Файл: Теоретические основы исследования профессионального стресса в управленческой деятельности.pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 68
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы исследования профессионального стресса в управленческой деятельности
1.1. Понятие и сущность феномена «стресс»
1.2. Содержательная характеристика профессионального стресса
2.1. Цель, задачи, объект, предмет и этапы эмпирического исследования
2.2. Методы эмпирического исследования
2.3. Характеристика выборки исследования
3.1. Анализ результатов эмпирического исследования
3.2. Рекомендации по профилактике профессионального стресса в управленческой деятельности
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Резко возросшие в стране процессы интенсификации труда, повышение требований к профессиональному соответствию и стабильности человека при осуществлении профессиональной деятельности предполагают готовность и способность человека преодолевать состояния напряженности, повседневные и стрессовые ситуации. Профессиональная деятельность предъявляет высокие требования к его профессиональному поведению и требует постоянной актуализации когнитивных, рефлексивных, эмоциональных и др. возможностей. Без рационального подхода к использованию собственных ресурсов современный руководитель часто оказывается в состоянии нервно-психического напряжения, что в дальнейшем приводит к психологическому стрессу, к неэффективному поведению или эмоциональному выгоранию.
Проявлений стресса и его последствий, характерных для профессиональной деятельности руководителя любого уровня достаточно много: фрустрация, тревожность, агрессия, эмоциональное выгорание, построение негативных прогнозов, отчуждение, нарушения в эмоциональной, когнитивной и поведенческой сферах и т. д. Все это снижает эффективность труда и ухудшает качество трудового процесса. Практика показывает, что часть руководителей разного уровня таких проявлений не обнаруживает, сохраняя свое психофизическое здоровье, профессиональное долголетие и продуктивность, но достаточно значительная часть ярко демонстрирует вышеописанные последствия воздействия и переживания стресса. Это доказывает, что проблема повышения стрессоустойчивости как профессионально важного качества стоит достаточно остро.
Источниковая база исследования. В современной научной литературе проблему стресса такие ученые, как Л.М. Аболин, А.Б. Леонова, Е.И. Николаева, В.А, Пономаренко, Г.С. Никифорова, Г. Селье, А.М. Столяренко, Ю.В. Щербатых. Проблеме влияния личностного фактора в преодолении стресса посвящены работы В.И. Медведева, В.Э. Мильмана, В.Д. Небылицына, Г. С. Никифорова и др. Использованные в исследовании источники имеют высокий уровень надежности так как авторы их – имеют научные звания, большое число научных публикаций, имеющие учебники и учебные пособия, монографии по проблеме стресса и профессионального стресса, в частности.
Цель исследования заключается в определении особенностей профессионального стресса в управленческой деятельности.
Объект исследования: профессиональный стресс.
Предмет исследования: профессиональный стресс в управленческой деятельности
Задачи:
1. Определить понятие и специфику феномена стресса
2. Охарактеризовать особенности профессионального стресса
3. Спланировать и реализовать экспериментальное исследование, направленное на исследование особенностей профессионального стресса в управленческой деятельности.
4. Разработать рекомендации по профилактики профессионального стресса в управленческой деятельности.
Гипотеза: существуют специфические особенности профессионального стресса в управленческой деятельности, в частности: существует связь показателей нервно-психической устойчивости, стрессоустойчивости и утомляемости – стрессоусточивость руководителя связана с показателем демотивации и общим уровнем нервно-психической устойчивости.
Методики исследования:
1. Опросник «Степень хронического утомления» (А.Леонова)
2. Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Реге.
3. Методика нервно-психической устойчивости «Прогноз».
Экспериментальная база исследования: ОАО «Мегафон Ритейл» г. Энска. Всего в исследовании приняло участие 40 сотрудников компании ОАО «Мегафон Ритейл» органов в возрасте от 27 до 45 лет (средний возраст – 35,75 лет), из которых 8 – мужского пола и 32 – женского пола.
Практическая значимость настоящего исследования выражается в возможности использования результатов в рамках практической деятельности руководителя, формирования благоприятного климата коллектива, формирования стрессоустойчивости и здорового образа жизни.
Структура исследования соответствует цели и задачам исследования и включает введение, три главы, заключение, список литературы и приложения.
1. Теоретические основы исследования профессионального стресса в управленческой деятельности
1.1. Понятие и сущность феномена «стресс»
Проблема причин возникновения стресса у человека, а также их последствий для организма привлекает внимание специалистов из разных отраслей науки, от медиков до психологов и социологов. Последние годы знаменуются ростом числа публикаций по прикладным аспектам стресса, которые затрагивают различные стороны жизни и деятельности человека [3, 7, 9, 11, 13, 17, 19-21]. Вместе с тем, в настоящее время отсутствует не только концептуальное, но также терминологическое единство по проблеме стресса [19, с. 7]. Данное обстоятельство приводит к расширению понятийного аппарата, когда к понятию стресса относят достаточно разнородные явления, например, наиболее явно это проявляется в отношении феномена психологического стресса. По мнению А.М. Столяренко, рассмотрение феномена стресса настолько разнонаправлено и многообразно, что существенным образом осложняет разработку единой концепции стресса, а также принятия мер по профилактике и преодоления чрезмерного стресса в практической деятельности [17, c. 12]. Помимо этого, терминологическая неразбериха, на наш взгляд, не способствует междисциплинарной интеграции биологической, медицинской, а также психологической наук в исследовании человека. В данном эссе предпринимается попытка осуществить анализ сущности феномена стресса, а также определения особенностей взаимосвязи физиологических и психологических процессов в организме человека, которые отражают особенности протекания стресса.
В 30-50-е годы ХХ века биологическая теория стресса была разработана Г. Селье [16]. Данная теория также называется физиологической теорией стресса. Основное положение данной теории гласит, что стресс выступает как неспецифический ответ организма на любое требование [16, c. 15]. Стресс, которые положительным образом влияет на активность организма называется эустрессом, тогда как избыточное, сильное воздействие может сопровождаться возникновением дистресса, который ухудшает поведение и состояние человека. Физиологический стресс является защитным механизмом, стереотипной реакцией организма человека на любой тип воздействия. В этом случае в организме происходят такие изменения, как учащие сердечных сокращений, усиления кровообращения, повышение кровяного давления, активации симпатоадреналовой системы, учащение дыхание, сдвиг в обмене веществ, что связано с торможением работы ЖКТ, преобладание процессов метаболизма и т.п [13, c. 102].
В настоящее время под стрессом понимается состояние, которое вызвано чрезмерным воздействием на организм, которое принято называть стрессором. Стресс может вызываться стрессовыми ситуация, к которым можно отнести нервно-психические, физические нагрузки.
Выявлено, что многие травмирующие факторы сильного и сверхсильного воздействия обуславливаются не воздействием самого стрессора, а реакцией человека на него [16, c. 47]. Стресс, таким образом, может рассматриваться как сложное функциональное состояние организма человека, которое характеризуется сдвигами в деятельности систем всех уровней – от психических процессов до эндокринной системы.
Состояние стресса, которое возникает в экспериментальных или же экстремальных ситуациях может выражаться в дезорганизации поведения человека и его интеллектуальных процессов. Обращение к исследования природы стрессовых состояний показало, что оно может возникнуть в результате разнообразных негативных воздействий, например, в случае неблагоприятных социальных условий, в случае неблагоприятном психическом или эмоциональном воздействии, в случае болевого воздействия или же при угрозе его, в случаях повышенной материальной или моральной ответственности и т.п [16, c. 47]. У специфическому виду стрессу также можно отнести состояние, которое возникает в непривычных для человека условиях, например, при различных перегрузках, при сенсорной изоляции.
Требует отдельного рассмотрения феномен эмоционального стресса. Эмоциональный стресс выделил Р. Лазарус [10, c. 179]. Он говорит о том, что эмоциональный стресс связан с процессами активизации познавательной деятельности человека, посредством которых человек определяет для себя уровень угрозы, а также осуществляет сопоставление возникающие трудности с собственными возможностями по их преодолению. По мнению Л.А. Китаев-Смык, введение данного понятие породило разночтение обозначаемых им явлений [7, c. 104]. В данное понятие включаются также первичные эмоциональные реакции, которые возникают при критических психологических воздействия, а также эмоционально-психические симптомы, которые порождаются телесными повреждениями и т.п.
Понятие «эмоционального стресса» в научной литературе приобрело ряд трансформаций, которыми, по нашему мнению, было подвергнуто и понятие стресса. Первоначально под эмоциональным стрессом понимались ситуации, которая порождает сильные эмоции. Концепция стресса, учитывая ее направленностью на целостное понимание адаптивных реакций организма привлекает внимание специалистов по разработке режимов жизни и деятельности в экстремальных ситуациях. Обращаясь исключительно к неблагоприятным для организма проявлениям стресса, ученые обозначают также данным термином адаптационные эмоциональные реакции, которыми обычно сопровождаются вредные для организма психофизиологические и физиологические изменения [7, c. 105]. Соответственно, под эмоциональным стрессом подразумеваются аффективные переживания, которые сопровождают стресс и которые приводят к неблагоприятным изменения в организме. Когда же было накоплено достаточно материала о существовании большого круга психических и физиологических реакций, которые сходны при положительных и отрицательных эмоциональных переживаниях, под «эмоциональным стрессом» стали понимать достаточно широкий круг изменений поведения человека, психических проявлений. Таким образом, под эмоциональным стрессом стали понимать широкий круг изменений психических проявлений, которые сопровождаются выраженными неспецифическими изменения электрофизиологических, биологических и иных коррелятов стресса.
Следующим видом стресса выступает психологический стресс. Психологический стресс относится к тем психологическим явлениям, которые относятся к психическим состояниям и под которыми понимают целостное своеобразие всех процессов, которые происходят в психике человека в данный момент или же в течении определенного периода времени [3, c. 211]. По мнению А.М. Столяренко, сводить психологический стресс только к эмоциональным реакциям нецелесообразно. Эмоция рассматривается как одна характеристика психической деятельности, которая носит целостный характер и включает в себя познавательные, мотивационные, волевые, а также психомоторные компоненты. Отсюда следует, что эмоциональный стресс и психологический стресс не целесообразно отождествлять друг с другом, понимания, что психологический стресс является системной психологической реакцией на ситуацию [17, c. 59].
Психологический стресс существеннее, чем биологический, зависит от индивидуальных особенностей человека, тогда как его характеристики менее жестко и однозначно навязываются спецификой внешних воздействий. Индивидуальная выраженность стресса, его неблагоприятных проявлений в значительной степени зависит от осознания человеком ответственности за себя, за происходящие с человеком и окружением изменениями в экстремальных ситуациях, от психологической установки на ту или иную роль [3, c. 212]. По мнению Л.А. Китаева-Смык, можно говорить о наличии трех типов отношения человека к себе в случае стресса. Первый тип отношения – это отношение к себе как к «жертве» экстремальной ситуации. Второй тип сочетает отношение к себе как к «жертве» и одновременно как к «ценности». Третий тип – сочетает первые два выделенных типа [7, c. 214]. Таким образом, психологический стресс может рассматриваться как особое психическое состояние, которое характеризуется неспецифическими и системными изменениями активности психики человека, которая выражает ее мобилизацию и организацию в связи с возникшими повышенными требованиями новой ситуации. Психологический стресс может быть идентичен стрессу физиологическому, так как обладает своими психологическими особенностями. Он может возникнуть самостоятельно, а также может изменять или инициировать биологический стресс [7, c. 214].
В исследованиях по проблеме психологического стресса прослеживаются попытки объединения разных направлений исследования стресса и определения связи физиологических и психологических компонентов стресса. Признано, что содержание катехоламинов в крови достоверно коррелирует с выраженностью эмоциональных переживаний и личностной предрасположенностью к ним. Преобладание адреналина связано с возникновением реакций страха и тревоги. Преобладание норадреналина связано с проявлением чувства гнева или решительности. Стресс подавляет иммунную систему человека, он увеличивает вероятность возникновения инфекций и усилению аутоиммунных заболеваний. Кортизол, который выделяется при стрессе снижает активность иммунной системы человека [7, c. 215]. В случае сильного и продолжительного стресса может развиваться патология сердца. Особенную роль в возникновении данной патологии играет активизация перекисного окисления липидов. Исследования проблемы стресса в реальных условиях показали, что не столько физиологический, сколько психический уровень адаптации выступает как наиболее чуткий индикатор психического и физического состояния человека [14, c. 101].
Огромный массив материала, накопленный при изучении феномена стресса представляет большие возможности для исследователей по развитию терминологического аппарата. При решении междисциплинарных задач по разработке наиболее эффективных методов коррекции неблагоприятных функциональных состояний человека необходимо помнить о взаимосвязи наблюдаемых и описываемых явлений.
1.2. Содержательная характеристика профессионального стресса
Термин «профессиональный стресс» появился в Западной Европе и в США в конце прошлого столетия в связи с большим количеством исследований, посвященных тематике стресса. Если проводить сравнение двух понятий, то можно выделить отличительные черты «стресса вообще» от «профессионального стресса». Таких отличительных черт несколько [11, c. 4].
Во-первых, если стресс вообще - это общая (неспецифическая) физиологическая и / или психологическая реакция организма на определенную ситуацию, то профессиональный стресс - это реакция на определенную ситуацию, связанную с конкретной профессиональной деятельностью. В нашем случае профессиональный стресс сотрудников руководителя - это неспецифическая физиологическая и / или психологическая реакция организма на деятельность, связанную с осуществлением деятельности в компетенции руководителя, а также с осуществлением контроля и руководства деятельностью подчиненных [11, c. 5].