Файл: Влияние целенаправленной внеклассной работы на духовно-нравственное развитие младших школьников ..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 94

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На занятиях дети слушают фрагменты музыкальных произведений, делятся своими впечатлениями. Параллельно учитель рассказывает о том, когда, как и кем создавалось прослушиваемое произведение, показывает фотографии композиторов, мест, где создавались эти произведения. Музыкальные занятия подразумевают не только слушание музыки, но и выражение своих ощущений от нее через пение, танцы, музыкальные игры.

Знакомство с искусством продолжается походом в театры. Дети знакомятся с многообразием видов театров: драматический, кукольный, театр теней, музыкальный. Учитель стремится показать, что театр является моделью реальной жизни, которая представлена в игре актеров, музыкальном сопровождении, реквизите. Дети получают возможность попробовать себя в роли актеров в школьном театре, театральных постановках, организуемых в классе.

В Концепции национального воспитания отмечается, что одной из основных задач воспитания является формирование способности понимать и ценить красоту и богатство природы. Природа является огромным источником для эстетических переживаний школьников. Она натуральна и изменчива, картины природы всегда свежие и естественные, в них доминирует большой спектр красок[16].

Восприятие природы вызывает у ребенка чувство бережливого отношения к растениям, животным, стремление преумножать и ухаживать за ними. Дети с хорошо развитым эстетическим восприятием запоминают и отражают в своей творческой деятельности большое количество образов, используют более разнообразные средства самовыражения.

По мнению Х.Б. Льняновой становление этических ценностей у детей младшего школьного возраста происходит через знакомство с природой. И здесь важное место, по мнению автора, должно отводиться словам и отношению к природе взрослого – педагогов и родителей, ведь именно глядя на них ребенок получает первый опыт эстетических переживаний. Безразличие к природе, ее красоте передастся ребенку, и, наоборот, внимание и бережное отношение к окружающему миру со стороны взрослого выработает трепетное отношение к природе и у ребенка.

Также автор подчеркивает важность проведения экскурсий на природе, говоря о том, что хорошо проведенная экскурсия вызывает у детей чувство бодрости, порождает желание ознакомиться с новыми местами и видами природы, поддерживает эстетические переживания детей.

Усилению эстетических переживаний детей при пребывании на природе способствуют игры, связанные с освоением природной среды. Это может быть игра в прятки, догонялки, спортивные игры. При этом важно проявляющиеся у ребенка эмоциональные реакции, впечатления, переживания фиксировать словами, понятиями (красиво, прекрасно, безобразно и пр.), которые затем войдут в речевой словарь ребенка.


В нравственном воспитании, по мнению Н.А. Кушаевой, особое значение приобретает деятельность, связанная с эстетическим восприятием образцов, эталонов, созданным в природе и культуре. Ребенок знакомится с различными произведениями искусства, средствами выразительности, обсуждает с педагогом и сверстниками сюжет, учиться выражать собственные впечатления о произведении, учится сопоставлять произведения искусства с явлениями из окружающей жизни[17].

Актуальным инструментом нравственного воспитания С.В. Мирошник считает художественную литературу и различные формы работы с ней. Чтение рассказов, стихов необходимо подкреплять живым опытом восприятия прекрасного, считают авторы. Для этого можно проводить уроки чтения в лесу или в галерее, рассматривая картины. Это создаст неповторимую творческую атмосферу, при которой художественный образ сольется с реальным и позволит ребенку практически «нащупать» проявления прекрасного в окружающем мире. При этом важно не ограничиваться одним лишь восприятием, даже ярко окрашенными впечатлениями, считают авторы. Позже, необходимо вернуться к пережитым ощущениям, воспроизвести их в словесной форме, проанализировать и выделить характеристики прекрасного, что позволит ребенку в дальнейшем самостоятельно сформировать собственные представления об эстетическом идеале.

Согласно Е.В. Титовой, любую форму воспитательной работы, мы относим к одной из следующих больших групп: мероприятия, дела, игры.

Мероприятия - это занятия, события, ситуации, которые организуют педагоги в соответствии с целью и задачами поставленными в воспитательной деятельности.

Дела - общая деятельность, важные события, которые осуществляют члены какого-либо сообщества[18].

Игры – это воображаемая или реальная деятельность, которая организуется в коллективе с целью отдыха, развлечения, обучения. По времени проведения все формы делятся на:

- кратковременные,

- продолжительные,

- традиционные.

По видам деятельности различаются:

- формы учебные,

- трудовые,

- спортивные,

- художественной деятельности.

По способу влияния педагога:

- непосредственные,

- опосредованные.

По субъекту организации:

- деятельность организуется педагогами, родителями и другими взрослыми,

- деятельность, которая организуется на основе сотрудничества,

- инициатива в организации деятельности принадлежит самим детям.


Классификация форм воспитания всегда взаимосвязана, но в зависимости от выбранного педагогического подхода одна и та же форма может быть отнесена к той или иной классификации.

Организация учебного процесса выстраивается таким образом, что в нем есть такая ситуация, в которой школьник ставится перед необходимостью самостоятельного нравственного выбора. Моральные ситуации для школьников всех возрастов никогда не должны быть представлены или даже выглядеть как обучающие или контролирующие, так как их воспитательное значение в этом случае может быть ничтожным.

Результаты нравственного воспитания всегда проявляются в отношениях школьников к своим обязанностям и деятельности, а также к другим людям. В качестве основной формы работы проводятся чаще всего беседы с учащимися на нравственные темы, расширяя этим от класса к классу нравственные представления и знания учащихся[19].

Естественно, что воспитание школьников зависит и от личного примера воспитателя, его поведения, отношения к воспитанникам, мировоззрения, деловых качеств, авторитета и других личных достижений. Известно, что для большинства младших школьников авторитет учителя безоговорочен, и они готовы подражать ему во всем. Но сила положительного примера учителя увеличивается, когда он своей личностью, своим авторитетом действует систематически и последовательно, без расхождений между своим словами и делами.

Таким образом, чтобы добиться успеха в нравственном воспитании младших школьников, необходимо своевременно начать работу по формированию самостоятельности, инициативности и творческого отношения к деятельности.

ГЛАВА 2 ВИДЫ ВНЕКЛАССНЫХ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ В ЛИЧНОСТИ

2.1 Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности


Роль учителя сегодня в центре внимания общества. И от того как он передаёт современным школьникам не просто знания, а духовно-нравственное образование, открывает в них то доброе, что они уже знают и любят, собственным примером учит их нравственности, зависит отношение и уважение к нему окружающих. На уроках истории происходит постоянное формирование и воспроизводство духовных отношений. Но поскольку детей учат не только в школе, но и вне её, важно, чтобы это не вступало в противоречие. Учителя не должны подрывать усилия друг друга. Все должны воспитывать детей в духе лояльности к государству, в котором они живут, его истории, культуре и населяющим его народам. На уроках истории задаётся система координат, помогающая личности правильно ориентироваться в общественной жизни. Очень важно, что преподаётся и как это делается[20].

Сегодня мы можем влиять на формирование общей культуры личности, на её духовно-нравственное развитие. Мы имеем возможность напрямую формировать нравственные ценности, возможность обучать в диалоге, формировать коммуникативные способности личности, ориентировать на признание универсальных ценностей (не убий, не укради, возлюби ближнего как самого себя). Где, как не наших уроках на примерах прошлого, мы можем воспитывать эти качества. Кто, как ни Александр Невский, Дмитрий Донской, Михаил Кутузов могут привить детям чувство патриотизма, любви к Отечеству. Они своими подвигами соединили всех людей для того, чтобы вся страна была дружной, единой, сильной. Развитие нравственных и эстетических качеств ребёнка требует специальной подготовки. Самостоятельно ребёнок не становится ни нравственно- чутким, ни эстетически воспитанным. Только опытный учитель умеет пробудить в детях желание стать хорошими[21].

И в этом плане можно только приветствовать то, что в начальной школе ввели такой курс, как «Основы православной культуры». Этот курс пробуждает в детях нравственные качества: доброту, сочувствие, заботу о мире. Предмет «Православная культура» позволяет ученикам узнать о том, во все века составляло славу России: о её святых, героях, о памятниках христианской культуры, о традициях жизни русских людей. Христианская культура России охватывает большой круг социальных явлений, затрагивающих практически все сферы общества. Прежде всего, это сфера духовной жизни, которая включает в узком понимании философию, идеологию, культуру. Это область мировоззрения личности, формирования ценностных ориентаций, установок межличностных отношений. Знакомство детей с православной культурой, с произведениями религиозной живописи, архитектуры, а также песнопениями православных праздников раскрывают духовный потенциал истории. Все эти знания закрепляются в форме творческих работ, позволяющих детям сопереживать радость творческой деятельности в доступном для них уровне (они рисуют, играют, поют, отгадывают загадки)[22].


Широкое содержание предмета позволяет школьникам узнать о системе нравственных ценностей, размышлять над самыми важными проблемами жизни человека, о благочестии, любви к Родине, ответственности. Примеры святых и героев Отечественной истории служат образцами нравственного поведения. Ведущими нравственными ценностями являются счастье, героизм, патриотизм, дружба. Как показывает опыт нравственно-эстетического воспитания школьники, осознают и эмоционально переживают полученную информацию.

С целью поддержания их духовного состояния важно проводить уроки так, чтобы заинтересовать детей. Поэтому в первом классе уроки проводятся в основном в форме игры. Им предлагают загадки, они сочиняют сказки, слушают и угадывают голоса птиц, хлопают под музыку, ищут и рисуют красоту окружающего мира. Постепенно они приходят к христианскому пониманию мира, знакомятся с заповедями, молитвами, духовной музыкой. Большое внимание уделяется христианским праздникам. Детей знакомят с традицией праздника, его проведением. Это цикл зимних и весенних праздников. С помощью притч и жизненных историй раскрывается смысл православной веры и миросозерцания. Они узнают о пользе послушания. О том, что такое человеческие страсти, как помогает в трудную минуту вера в бога[23].

Первоклассника нельзя торопить с осознанием понятий православной культуры. Восприятие детей должно быть постепенно подготовлено к общению с её глубоким содержанием. Наиболее правильная форма введения младших школьников в православную культуру через знакомые представления и образы, в которых они учатся видеть проявления красоты. Развитие эстетического восприятие красивого сочетается с развитием творческой деятельности: надо учится не только правильно видеть, но и создавать красивое.

В психологических характеристиках младшего возраста выделяются наглядно-образное восприятие, преобладание конкретного мышления, открытая эмоциональность. Доверчивость, подражательность. Учитывая эти особенности, автор подобрал темы, где школьнику показана внешняя сторона христианской культуры. Для успешного решения задач нравственного воспитания в учебнике специально выделены нравственные понятия христианской этики: послушание, доброта, любовь, благочестие. Уже на первых уроках внимание детей привлекалось к самым важным понятиям: дом, мир, Родина, Отечество[24].

Осознание православной культуры связано с образно-эмоциональным восприятием, умением видеть, изображать и слышать музыку. На этих уроках развивается нравственное чувство сопереживания, эстетические способности детей. Православная культура как эмоционально- ценностное отношение к жизни предполагает уяснение правил поведения, сущности добрых дел.