Файл: Понятие принципов права.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 97

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Предметом дискуссии остается вопрос о разграничении понятий «принципы права» и «правовые принципы». К примеру, некоторые авторы различают методологический статус понятий «правовой принцип» и «принцип правовой системы». Правовой принцип представляется понятием наиболее объемным, включающим в себя не только принципы права, но и принципы правовой системы, правовой политики и т.д.[11]

Более объективной представляется другая точка зрения, согласно которой разграничение понятий «правовые принципы» и «принципы права» смысла не имеет. Как отмечает О.И. Цыбулевская, употребляя понятие «принципы права», мы чаще всего подразумеваем феномен права в целом, то есть рассматриваем его и как систему правовых норм, и как правосознание, и как идеологическую надстройку, и как реально складывающиеся правоотношения[12].

По-прежнему актуален вопрос классификации правовых принципов. Специалисты отраслевых наук отмечают многоуровневую систему принципов. Например, Г.Б. Виттенберг выделял две группы основных принципов уголовного права: общеправовые принципы и принципы, специфически для уголовного права[13]. А.В. Наумов рассматривает трехуровневую систему принципов: общие межотраслевые и специальные [14]. Подобной классификации придерживается и О.И. Цыбулевская[15].

Выделение трехуровневой системы правовых принципов основывается на критерии сферы распространения принципов права и уровне их взаимодействия между собой. Данная классификация представляется вполне оправданной как теоретически, так и практически. Общеправовые принципы определяют содержание всего процесса правового регулирования тех или иных общественных отношений, оказывая огромное влияние на законодательную практику. Это обусловлено тем, что общеправовые принципы являются структурным элементом гораздо более общего понятия, нежели система принципов права конкретной правовой отрасли.

Согласно классификации, предложенной А.В. Малько и К.А. Струсь, общеправовые принципы права можно разделить на две группы: морально-этические, или нравственные, и организационные. Морально-этическая природа общеправовых принципов обеспечивает духовно-нравственный базис, исходные начала, которые оказывают влияние на информационное содержание правовых основ. Приоритетные ценности, которыми должны руководствоваться субъекты правотворческой и правоприменительной деятельности, выражаются, в свою очередь, организационными принципами. Они тесно взаимосвязаны с нравственными, поскольку должны обусловливаться их соблюдением. Общеправовые принципы формируют систему отраслевых и межотраслевых принципов права, являясь своего рода фундаментом правовых основ регулирования общественных отношений в различных сферах деятельности.


Отраслевые принципы обеспечивают отражение общеправовых принципов через призму предмета и метода регулирования той или иной отрасли права. Содержание отраслевых принципов несет в себе отражение основополагающих теоретико-правовых идей в форме принципов развития определенной отрасли права, а также основных организационно-регламентирующих принципов механизма правового регулирования[16].

Характеристика функционального аспекта правовых принципов раскрывает их практическое предназначение. Выделяются две функции: внутренняя и внешняя. Внутренняя обеспечивает согласованность системы юридических норм. Все нормативные предписания должны соответствовать принципам права и вытекать из их содержания. Это позволяет осуществлять правовое регулирование на единых началах, что обеспечивает его наибольшую результативность. Внешняя функция принципов права заключается в непосредственном регулировании поведения субъектов общественных отношений. Наличие возможности реализовать требования принципов права не только в рамках правоприменения при пробелах в законодательстве, но и не прибегая к таковому обеспечивает наибольшую объективность правового регулирования. Таким образом, принципы права являются ведущими началами формирования, развития и функционирования права, пронизывая и систему прав субъектов общественных отношений, и правовую реальность страны в целом, отражая потребности развития общества на каждом историческом этапе[17].

В современных условиях глобализации взаимопроникновение различных юридических систем является особенностью правового развития европейских стран. Российское право интегрируется в мировое пространство, что, в свою очередь, способствует развитию российского права, его обогащению и совершенствованию, соответствию международным стандартам и нормам. Проблема правовых принципов, а особенно их реализации, требует прочтения в новом ключе. Правильное соотношение приоритетов, определение новых направлений правового развития общества является одной из важных задач. Общепризнанные принципы права должны оставаться постоянными, находя наиболее полное отражение в содержании правовых основ различных сфер правового регулирования.

Таким образом, в Российской Федерации на современном этапе имеется достаточно серьезно проработанная на доктринально уровне система правовых принципов, представленная определенной системой. Указанная иерархия принципов базируется на общеправовых принципах законности, справедливости, гуманизма, защиты и соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Имеющиеся дискуссии свидетельствуют о важности исследуемого института, его первоочередном значении в процессе построения гражданского общества и правового государства в Российской Федерации.


    1. Классификация принципов оперативно-розыскной деятельности.

Оперативно-розыскная деятельность (далее — ОРД) относится к тем немногим сферам социальной практики, регламентация которой традиционно лежала в плоскости ведомственного секретного нормотворчества. Ее нормативная легитимизация связана с принятием Закона РФ от 13.03.1992 №2506-1 «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации»[18]. Принятие путем всенародного голосования 12 декабря 1993 года Конституции Российской Федерации потребовало приведения в соответствие с ней и оперативно-розыскного закона. 12 августа 1995 года Президентом Российской Федерации был подписан Федеральный закон №144 -ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее — Закон об ОРД)[19].

Характерно, что Конституционный Суд Российской Федерации более 160 раз рассматривал жалобы граждан на нарушение Законом об ОРД их конституционных прав, но ни разу не признал его нормы не соответствующими Конституции Российской Федерации. В то же время в мотивировочных частях определений и постановлений Конституционного Суда Российской Федерации сформулирован ряд правовых позиций, имеющих значение не только для правоприменения, но и для последующего совершенствования законодательного и ведомственного правового регулирования ОРД.

Нельзя не признать и значение для правотворчества особых мнений судей Конституционного Суда, излагающих в рамках судейской сдержанности суждения относительно отдельных положений Закона об ОРД.

Полагаем, что в настоящее время совершенно очевидным является определенное несоответствие международным стандартам и криминальной обстановке в России современного состояния нормативной регламентации полномочий уполномоченных органов государства по негласности действий при раскрытии преступлений. Несмотря на то, что ратифицированные международно-правовые акты обязывают Россию осуществлять и участвовать в осуществлении негласных специальных операций по борьбе с преступностью, до настоящего времени в отечественном законодательстве порядок их проведения детально не регламентирован[20].

Необходимость совершенствования правового регулирования оперативно-розыскной деятельности в современных условиях определяется и связанными с развитием информационных технологий сложными социальными и технологическими процессами, вызывающими существенное изменение закономерностей образования и концентрации оперативно значимой информации. Постоянно расширяется спектр технических источников оперативно-розыскных данных, к которым могут быть отнесены различные информационные системы государственных органов и коммерческих структур, в том числе операторов связи, потоки данных от разнообразных датчиков (радиочастотных идентификаторов, GPS-трекеров и т.п.), стационарных и мобильных измерительных устройств, систем геопозиционирования, видеонаблюдения и видеофиксации, сообщения из социальных сетей и иных мест сетевого общения объектов оперативного интереса.


Связанные с этим изменения способов добывания и анализа оперативно значимой информации придают все более острое звучание вопросам обеспечения прав граждан при электронном доступе субъектов ОРД к их персональным данным, определения пределов полномочий оперативно-розыскных органов в наднациональном пространстве сети Интернет, регламентации взаимодействия операторов связи, провайдеров интернет-ресурсов, владельцев информационных систем с органами, осуществляющими ОРД. Соответствующую правовую регламентацию должны получить полномочия полиции по мониторингу персональных данных граждан, контролю за электронной перепиской разрабатываемых лиц, автоматизированному сбору и анализу разрозненных сведений об их поведении, связях, интересах, финансовых операциях, местонахождении и перемещениях, формированию «электронного досье»[21].

К сожалению, и сейчас остается потребность аргументировать необходимость правового регулирования оперативно-розыскной деятельности. Научная общественность не спешит признавать оперативно-розыскное право в качестве отрасли права. Приверженность мифу об исключительности ОРД и трактовке ее как сугубо негласной, закрытой сферы борьбы с преступностью, регулируемой лишь ведомственными нормативными актами, не позволяет отдельным авторам увидеть связанные с ней правовые проблемы. Достаточно часто их суждения сводятся к тому, что четкая правовая регламентация приведет к утрате уникальных свойств ОРД, сузит поле тактической свободы и тем самым снизит ее эффективность.

Фрагментарность и неполнота знаний в области ОРД, обремененность стереотипами узкопрофессионального мышления, а в ряде случаев и пренебрежительное и высокомерное отношение к ОРД как к вспомогательной не вполне моральной сфере социальной практики закрывает таким авторам глаза не только на сложные реальные проблемы оперативно-розыскной деятельности, но и на направления их правового решения.

Конечно, в правовом регулировании ОРД есть пробелы и недостатки. Под пробелами в оперативно-розыскном праве понимаются ситуации, когда какие-либо значимые отношения в сфере ОРД остаются неурегулированными правовыми нормами. Это чаще всего происходит из-за недостатков в правовой регламентации и является признаком некачественности соответствующего закона. Пробелы в праве могут быть ликвидированы посредством уточнения существующего или разработки и принятия нормативного правового акта, регламентирующего ОРД, либо использования аналогии права или аналогии закона. Учитывая, что возможности применения последних двух способов в уголовно-правовой сфере ограничены, основное внимание, на наш взгляд, следует сосредоточить на перспективах разработки нового оперативно-розыскного закона.


Принцип — это основа, начало общественного явления, в частности отрасли права или вида деятельности. «Принципы ОРД — это руководящие идеи, основополагающие начала, выработанные сыскной практикой, выраженные в нормах законодательных актов, регулирующих общественные отношения в области ОРД, и отражающие политические, экономические и социальные закономерности развития современного российского общества, а равно нравственные и правовые представления россиян относительно сущности, цели, задач и процедур осуществления ОРД»[22]. Значение принципов ОРД состоит в том, что именно в принципах находит свое выражение сущность этого вида государственной юридической деятельности. Причем определение данных принципов имеет не только теоретико-познавательное, но и прикладное значение. Так, руководствуясь не чем иным, как принципами, правоприменитель должен оценивать поведение субъектов ОРД. Кроме того, базируясь на принципах, должны восполняться пробелы правового регулирования ОРД. Важно подчеркнуть то обстоятельство, что правотворчество в области ОРД не всегда успевает за новыми общественными отношениями, нуждающимися в правовом регулировании. В таком случае как раз принципы ОРД и выполняют роль регулятора тех отношений, которые еще не подверглись юридическому нормированию.

Система вообще — это целостная совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых объектов (элементов). Относительно системы принципов ОРД единства в теории не достигнуто. Здесь многое зависит от того, какие критерии положены в основу формирования системы. Выделяют, по меньшей мере, три таких критерия[23].

Во-первых, широту распространения того или иного принципа. Во-вторых, непосредственное указание законодателя в ФЗ об ОРД на те или иные принципы ОРД. В-третьих, содержание и характер принципов.

«По степени конкретизации различают принципы ОРД: выработанные оперативно-розыскной практикой и определенные законодателем. Причем последние делят на принципы, непосредственно указанные в ст. 3 ФЗ об ОРД, и на опосредованные, т.е. вытекающие из содержания норм оперативно-розыскного законодательства. По широте распространения различают принципы ОРД, характерные для всей юридической деятельности (законность, гуманизм, соблюдение прав человека и гражданина, равенство перед законом, вневедомственный контроль), деятельности по борьбе с преступностью (оперативность, всесторонность, полнота и объективность производства дела; ее осуществление только уполномоченными на то субъектами; сочетание гласности и негласности), только сыскной деятельности, включая оперативно-розыскную (конспиративность, привлечение конфидентов, соразмерность оперативно-розыскного реагирования)»[24].