Файл: "Индустрия спорта в России: современное состояние и перспективы развития.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 65

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Необходимо отметить, особое преимущество рынка спортивных товаров - связь с фана­тами, которые не всегда имеют возможность посещать спортивные мероприятия, например те, кто живут в других странах, отсюда появляется спрос на онлайн продажи. Кроме того, сейчас существует тренд на опцию «кастомизации» товара, то есть приспособления под каж­дого уникального покупателя. Особо ярким примером здесь является компания Nike. Кроме того, любое использование бренда как правило лицензировано, и поэтому дешевле покупать у самого производителя или дистрибьютера.

Из выше изложенного можно сделать вывод, что индустрия спорта, как в России, так и за рубежом строится на таких огромных «китах», как продажи с проведения мероприятий, спонсорство (инновационное), медиа продажи и рынок сопутст­вующих и спортивных товаров. И, несмотря на общую мировую экономическую ситуацию (наличие санкций), остается прибыльной отраслью для любого государства, демонстрирует рост во всех сферах своего бытия и тенденцию к активному развитию.

2.2 Перспективы развития индустрии спорта в России

Рассмотрим и обоснуем важность спортивной индустрии для развития экономики в целом и проанализируем дальнейшие перспективы.

В данной работе показываются примеры, доказывающие высокую роль индустрии спорта в современной экономике, выделяются ключевые составляющие спортивного сектора, формулируются факторы, способствующие развитию спортивной индустрии, предполагаются критерии эффективности индустрии спорта, выделяются главные тен­денции развития индустрии.

Согласно исследованию международной компании, в области консалтинга и аудита, направленному по выявлению перспектив развития мировой индустрии спорта до 2015 года, несмотря на все проблемы в мировой экономике, индустрия продолжает расти и развиваться. Инвесторы выделяют на спортмассовые проекты все больше средств, биз­несмены вкладываются в спортивные клубы, а государство активно обновляет спортив­ную инфраструктуру и стимулирует развитие сектора в целом.

В 2011 году доходы мировой спортивной индустрии составили 125,0 млрд долл. США. 2011 год оказался достаточно прибыльным из-за проведения ЧМ по футболу в Южно-Африканской Республике. Наибольшая доля в суммарном доходе приходится на Северную Америку. Тем не менее самые наибольшие темпы роста наблюдались в Ла­тинской Америке. На втором месте располагается Европа, страны Ближнего Востока и Африки, однако показатели темпов роста здесь считаются самыми низкими. Это можно объяснить количеством и сроками проведения крупных спортивных состязаний на тер­ритории этих стран.


Таблица 1

Доходы мировой спортивной индустрии

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

Продажа билетов (млн. долл. )

38873

39570

39043

40613

41317

43554

44746

Спонсорство (млн. долл. )

31467

34972

35132

39173

40236

45559

45281

Мерчендайзинг (млн. долл. )

17586

17624

17570

18002

18549

19565

20067

Итого: (млн. долл. )

112489

121391

118690

129929

130164

146469

145341

Можно сделать вывод, что спортивную индустрию ждет рост. Однако нельзя не учитывать, что, во-первых, случайное изменение в заложенных тенденциях может при­вести к абсолютно противоположным результатам. Во-вторых, по анализам всемирного рынка и по всем видам спорта, специалисты PwC не уделяют внимание отдельным, час­то решающим моментам, которые специфичны для каждой страны. В-третьих, доход­ные статьи в отчете показываются без привязки к их получателям, в то время как рас­пределение прав, обязанностей и потоков денег во многом является определяющим. Не­обходима анализ каждой области: продажи билетов, прав на трансляции, спонсорства и мерчендайзинга.

Таблица 2

Темпы роста спортивной индустрии

Годы

Итого (млн. долл. США)

Темпы роста к предыдущему году, %

2009

120760

2010

112489

93,2

2011

121391

107,9

2012

118690

97,8

2013

129929

109,5

2014

130164

100,2

2015

146469

112,5

2016

145341

99,22

Следует отметить, что спортивный рынок Северной Америки все еще остается крупнейшим в мире, и темпы его роста значительно превысят темпы роста рынка в Азиатско-Тихоокеанском регионе и в странах Европы, Ближнего Востока и Африки.

По прогнозу самые высокие совокупные темпы годового роста (4,9%) покажет Латинская Америка, отчасти благодаря чемпионату мира по футболу прошедшему в Бразилии.

На втором месте с небольшим отрывом окажется Северная Америка, СТГР которой составит 4%. 


Самые низкие темпы роста доходов (2,9%) сохранятся в странах Европы, Ближнего Востока и Африки, что частично объясняют экономическими условиями. Однако и здесь будут происходить отдельные всплески активности: связанные с правоведением чемпионатов мира по различным видам спорта.

На протяжении периода экономической нестабильности становилось все очевиднее, что распределение сил в мировой экономике смещается в сторону стран Востока, отмечает компания. "Эта тенденция будет способствовать дальнейшей интернационализации спортивной индустрии, поскольку спортивный рынок заинтересован в появлении нового источника прибыли - растущего среднего класса в странах с быстроразвивающейся экономикой", - полагает "PwC в России". 

Компания представила прогноз и по доходам индустрии спорта. Так, доходы от продажи билетов составят 32,6% от совокупной выручки спортивной индустрии (до $44,7 млрд в 2017 г.).

При этом подобные доходы останутся крупнейшей составляющей мирового спортивного рынка, а в странах, где посещение спортивных мероприятий является неотъемлемой частью культуры, - основным источником дохода от их проведения[19]

Тем не менее темпы роста на этом сегменте рынке будут самыми низкими среди всех сегментов мировой индустрии спорта, а СТГР в 2015-2020 гг. составит всего 2,5%. "Несмотря на то, что желание болельщиков присутствовать на соревновании и поддерживать свою команду продолжает расти, а билеты на многие крупные спортивные мероприятия распродаются полностью, некоторую обеспокоенность вызывает соотношение между состязательным спортом и массовыми развлекательными мероприятиями"[20].

Кроме того, возникают вопросы по ценообразованию, особенно в тех случаях, когда из-за высокой стоимости билетов посещение спортивных мероприятий становится возможным исключительно для состоятельного среднего класса и богатых зрителей. "Регулирование, как это ни странно, могло бы стать одним из стимулов роста данного сегмента. Так, принятые УЕФА правила "честной игры" в финансовой области заставляют европейские футбольные клубы искать способы увеличения доходов и служат дополнительным стимулом для строительства новых стадионов", считает "PwC в России". 

Развитию спортивной индустрии поможет также спонсорство. На долю спонсорства приходится 28,8% от общего объема спортивного рынка. До 2015 г. средний рост этого компонента индустрии составил 5,3%, а доходы на мировом рынке достигнут $45,3 млрд, равномерно распределенных между всеми регионами. 


Спонсорство по-прежнему рассматривают как основную возможность напрямую обратиться к целевой аудитории. Банки и страховые компании используют спонсорство для повышения узнаваемости своих брендов во всем мире. Например, банк Standard Chartered выступает в роли спонсора футбольного клуба Liverpool, а банк UBS спонсировал проведение этапа Гран-при в Шанхае. 

Говоря о более общих тенденциях, необходимо подчеркнуть, что телекоммуникационные компании выделяют больше средств на спонсорскую деятельность, чем 10 лет назад. В качестве примера можно привести компанию Vodafone, которая является спонсором австралийской сборной по крикету, и российского оператора телекоммуникационной связи "Мегафон", который оказывает активную спонсорскую поддержку российским спортивным федерациям и является генеральным партнером Всемирной летней универсиады в Казани 2013 г. и зимних Олимпийских и Паралимпийских игр 2014 г. в Сочи", - отмечает компания. 

Однако структура спонсорских сделок изменилась. Теперь спонсорство направлено не только на достижение максимальной узнаваемости бренда, но и на обеспечение более глубокого и эмоционального контакта с болельщиками, прежде всего благодаря возможностям, предоставляемым новыми цифровыми технологиями. 

Рекламодатели и спонсоры используют социальные сети в своей деятельности, связанной со спортом. При помощи социальных сетей и новейших технологий сбора данных у спонсоров появляется возможность создавать такие рекламные обращения и сообщения, которые будут привлекать всех потребителей и подойдут для каждой платформы и способа доставки контента. Главная проблема состоит в точном измерении доходности инвестиций. 

Еще одним фактором повышения доходов являются права на трансляцию. "Права на трансляцию - третий по величине доходов сегмент рынка (на него приходится 24,1% всех доходов мировой спортивной индустрии) и второй по показателю СТГР, который составляет 3,8%. Рост доходов мирового рынка от продажи прав на трансляцию будет достаточно стабильным - с $29,2 млрд в 2010 г. до $35,2 млрд в 2015 г. Прогноз на 2020г.- $41,3 млрд.

Однако за этими цифрами скрываются традиционные существенные колебания от года к году, причиной которых являются крупные международные состязания, проводимые по четным годам, такие как Олимпийские игры и чемпионат мира по футболу (ФИФА)". 

Хотя на телевизионные трансляции по-прежнему приходится основная доля дохода от продажи прав на трансляцию, совместное использование различных медиаплатформ, таких как интернет и мобильные телефоны, может расширить спектр впечатлений зрителей и сделать эти впечатления более яркими. 


Правильное использование социальных сетей может увеличить выгоду как для самих телевизионных компаний, так и для зрителей. Многие телекомпании уже осуществили инвестиции в интерактивные порталы. Это позволяет совмещать показ телепередач в режиме онлайн с социальными сетевыми услугами, что дополняет предложение на рынке.

Важную роль в развитии спортиндустрии будет играть мерчандайзинг. "Мерчандайзинг представляет собой наименьший компонент мировой индустрии спорта - на него приходится только 14,5% мирового рынка. В то же время в Северной Америке его доля составляет 25,2% от всех доходов. Рост доходов от мерчандайзинга тесно связан со структурой потребительских расходов, а общий темп роста в этом сегменте (2,6%) близок к темпу роста доходов от продажи билетов, что приведет к росту доходов в сегменте мерчандайзинга с $17,6 млрд в 2010 г. до $20,1 млрд в 2015 г.", с перспективой роста до $27,1 млрд в 2020г.

Во всем мире сегодня наблюдают все более тесное сближение индустрии спорта и индустрии развлечений.

Так, в соответствии с Концепцией долгосрочного социаль­но-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (Распоря­жение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р), к стратегической цели госу­дарственной политики в сфере физической культуры и спорта относится развитие сис­темы массовой физической культуры и спорта, физического воспитания, в том числе:

  • развитие инфраструктуры для занятий массовым спортом в образовательных уч­реждениях (школах, университетах) и по месту жительства, увеличение количества спортивных площадок;
  • развитие системы дополнительного образования в сфере физической культуры и спорта, создание детских спортивных школ, а также секций и спортивных клубов для детей и взрослых не только в крупных городах, но и в сельских местностях;
  • осуществление комплекса мер по материально-техническому оснащению и кад­ровому обеспечению сферы физической культуры и спорта, создание информационного банка и реестра спортивных объектов, в том числе физкультурно-спортивных сооруже­ний;
  • нормативно-правовое обеспечение предоставления услуг в сфере физической культуры и спорта за счет бюджетных средств негосударственными организациями;
  • реализация информационной политики в целях повышения интереса граждан к занятиям физической культурой и спортом;
  • развитие системы проведения массовых физкультурных и спортивных соревно­ваний.

Подтверждением тому, что данная программа успешно выполняется может служить возведение многочисленных спортивных объектов в рамках подготовки к Олимпийским играм в Сочи 2014 года, Универсиаде 2013 года в Казани, а также к Чемпионату мира по футболу в 2018 году, который затронет многие города России. Данные мероприятия требуют невероятно больших инвестиций и нуждаются не только в государственном инвестировании, но и в частном.