Файл: «Проблемы профессиональных стрессов. Профессиональное выгорание» ..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 109

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность данного исследования заключается в том, что в последние годы проблема профессионального выгорания становится все более распространенной, что продиктовано высоким уровнем стресса в рамках профессиональной деятельности. Синдром профессионального выгорания можно рассматривать в качестве формы личной деформации, происходящей под влиянием комплекса профессиональных стрессов.

На формирование и развитие синдрома профессионального выгорания оказывает влияние множество факторов: как организационные (плохо спланированная организация рабочего процесса), так и различные психоэмоциональные стрессы (среди которых нервные перегрузки, интенсивная коммуникация), а также неблагополучная атмосфера (что может находить отражение в конфликтности в рабочем коллективе).

Целью исследования является комплексный анализ особенностей процесса профессионального выгорания сотрудников.

Данная цель обусловила следующие задачи:

– охарактеризовать сущность понятия «профессиональное выгорание» в научной литературе.

– проанализировать причины и факторы, обуславливающие профессиональное выгорание.

– описать симптомы и проявление профессионального выгорания.

– охарактеризовать основные меры профилактики профессионального выгорания сотрудников.

Объектом исследования является профессиональная деятельность сотрудников.

Предмет исследования – синдром профессионального выгорания в рамках профессиональной деятельности.

Методами данного исследования выступили анализ специализированной психологической литературы, а также анализ отдельных аспектов понятия «профессиональное выгорание».

Специфика симптома профессионального выгорания, а также его особенности достаточно обширно рассмотрены в работах как отечественных, так и зарубежных исследователей. В частности, были использованы научные монографии и статьи таких исследователей как В. В. Бойко, А. А. Рукавишников, Е. А. Березенцева, А. С. Далакова, И. К. Шац. В научной литературе рассмотрено как определение самого понятия «профессиональное выгорание», а также его трактовка различными исследователями, так и симптомы, характерные для данного синдрома. В целом, исследователи сходятся в оценке тех причин и факторов, которые способствуют развитию синдрома профессионального выгорания. Кроме того, в работах отечественных исследователей даны рекомендации относительно комплексной профилактики профессионального выгорания для профессий, в основе которых лежит постоянная коммуникация «человек-человек».


Структурно работа состоит из введения, трех тематических глав, заключения и списка литературы.

1. Понятие «профессиональный стресс» и «профессиональное выгорание»

В современном мире профессиональная деятельность многих людей протекает в экстремальных условиях. Эффективность такой деятельности определяется не только профессиональными знаниями, умениями и навыками, но и профессионально важными свойствами, в числе которых - стрессоустойчивость. Поскольку саморегуляция деятельности является необходимым компонентом стрессоустойчивости личности, то целенаправленная психологическая коррекция саморегуляции во время профессиональной деятельности менеджеров должна способствовать развитию их стрессоустойчивости [Бойко В.В. Синдром эмоционального выгорания: диагностика и профилактика / В. В. Бойко. – СПБ: Питер, 2008. – С. 62].

Профессиональный стресс становится все более глобальным явлением, затрагивающим все категории труда во всем мире. Это оказывает огромное влияние на организационное поведение в коллективе. Одной из сторон проблемы является то, что стресс на рабочем месте угрожает трудящимся психическими или физическими проблемами со здоровьем. Кроме того, это может оказывать негативное влияние на трудовую деятельность человека.

Сегодня, в условиях модернизации экономики России и жесткой конкуренции, психологические проблемы профессионального становления и развития личности (профессионализации) приобретают все большую остроту и актуальность. Трансформация, происходящая с человеком в процессе профессионализации, связана с появлением в структуре его деятельности и личности конструктивных и деструктивных профессиональных новообразований [Неруш Т. Г. Профессиональное выгорание как специфическая форма профессиональных деструкций // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2012. – № 3. – С. 84]. Конструктивные новообразования (профессиональные знания, умения, способности, мотивы и т. п.) повышают профессиональную идентичность личности, эффективность ее деятельности и способствуют более успешному профессиональному развитию, а негативные оказывают противоположное воздействие: разрушают профессиональную идентичность, затрудняют профессиональное развитие личности и снижают эффективность профессиональной деятельности. Негативные новообразования, независимо от психологического содержания, принято называть профессиональными деструкциями. Профессиональные деструкции касаются личности (выражаются и проявляются на мотивационном, когнитивном уровне и на уровне качеств личности в искажении, гиперразвитии и разрушении профессионально важных и профессионально значимых качеств личности) и деятельности профессионала (нарушение целе-полагания, отражения ситуации, планирования, контроля и регуляции). Негативное влияние профессии на личность профессионала может проявляться в виде профессиональных заболеваний, профессионального стресса, девиантного поведения, профессиональной деформации личности, профессионального выгорания [Неруш Т. Г. Профессиональное выгорание как специфическая форма профессиональных деструкций // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2012. – № 3. – С. 86].


В психологии и психофизиологии стрессоустойчивость исследуется как некая совокупность личностных качеств, позволяющих работнику переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки (перегрузки), обусловленные особенностями профессиональной деятельности без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья. Коренные изменения, произошедшие в мире за последние десятилетия, преобразовали все стороны жизни нашего общества, трансформировали как человеческую личность, так и её отношения в изменившейся социальной среде. В последние годы в России все чаще говорят не только о хронической усталости и профессиональном стрессе, но и о синдроме профессионального выгорания работников.

На производительность труда человека в значительной степени влияет уровень стресса, который испытывает работник. Из-за его экономической значимости организации должны быть очень обеспокоены профессиональным стрессом и должны стараться активно управлять своими уровнями [Водопьянова Н. Синдром выгорания / Н. Водопьянова. – Питер, 2009. – C. 72]. Целью этого исследования является изучение взаимосвязи между стрессом и работой, а также влияние стресса на процесс профессионального выгорания. Исследования показывают, что определенная степень профессионального стресса является желательной и способна повысить эффективность работы, но на очень высоких уровнях она может оказать разрушительное влияние на способность человека выполнять свою работу [Неруш Т. Г. Проблема профессионального выгорания: история и современные тенденции // Психология и экономика. – 2011.– Т. 4, № 1. – С. 93]. Изучая источники стресса, его последствия и то, как человек справляется со стрессом, можно определить уровень профессионального стресса, который может быть желательным для организаций.

Стресс все чаще признается одной из основных причин психических и физических страданий людей в современном обществе. Стресс – это универсальное явление, влияющее на каждое живое существо. Его можно определить как динамическое условие, при котором индивидуум сталкивается с возможностью, спросом или ресурсом, связанным с тем, что желает человек и для которого результат является неопределенным и важным [Далакова А. С. Механизм формирования предпосылок синдрома эмоционального выгорания и факторы, влияющие на синдром // Вестник Костромского государственного университета. – 2009. – № 3. – С. 339]. Стресс на рабочем месте в основном связан с несоответствием между требованиями и ресурсами. Требования – это обязанности, обязательства и давление, с которыми сталкивается человек на работе (высокая рабочая нагрузка, перегрузка ролей, ролевые конфликты, временное давление). Для удовлетворения спроса индивидуум использует все доступные ресурсы, такие как социальная поддержка, обратная связь с производительностью, автономия. Если требования превышают доступные ресурсы, возникает стресс.


Стресс вызывается множеством требований (стрессорами), которые непрерывно суммируются в разных сферах нашей жизнедеятельности. Наши возможности контроля над тем, что происходит, может иметь решающее значение для формирования синдрома выгорания. Если мы учимся реагировать адаптивным способом, мы более успешно и эффективно действуем и повышаем свою функциональную активность и уверенность, тогда как дезадаптивные реакции ведут нас по нисходящей спирали к выгоранию. Когда требования (внутренние и внешние) постоянно преобладают над ресурсами (внутренними и внешними), у человека нарушается состояние равновесия. Непрерывное или прогрессирующее нарушение равновесия неизбежно ведет к выгоранию. Выгорание - не просто результат стресса, а следствие неуправляемого стресса [Шац И. К. Психологические аспекты профессионального выгорания // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. – 2013. – С. 51].

Профессиональный стресс — это многоплановый феномен, совокупность физиологических и психологических реакций субъектов трудовых отношений на сложную профессиональную ситуацию.

Можно выделить различные виды стресса, возникающего в процессе трудовой деятельности: рабочий стресс, обусловленный причинами, связанными с условиями труда, организацией рабочего места; профессиональный стресс, связанный с самой профессией, родом или видом деятельности; организационный стресс, возникающий вследствие негативного влияния на работника особенностей организации [Леонова А.Б. Комплексная стратегия анализа профессионального стресса: от диагностики к профилактике и коррекции // Психологический журнал. – 2004. – Т. 25, № 2. – С. 79].

Психологическая специфика стресса зависит как от достаточно сильных внешних воздействий на человека, так и от личностного смысла цели его деятельности, оценки ситуации. Исходя из этого и трудовая деятельность, и конкретная производственная ситуация могут являться причиной для возникновения у человека стрессового состояния. Истинные причины стресса часто скрываются в личностных особенностях самого субъекта трудовых отношений: в его мировоззрении, установках, стереотипах восприятия, потребностях, мотивах и целях [Шац И. К. Психологические аспекты профессионального выгорания // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. – 2013. – С. 53]. Поэтому причины профессионального стресса можно разделить на главные и непосредственные. Непосредственными причинами могут послужить такие события, как конфликт с руководством, дефицит времени, сложность задания, проблемные ситуации в процессе коммуникации и т.д., следствием которых является развитие психической напряженности и стресса. Чаще всего непосредственные причины связаны со сложностью задания и условиями трудовой деятельности. Главные причины возникновения стресса связаны с индивидуальными особенностями человека — психологическими, физиологическими, профессиональными. Практически любой аспект профессиональной деятельности может стать причиной стресса, если он рассматривается субъектом деятельности как превосходящий его возможности и ресурсы. Дополнительные факторы жизни человека могут также оказать влияние на возникновение или усугубление стресса. К ним можно отнести рост безработицы, преступность, экономические, политические, военные кризисы, т.е. глобальные факторы, влияющие на возникновение стресса; и личностные факторы, такие как финансовые или юридические проблемы, семейные конфликты, возрастные и жизненные кризисы, потеря близких, снижение трудоспособности и др [Фонталова Н. С. Стресс в профессиональной деятельности и его психолого-экономические последствия // Известия Иркутской государственной экономической академии. – 2011. – С. 180].


Обращаясь к потенциальным источникам стресса, стоит отметить, что в общем плане их можно разделить на три группы: экологическую, организационную и личную. Источники воздействия на окружающую среду являются технологическими, экономическими и политическими. Технологическая неопределенность связана с непрерывными инновациями в технологии и неспособностью человека поддерживать и адаптироваться к нему. Экономические источники стресса связаны с изменениями в бизнес-циклах и экономическим ростом [Муфтахова Ф. С. Изучение проблемы синдрома эмоционального выгорания и поведение преодоления в стрессовых ситуациях // Вестник Башкирского университета. – 2009. – № 1. – С. 292]. Экономический кризис является одним из самых сильных стрессоров для отдельного человека, потому что, когда экономика переживает кризис, работники не уверены в своих финансах, смогут ли они оставаться на работе и т. Д. Политическая нестабильность является третьим типом экологических источников стресса. Это происходит из-за неожиданных изменений в национальной и международной политике.

Стресс может возникнуть и от самой организации. Условия труда могут стать основным источником стресса для сотрудников. Люди, работающие в шумных, переполненных, загрязненных или опасных условиях, как правило, подвергаются большему стрессу. Задачи также являются потенциальным источником профессионального стресса. Они связаны с характеристиками работы [Муфтахова Ф. С. Изучение проблемы синдрома эмоционального выгорания и поведение преодоления в стрессовых ситуациях // Вестник Башкирского университета. – 2009. – № 1. – С. 293]. Плохо спроектированные задачи и перегрузка задачи – это возможные стрессоры в организации. Межличностное давление, возникающее от других сотрудников, может вызвать стресс на рабочем месте.

Организационный стресс может иметь в крайнем случае отчетливое выражение в виде так называемого «выгорания». «Выгорание» появляется после длительного действия стрессовых факторов и приводит к эмоциональному истощению, потере интереса к работе, ощущению беспомощности. Выгорание – это долгосрочный эффект профессионального стресса. Это результат отсутствия активного управления уровнями стресса в организации [Неруш Т. Г. Профессиональное выгорание как специфическая форма профессиональных деструкций // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2012. – № 3. – С. 87]. Что касается переменных производительности организации, это приводит к снижению удовлетворенности работой и производительности.