Файл: «Проблемы профессиональных стрессов. Профессиональное выгорание» ..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 113

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

– существенным фактором профессионального выгорания может быть дезориентация личности и нравственные дефекты. Нравственный дефект стоит рассматривать как категорию, которая свидетельствует о неспособности человека использовать в процессе своей работы такие категории как честность, уважение к другой личности, порядочность. Дезориентация личности, в свою очередь, означает неумение человека отличить вред от блага [Березенцева Е. А. Профессиональный стресс как источник профессионального выгорания // Управление образованием: теория и практика. – 2014. – № 4. – С. 169]. При подобных условиях существенно облегчается процесс формирования синдрома профессионального выгорания так как увеличивается безразличие человека к исполняемым действиям и собственной профессиональной деятельности.

Таким образом, можно говорить о том, что личностные факторы профессионального выгорания играют важную роль в формировании и развитии данного синдрома. Однако, личностные факторы являются, по сути, почвой, на которую существенно влияют факторы ролевые, непосредственно связанные с организацией и спецификой рабочего процесса.

Под ролевыми факторы профессионального выгорания принято понимать специфические черты поведения работников в организации, их коммуникации в рамках коллектива, а также роль этих процессов на развитие синдрома выгорания [Далакова А. С. Механизм формирования предпосылок синдрома эмоционального выгорания и факторы, влияющие на синдром // Вестник Костромского государственного университета. – 2009. – № 3. – С. 341]. Ролевые факторы находятся в тесном взаимовлиянии с личностными факторами, поскольку поведение человека достаточно тесно связано с особенностями его характера.

– Проблемой, которая относится к ролевым факторам, может быть факт того, что работник «перерос» свою работу. Следовательно, свои профессиональные обязанности он выполняет без интереса, автоматически. Решение подобной проблемы может быть освоение новых областей деятельности.

– Ролевым фактором также является слабый уровень мотивации сотрудника, его недостаточная эмоциональная отдача. Это может находить проявление в нежелании человека проявлять активное участие в своей профессиональной деятельности. Кроме того, это может проявляться также и в том, что человек не привык к самооценке своих профессиональных оценок, а измеряет ее преимущественно в материальном аспекте [Смирнова Е. В. Оценка и критерии профессионального выгорания // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – 2014. – С. 44]. Эмоциональная отдача в деятельности такого сотрудника отсутствует, поскольку он не заинтересован в результатах своей работы, она не приносит ему удовольствия, что приводит к тому, что он достаточно быстро выгорает.


– Также одним из факторов выгорания может являться пассивный уход от разрешения рабочих конфликтов. Так, исследователи отмечают, что наиболее быстрый процесс выгорания наблюдается у тех работников, которые придерживаются стратегии избегания конфликтов на рабочем месте.

– Влияние на профессиональное выгорание оказывает и работа с психологически трудным контингентом. В первую очередь, это касается тех направлений профессиональной деятельности, которые связаны с постоянным общением с людьми [Фонталова Н. С. Стресс в профессиональной деятельности и его психолого-экономические последствия // Известия Иркутской государственной экономической академии. – 2011. – С. 180]. К таким профессиям традиционно относят врачей, учителей, работников социальных служб и правоохранительных органов. Для облегчения трудовой деятельности представители данных профессий склонны прибегать к эмоциональной отстраненности, что может привести к не полной включенности сотрудника в работу.

– Важным фактором профессионального выгорания является также и организационные факторы. Это могут быть и как условия работы (не в последнюю очередь, само место работы, его удобство и функциональность), так и организационные аспекты. К ним относятся такие понятия как сам характер выполняемой работы, продолжительность рабочего дня, степень самостоятельности в принятии решений, характер связи с руководством [Фонталова Н. С. Стресс в профессиональной деятельности и его психолого-экономические последствия // Известия Иркутской государственной экономической академии. – 2011. – С. 181].

– Темп работы, а также требования, которые постоянно возрастают также являются негативными факторами. Синдром профессионального выгорания может развиваться у человека в следствии несоответствия тех требований и ожиданий, которые существует у организации с теми возможностями, которыми реально обладает сотрудник.

– Нечеткая организация труда и его планирование также способна негативно влиять на трудовую деятельность человека и способствовать формированию синдрома профессионального выгорания.

– Одним из наиболее пагубных ролевых факторов является нездоровая психологическая атмосфера в трудовом коллективе. Стоит отметить, что это может находить проявление как в отношениях по вертикали «подчиненный-руководитель», так и по горизонтали в рамках отношений «коллега-коллега» [Шац И. К. Психологические аспекты профессионального выгорания // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. – 2013. – С. 52]. Неблагополучная эмоциональная обстановка в коллективе ведет к тому, что часть коллектива излишне активно растрачивает эмоциональные ресурсы, в то время как другая часть ищет способы сохранения эмоциональных и психических ресурсов. Это, в свою очередь, обуславливает то, что человек для сохранения собственного психологического благополучия, будет склоняться к сдержанности и эмоциональной холодности, ведущей к профессиональному выгоранию.


– Сама корпоративная культура (принятые в коллективе правила рабочих взаимоотношений) обуславливает эмоциональное благополучие сотрудников. Более жесткая конкуренция приводит к эмоциональному истощению и профессиональному выгоранию работников. Кроме того, склонность к профессиональному выгоранию обусловлена и характером занимаемой должности [Шац И. К. Психологические аспекты профессионального выгорания // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. – 2013. – С. 50]. Так, согласно исследованиям, сотрудники на руководящих должностях более склонны к выгоранию, поскольку на них лежит большая ответственность в принятии решений, а также его должность связана со значительным количеством ожиданий и по своему характеру является более статусной.

В связи с этим, можно сделать вывод о том, что рассмотрение личностных и ролевых факторов профессионального выгорания дает возможность говорить о том, что получение человеком удовольствия от его профессиональной деятельности если не полностью устраняет возможность выгорания, то хотя бы приводит к его отстрачиванию. В то время как ориентация сотрудника исключительно на результат профессиональной деятельности, с пренебрежением к процессу работы, может являться одним из наиболее ярких свидетельств того, что сотрудник подвержен профессиональному выгоранию.

Несмотря на индивидуальное восприятие трудовой деятельности каждым человеком, исследователи склонны выделять основные симптомы профессионального выгорания, характерные для подавляющего числа видов работы.

Симптомы синдрома профессионального выгорания можно разделить на три группы, в соответствии с тем, в какой области они находят своё проявление.

Первой группой являются психофизические признаки. Частым физическим (физиологическим) признаком синдрома выгорания является общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии). Нарастает утомляемость, усталость и истощение отмечается на протяжении всего дня, затем формируется чувство постоянной усталости, сопровождающееся ощущением полного эмоционального и физического истощения. Одним из самых частых и стойких проявлений являются разнообразные нарушения сна. Повышается восприимчивость к инфекционным заболеваниям, и даже незначительные недуги протекают вяло и длительно. Возникают частые беспричинные головные боли; регулярные расстройства ЖКТ, резкая потеря или резкое увеличение веса. У многих специалистов развивается одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке [Шац И. К. Психологические аспекты профессионального выгорания // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. – 2013. – С. 53].


Ко второй группе принято относить социально-психологические симптомы выгорания. Это, в первую очередь, пассивность, депрессия, безразличие к выполняемой работе (и, в целом, пониженный эмоциональный тонус). Кроме того, для человека становится характерна повышенная раздражительность, ощущение подавленности, возможны «нервные срывы» (принимающие формы как «ухода в себя», так и вспышек гнева). Важным симптомом является чувство неосознанного и необоснованного беспокойства, а также повышенная тревожность и гиперответственность. В целом, социально-психологические симптомы профессионального выгорания характеризуются общей негативной установкой как на профессиональные, так и жизненные перспективы человека [Смирнова Е. В. Оценка и критерии профессионального выгорания // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – 2014. – С. 47].

Третьей группой симптомов выгорания является поведенческие, заключающиеся в поступках и формах поведения сотрудника. Характерным является то, что человеку выполняемые функции представляются все боле сложными и даже невыполнимыми. Также это может принимать форму неверия в собственные силы, ощущение бесполезности, общее снижение энтузиазма в деятельности человека, его неумение выполнять важные задачи и концентрация на мелких, малозначимых аспектах профессиональной деятельности.

Таким образом, стержневыми симптомами профессионального выгорания являются эмоциональное и физическое истощение, негативные эмоции в виде тревоги и сниженного настроения, а также изменение рисунка поведения с уверенного на неуверенный, потеря цели и ощущения значимости выполняемой работы, отчужденность (обезличенное отношение к ученикам, родителям, коллегам) как способ дозированного расходования эмоциональных и физических сил [Шац И. К. Психологические аспекты профессионального выгорания // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. – 2013. – С. 56].

В целом, можно сделать вывод о том, что среди как факторов, так и симптомов профессионального выгорания можно выделить как физические, так и эмоциональные аспекты. Выгорание человека в рамках его профессиональной деятельности ведет к тому, что снижается уровень его рабочей продуктивности, а также нарушается эмоциональная и психологическая стабильность. Для предотвращения синдрома профессионального выгорания необходимо проводить комплексную профилактику, которая бы охватывала как организацию профессиональной деятельности, так и личностные ресурсы сотрудника.


3. Меры предупреждения профессионального выгорания в различных профессиях

Профессиональное выгорания является достаточно частым случаем профессиональной деформации сотрудника. Он связан с длительным воздействием факторов стресса, связанных непосредственно с профессиональной деятельностью человека. В связи с тем, что профессиональное выгорания является длинным хроническим процессом, его диагностика, а также своевременные меры по предупреждению данного синдрома, дают возможность существенно улучшать трудовой процесс.

Для диагностики синдрома профессионального выгорания в соответствии с наиболее распространенными симптомами существует множество методик. Можно отметить наиболее полные и комплексные из них. Так, согласно методике диагностики О. Рукавишникова можно определить три основных уровня выгорания: межличностный, личностный и мотивационный [Определение психического выгорания (А.А.Рукавишников) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2002. – С. 358]. Диагностика состоит из 72 утверждений, которые дают возможность определить состояние человека по трем шкалам.

Первой шкалой является психоэмоциональное истощение – процесс исчерпания как физических, так и эмоциональных, энергетических ресурсов сотрудника, чья профессиональная деятельность преимущественно связана с общением с людьми. Симптомами в рамках данной шкалы является хроническая и эмоциональная усталость, а также отдельные признаки депрессии.

Кроме того, можно отметить и личностное отдаление, которое является одной из специфических форм деадаптации сотрудника и сопровождается уменьшением количества контактов человека с окружающими, усилением раздражительности, преобладании негативного настроя в общении с окружающими.

Помимо этого, также согласно диагностике О. Рукавишникова важным аспектом выгорания является шкала профессиональной мотивации, которая свидетельствует об уровне рабочей мотивации и энтузиазма сотрудника в рабочей деятельности [Определение психического выгорания (А.А.Рукавишников) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2002. – С. 359]. Данный показатель может быть рассмотрен исходя из продуктивности профессиональной деятельности человека, его оптимизма и общей заинтересованности работой, самооценкой проделываемой работы.