Файл: «Проблемы профессиональных стрессов. Профессиональное выгорание» ..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 110

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В свою очередь, также можно воспользоваться методикой диагностики В. В. Бойка, которая заключается в выделении показателей нескольких фаз выгорания: напряжение, резистенция и истощение [Бойко В.В. Синдром эмоционального выгорания: диагностика и профилактика. – СПБ: Питер, 2008. – C. 68].

1 фаза - «напряжения» служит предвестником и запускающим механизмом в формировании синдрома выгорания и сопровождается ощущением тревожности, снижением эмоционального фона, подавленным настроением, депрессией, равнодушием, эмоциональным перенасыщением [Попова Н. А. Проблема профилактики эмоционального выгорания у социальных работников // Научно-исследовательские публикации. – 2014. – № 6. – С. 87].

2 фаза - «резистенция» (сопротивления). Действие этой фазы прослеживается с момента появления напряжения, как только человек начинает осознавать его наличие, он стремится избежать действия эмоциональных факторов с помощью полного или частичного ограничения эмоционального реагирования в ответ на конкретные психотравмирующие воздействия.

3 фаза - «истощения». Под эмоциональным истощением понимается чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызываемое собственной работой. Характеризуется падением общего энергетического тонуса [Попова Н. А. Проблема профилактики эмоционального выгорания у социальных работников // Научно-исследовательские публикации. – 2014. – № 6. – С. 88].

В рамках любой из методик диагностики синдрома выгорания необходимо учитывать как различные реакции на внутренние и внешние факторы синдрома, так и склонность к приемам психологической защиты и общее состояние нервной системы.

Разнообразие методов борьбы со стрессом в основном можно разделить на два основных подхода - индивидуальный и организационный. Индивидуальные стратегии - это те, которые могут использоваться сотрудниками для снижения или устранения стресса. Организационные подходы, в свою очередь, представляют собой программы и методы, которые организации осуществляют для успешного управления уровнями стресса в компании. Несмотря на такую ​​дифференциацию стратегий управления, должно быть ясно, что сотрудники и руководство должны взять на себя совместную ответственность за предотвращение стресса и устранить его вредные последствия. Этот взаимный процесс является основной эффективной технологией борьбы со стрессом [Леонова А.Б. Комплексная стратегия анализа профессионального стресса: от диагностики к профилактике и коррекции // Психологический журнал. – 2004. – Т. 25, № 2. – С. 78]. Важно отметить, что при устранении стресса руководители должны учитывать индивидуальные особенности своих сотрудников. В целом разница между людьми в отношении стресса может быть выражена концепцией так называемого порога стресса. Это субъективная характеристика, которая описывает порог чувствительности к различным стрессорам. У людей есть разные внутренние ресурсы, чтобы справляться со стрессовыми ситуациями. Пороговый стресс зависит прежде всего от следующих личностных факторов: темперамента, самочувствия, индивидуальных различий и т. д.


В качестве рекомендаций, для работников, чья профессиональная деятельность прямо связана с общением с людьми, было бы эффективно применять методику Бойко В.В. «Диагностика уровня эмоционального сгорания». Данная методика дает возможность выявить подробную картину синдрома профессионального выгорания, а затем на ее основании наметить меры профилактики и психокоррекции [Бойко В.В. Синдром эмоционального выгорания: диагностика и профилактика. – СПБ: Питер, 2008. – C. 185].

Также, в качестве рекомендаций, следовало бы вводить различные программы профилактики эмоционального выгорания сотрудников, основными задачами которых могли бы стать: обучение способам профилактики эмоционального выгорания; обучение навыкам выявления признаков синдрома эмоционального выгорания у себя и других; обучение методам и приемам помощи самому себе в ситуациях профессионального стресса [Попова Н. А. Проблема профилактики эмоционального выгорания у социальных работников // Научно-исследовательские публикации. – 2014. – № 6. – С. 88].

Профилактика и лечение синдрома профессионального выгорания по своей сути являются довольно схожими. Так, исследователи отмечают, что меры, которые предупреждают формирование и развитие синдрома выгорания, также могут быть использованы и для лечения причин синдрома у сотрудников.

Стоит остановиться на важнейших аспектах профилактики синдрома профессионального выгорания:

– Организация деятельности. Рациональное управление деятельностью играет важную роль в уменьшении влияния профессиональных стрессоров на личность специалиста. Предоставление возможностей роста карьеры, четкое разделение обязанностей и рабочих инструкций, повышение уровня мотивации работников, формирование благоприятного психологического климата персонала - основные профилактические меры против профессионального истощения, которые могут быть применены администрацией [Солодкова Т. И. Преодоление синдрома «выгорания» // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2010. – № 3. – С. 49].

Положительное влияние будет оказано путем включения тренингов, направленных на формирование рациональных навыков разделения времени, а также на повышение уровня самооценки и методов релаксации в программах повышения квалификации сотрудников. Рациональная организация рабочего места и его дневной график играют важную роль в профилактике профессионального выгорания. Что касается рабочего места, он должен соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям, а дневной график должен включать в себя перерывы, достаточные для продолжительного отдыха.


– Улучшение социально-психологического климата персонала. Общая задача этого направления - формирование персонала как целостной группы людей, способных поддерживать друг друга в стрессовых ситуациях [Муфтахова Ф. С. Изучение проблемы синдрома эмоционального выгорания и поведение преодоления в стрессовых ситуациях // Вестник Башкирского университета. – 2009. – № 1. – С. 292]. Важным фактором профилактики профессионального выгорания является благоприятный психологический климат в коллективе. Трудности в эмоциональном облегчении могут быть решены с помощью участия в психологических тренингах, способствующих формированию толерантности и взаимопонимания.

– Работа с индивидуальными особенностями. Профессиональная защита от выгорания предполагает психологическую работу с сотрудниками, состоящими из трех направлений, каждая из которых соответствует профессиональному компоненту выгорания. Первое направление - снижение уровня негативных личностных и профессиональных факторов. Важно развивать навыки специалиста для рационального решения конфликтных ситуаций, достижения поставленной цели, принятия конструктивных решений и переоценки мотивов деятельности, которые препятствуют личному и профессиональному развитию [Муфтахова Ф. С. Изучение проблемы синдрома эмоционального выгорания и поведение преодоления в стрессовых ситуациях // Вестник Башкирского университета. – 2009. – № 1. – С. 293].

Обычно в этом направлении профилактики профессионального выгорания используются тренинги и практические занятия, которые помогают повысить уровень уверенности в себе, улучшить процесс личностного развития и самосовершенствования. Второе направление работы с индивидуальными особенностями специалиста направлено на развитие и развитие творчества сотрудника. Творчество следует понимать как быстроту и оригинальность образа мышления, а также чувство юмора, богатое воображение. То есть рассматривать творчество как фактор развития человека, который благоприятствует избеганию стереотипов. Третье направление обеспечивает эмоциональный рельеф специалистов, повышение уровня стрессоустойчивости, формирование навыков саморегуляции и контроля его психофизического состояния [Водопьянова Н.Е. Личные смыслы как факторы противодействия синдрому профессионального выгорания // Материалы Первой Всероссийской научно-практической конференции «Психология психических состояний: теория и практика». – Казань: Новое знание, 2008. – С. 122].


Профессиональные программы профилактики и преодоления выгорания имеют две формы: индивидуальную (в том числе психологические методологии и реализуемую на уровне личности специалиста) и групповые (предлагая работу с персоналом). К индивидуальным формам программы относятся самообучения, техника планирования времени и разделения, упражнения для борьбы с негативными мыслями, классы релаксации и упражнения, благоприятные для эмоционального облегчения работника. На уровне персонала, важного для профессиональной профилактики, является взаимопонимание, социальная поддержка и обеспечение дружественных взаимоотношений. Следующие программы относятся к групповой форме профилактики психофизического истощения [Гафарова Н. В. Социально-психологический тренинг, направленный на преодоление профессионального выгорания и эмпирическая проверка его эффективности // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. – 2013. – № 2. – С 49].

1. Поддержка - это уникальная неформальная процедура, которая может по-разному меняться, но у нее есть единственная цель - эмоциональное облегчение персонала в конце рабочего дня.

2. Надзор - это способ соблюдения стандартов работы с помощью запланированных действий руководителя. Существует три формы надзора: формальный, неформальный и самоконтроль. Формальный надзор осуществляется управляющим лицом в качестве наблюдателя, и он направлен на надзор за сформированными навыками и его потенциалом. Неофициальный надзор отличается тем, кто оценивает работу персонала [Леонова А.Б. Комплексная стратегия анализа профессионального стресса: от диагностики к профилактике и коррекции // Психологический журнал. – 2004. – Т. 25, № 2. – С. 79]. Чтобы повысить уровень объективности оценки, для неофициального наблюдения используется независимый человек. Самоконтроль - это форма самоанализа и самооценки собственной профессиональной деятельности, контроля недостатков работы и своевременного устранения ошибок.

3. Помощь в группе - это коллективное профессиональное общение, которое помогает специалистам поддерживать высокий уровень знаний на основе обсуждения полученного опыта и полученных теоретических знаний.

4. Релаксация - это процедура ухода из состояния напряженности, устранения эмоциональных ограничений и физического истощения. Арт-терапия, медитация, физические упражнения, массаж и другие методы относятся к релаксационным [Водопьянова Н.Е. Личные смыслы как факторы противодействия синдрому профессионального выгорания // Материалы Первой Всероссийской научно-практической конференции «Психология психических состояний: теория и практика». – Казань: Новое знание, 2008. – С. 123].


Одной из весьма эффективных методик профилактик синдрома профессионального выгорания являются балинтовские группы. Несмотря на то, что преимущественно они используются для работы психологов, также они могут применяться и при профилактике синдрома выгорания у социальных работников, учителей, полицейских и других специалистов, ключевым аспектом работы которых является коммуникация. Преимущество данного метода заключается в том, что он направлен на повышение коммуникативных и профессиональных навыков человека, а также снижение уровня стресса в рамках его деятельности. Эмоциональная поддержка в рамках балинтовской группы дает возможность проанализировать причины профессионального выгорания и разработать более персонифицированную методику ее профилактики. Таким образом, объектом работы в балинтовской группе является, в первую очередь, коммуникация, а также чувства, эмоции и иррациональные идеи людей. В качестве инструментов же могут быть использованы как эмоциональная поддержка, так и фантазии, ассоциации, анализ методик эмоциональной защиты человека.

В рамках работы по профилактике профессионального выгорания в балинтовской группе, ее участники могут делиться собственными чувствами и мыслями, разнообразными фантазиями. В качестве упражнений в рамках работы семинара могут использоваться различные ролевые игры, эмпатическое слушание, невербальная коммуникация. Занятия в балинтовских группах дают возможность ее участникам более четко осознавать стереотипы действий, которые существенно усложняют их профессиональную деятельность, а также может дать рекомендации относительно более эффективной коммуникации с коллегами.

В целом, можно сделать вывод о том, что для профилактики синдрома профессионального выгорания могут быть использованы как индивидуальные, так и организационные подходы. В то время как индивидуальные подходы направлены на совершенствование личности человека, а также его отношения к трудовому процессу, формировании у него более высокого уровня устойчивости к стрессам, обучение новым путям управления теми стрессами, которые возникают на его рабочем месте. Важным аспектом профилактики профессионального выгорания является освоение базовых приемов релаксации, ауторегуляции и самопрограммирования, которые дают возможность человеку противостоять стрессам и совершенствоваться [Бабич О. И. Личностные ресурсы преодоления синдрома профессионального «выгорания». –Иркутск, 2009. – C. 83]. Также важным аспектом сохранения эмоционального тонуса является здоровый образ жизни и отказ от вредных привычек, которые снижают общий уровень стрессоустойчивости организма.