнуты в процессе подготовки и самопомощи при прохождении нескольких, последовательно сменяющих друг друга стадий. Изучение процессуальных характеристик стрессовых изменений способствует развитию патогенетического подхода к управлению стрессом, ориентированного на снятие причин стрессовых реакций, в отличие от симптоматического подхода, рассматривающего только результативную сторону стресса, направленного на снятие неблагоприятных стресс-симптомов.
Управление стрессом начинается с его профилактики, ориентированной, прежде всего, на устранение или смягчение потенциальных источников стресса во внешнем окружении, в конкретном подразделении и в системе межличностных отношений сотрудников. (Заметим, что при проведении психопрофилактических и психогигиенических мероприятий в условиях как повседневной, так и экстремальной жизнедеятельности сотрудников пограничных органов незаменима роль психологов и медицинских работников).
Устранение или смягчение (по возможности) профессиональных стресс-факторов может быть осуществлено психологом в следующей последовательности [12, c. 217]:
1. Выявление и анализ стрессообразующих факторов, а также профессионально-трудных ситуаций управленческой деятельности.
2. Выявление должностных позиций и направлений управленческой деятельности, характеризующихся наибольшей стрессовой нагрузкой.
3. Определение факторов, которые могут быть по возможности изменены для снижения стрессогенности и составление рекомендаций в этом направлении.
4. В экстремальных условиях управленческой деятельности обязательное проведение психологом (или медицинским работником) функционального состояния сотрудников, с последующей оценкой результатов обследования, и сравнения их с показателями психической нормы.
5.Регулярное осуществление психологом психогигиенических мероприятий с целью формирования у сотрудников потребности в здоровом образе жизни как средстве повышения устойчивости к стрессу за счет полноценного питания, увеличения двигательной активности, борьбы с вредными привычками (курением, злоупотреблением алкогольными напитками и т.п.)
6.Создание комнаты психологической разгрузки (центра восстановления работоспособности) для комплексной профилактики профессиональных деформаций, укрепления психического здоровья сотрудников. Составление, постоянное обновление и совершенствование релаксационных программ.
7.Формирование у сотрудников потребности в своевременном обращении к психологу, с помощью которого можно овладеть методами, позволяющими правильно анализировать жизненные и служебные ситуации, давать им реалистические оценки и обогащать свой антистрессовый поведенческий репертуар.
8. Поддержание позитивного социально-психологического климата в подразделении.
Однако, цель управления профессиональными стрессами заключается не только в их психопрофилактике, но и в оптимизации соответствия между требованиями со стороны управленческой деятельности и возможностями, личностными ресурсами сотрудника. Что предполагает: во-первых, широкое использование различных технологий и методов профессионального отбора, систематическое повышение квалификации и профессиональное обучение сотрудников, в том числе использованию ими психологических техник для расширения своего поведенческого репертуара с учетом психологических знаний о механизмах стресса и адаптационных ресурсах человека [12, c. 240].
Во-вторых, изменение стрессообразующих условий и факторов среды жизнедеятельности сотрудников, а также развитие в этом направлении организационной культуры.
В-третьих, воздействие на когнитивную оценку сотрудником собственных возможностей (способностей, умений, ресурсов и т.д.) и готовности к преодолению профессионально трудных ситуаций. И в этом случае психологическая помощь со стороны психолога должна быть ориентирована на оптимизацию трудовой мотивации и повышение адекватности восприятия сотрудниками ситуативных (фактических) требований управленческой деятельности с учетом должностного статуса и уверенности в своих силах, ресурсах, способностях.
В-четвертых, это управление ответными реакциями на стресс-факторы управленческой деятельности. И здесь важным аспектом в работе психолога является: формирование у сотрудников активной позиции по отношению к профессиональным стрессам; коррекция ответных реакций на стресс-факторы жизнедеятельности; обучение сотрудников использованию приемов преодолевающего поведения (копинга), основанных на рационализации и когнитивной активности и т.д.
Однако, в связи с недостаточным количеством специалистов-психологов и их большой загруженностью, в сложившихся условиях не только психологи, но и руководители, и сами сотрудники становятся основными субъектами процесса управления профессиональным стрессом, и осуществления психологической само- и взаимопомощи. Более того, психопрофилактические мероприятия по предупреждению и преодолению у сотрудников стрессовых состояний в ряде случаев, не требуют привлечения специально подготовленных специалистов (психотерапевтов, психоневрологов) и могут проводиться либо самим сотрудником, либо организовываться руководителями подразделений.
Для эффективного управления профессиональным стрессом руководителю хорошо различать типичные стресс-факторы в своем подразделении и уметь определять силу их действия на подчиненных.
Стресс-факторы (стрессоры) – сильные внешние раздражители, нарушающие внутреннее равновесие, на что организм реагирует неспецифической защитно-приспособительной реакцией. Среди таких факторов выделяют[11, c. 22].:
- интенсивность деятельности без возможности полноценного отдыха;
- лимит времени (любую работу необходимо выполнить срочно и без учета загруженности сотрудника другими обязанностями);
- недостатки и упущения в организации повседневной управленческой деятельности;
- неопределенный регламент и разнообразные ролевые стресс - факторы (когда сотруднику не ясно, что входит в круг его обязанностей, чего ждут от него в результате деятельности и т.п.);
- недооценка возможностей сотрудника, когда поручается выполнение задач, которые по сложности существенно ниже его способностей;
- слишком большой объем работы;
- фактор неучастия, когда у сотрудника нет возможности для проявления своих способностей и высказывания собственного мнения в работе;
- социально-психологические конфликты в коллективе и т.п.
Большая продолжительность стрессорного воздействия данных факторов, может привести к психическому перенапряжению, истощению адаптационных ресурсов и возникновению профессионального стресса. Признаками, сигнализирующими о появления у некоторых сотрудников симптомов стрессового состояния, являются изменение отношения к профессиональной деятельности, проявление агрессии в отношениях с коллегами, усиливающаяся небрежность в личном поведении сотрудника, отмечающаяся склонность к демонстративному и вызывающему нарушению дисциплины. Изменения в деятельности проявляются в том, что у сотрудника чаще, чем обычно, происходят нарушения регламента и правил внутреннего трудового распорядка (не выход или опоздание, под разными предлогами), увеличивается число ошибок по невнимательности, снижаются количественные и качественные показатели деятельности, возникают затруднения в принятии решений в самых простых ситуациях [12, c. 240]..
В коммуникативной сфере данный сотрудник неадекватно воспринимает юмор, проявляет раздражение и враждебность, внезапно начинает испытывать затруднения в общении, высказывает непонятное недоверие к действиям руководителей. Происходят изменения и в личном плане: человек выглядит уставшим, неспособным расслабится, проявляется высказывания о безразличии к жизни, потеря интереса к ней; сотрудник часто жалуется на здоровье и беспричинные боли.
Анализ руководителем состояний психического напряжения должен производится с пониманием того, что сотруднику возможно необходимы дополнительные психологические ресурсы для преодоления трудностей обстановки и перестройки психики при переходе к новому уровню ее функционирования, сохранения психологической устойчивости и эффективности профессиональной деятельности.
Руководителям также необходимо знать в достаточном количестве и эффективные психологические способы снижения силы воздействия различных стресс-факторов и уметь применять их как в повседневных, так и в экстремальных служебных ситуациях [12, c. 241]..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Огромный материал, накопленный при изучении стресса, предоставляет большие возможности для исследователей по развитию терминологического аппарата. При решении междисциплинарной задачи по разработке более эффективных методов коррекции неблагоприятных функциональных состояний человека надо помнить о взаимосвязи наблюдаемых и описываемых явлений. Многолетние исследования психологического стресса подтвердили общность физиологических изменений, возникающих при физиологическом и психологическом стрессе, и в то же время позволили говорить о некоторых важных различиях в механизмах их формирования. Если физиологический стресс возникает в связи с непосредственным физическим воздействием, то при эмоциональном стрессе влияние психических стрессоров (или комплексной стрессогенной ситуации) опосредуется через сложные психические процессы. Раскрытие механизмов развития и протекания психологического стресса, установление взаимосвязи отдельных стрессорных реакций с конкретными личностными особенностями является тем инструментом, при помощи которого могут быть вскрыты механизмы взаимосвязи физиологического и психического аспектов стресса у человека, а понимание этих механизмов позволит разрабатывать более эффективные методы коррекции неблагоприятных функциональных состояний человека.
В настоящее время большое внимание уделяется стрессоустойчивости человека в повседневных и экстремальных условиях. Проблема стрессоустойчивости рассматривается с позиций генеза целостных, системных реакций организма, определяющих устойчивость к эмоциональному стрессу, механизмов, с помощью которых организм может противостоять развитию эмоционального стресса и его патологических последствий.