Файл: Понятие принципов права.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 88

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Приведенные аргументы не позволяют относить гуманизм к принципам ОРД. Видимо, поэтому и другие ученые не причисляют его к принципам ОРД, о чем говорилось выше, хотя они своих аргументов в защиту такого решения не приводят.

Профессора В. А. Лукашов и А. Ю. Шумилов[35], завершая рассмотрение вопроса о принципах, пишут: «Принципы ОРД не тождественны правовым принципам той или иной отрасли права (законодательства)». Поэтому следует различать принципы оперативно-розыскной деятельности и принципы оперативно-розыскного законодательства. Последние вытекают из содержания правовых норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в ОРД и (или) в связи с ее осуществлением. Принципами оперативно-розыскного законодательства являются: законность; публичность; гуманизм; равенство прав человека и гражданина перед законом; неотвратимость ответственности; совокупность применения гласных и конспиративных методов, средств и действий; применение конфидентов; подчиненность оперативника, ведущего дела оперативного учета (далее – ДОУ), только закону; презумпция невиновности; всесторонность, полнота и объективность исследования обстоятельств оперативного дела; внешний (вневедомственный) контроль и прокурорский надзор за реализацией законов в ОРД; свобода обжалования решений и действий должностных лиц, осуществляющих ОРД; обеспечение проверяемому лицу права на ознакомление с материалами ДОУ; оценка фактической информации (оперативных, сыскных доказательств) по внутреннему убеждению.

Однако, завершив изложение проблемы, касающейся принципов ОРД, назвав 14 принципов, авторы не посчитали возможным аргументировать свои выводы как по всем 14 принципам, так и по каждому в отдельности.

По нашему мнению, такие утверждения как в научной, так и в учебной литературе недопустимы. Справедливости ради необходимо отметить, что А. Ю. Шумилов в учебнике «Курс основ оперативно-розыскной деятельности» к обсуждению приведенных выше суждений не возвращается и их не учитывает[36]. Этот учебник подготовлен на базе современного оперативно-розыскного, уголовного и уголовно-процессуального законодательства, является новым достижением в оперативно-розыскной науке. Он окажет большую помощь в подготовке специалистов в оперативно-розыскной деятельности. Но с суждениями профессоров В. А. Лукашова и А. Ю. Шумилова о различии принципов в науке и праве трудно согласиться, если считать, что принципы, являющиеся основополагающими категориями в науке и праве, раскрывают сущность, содержание и предназначение конкретного феномена.


Полагаем, что принципы должны быть едиными как для конкретной отрасли права, так и для отрасли науки, раскрывающей сущность и содержание этой отрасли права. Они должны одинаково пониматься и раскрываться в учебной дисциплине и в практике реализации требований норм конкретной отрасли права. В противном случае конкретное положение нельзя считать принципом. Это понимали и сами авторы, когда писали о том, что принципы ОРД вытекают из содержания правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в ОРД и (или) в связи с ее осуществлением. Тем не менее по непонятным причинам вывод сделали прямо противоположный.

    1. 2.2 Соотношение принципов законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина с иными принципами оперативно-розыскной деятельности

Конституционный принцип законности означает, что должностные лица оперативных подразделений при осуществлении ОРД руководствуются требованиями Конституции РФ (ст. 15), оперативно-розыскным законодательством (ст. 4, 10, 14, 15, 21, 22 и др. Закона об ОРД) и различными ведома венными правовыми актами, составляющими правовую основу этой деятельности. Данный принцип запрещает осуществлять ОРД для достижения целей и задач, не предусмотренных законодательными актами[37].

Обеспечение законности при проведении ОРД предполагает:

  • осуществление ее исключительно субъектами, уполномоченными оперативно-розыскным законодательством;
  • недопущение нарушений требований законодательства и ведомственных нормативных актов в деятельности оперативных подразделений и конкретных оперативных сотрудников;
  • привлечение к ответственности должностных лиц оперативно-розыскных органов, виновных в нарушении законности;
  • разработку комплексных мер, направленных на устранение причин и условий нарушения законности;
  • оформление ее соответствующими документами и соответствующий ведомственный контроль и прокурорский надзор за ее осуществлением.

С момента принятия в 1995 г. Закона об ОРД данная деятельность может осуществляться только на основании указанного Закона, который формулирует правовые нормы, регулирующие отношения в сфере ОРД. Эти нормы получают дальнейшую детализацию в подзаконных ведомственных нормативных актах (наставлениях, инструкциях, приказах)[38].

Обеспечение законности зависит от таких факторов, как высокий уровень правосознания, наличие юридической ответственности оперативного работника в совокупности правовых отношений между ним и государством, укрепление престижа оперативной работы в целом.


Как и во всех других юридических сферах деятельности, принцип законности является основополагающим для всех государственных и общественных организаций. Несоблюдение любого из других принципов означает и нарушение принципа законности[39].

Принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина является общеправовым принципом, закрепленным в ст. 2 Конституции РФ. Он взаимосвязан с принципом законности и приоритетен по отношению к другим социальным ценностям. Соблюдение этого принципа означает, что при осуществлении ОРД ограничение отдельных прав и свобод человека и гражданина носит исключительный и временный характер. Оно может применяться только по решению суда в отношении лица, в действиях которого имеются признаки тяжкого или особо тяжкого преступления, и случаях обеспечения безопасности общества и государства. Кроме того, данный принцип предусматривает запрет на проведение ОРМ, которые наносят физический и материальный ущерб, подвергают угрозе жизнь и здоровье людей, а также причиняют ущерб окружающей среде. Вместе с тем следует помнить, что ряд прав и свобод гражданина и человека имеют неотъемлемый характер и не могут ограничиваться ни при каких условиях. К ним, в частности, относятся право на достоинство личности (ст. 21 Конституции РФ), на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями должностных лиц органов государственной власти (ст. 53 Конституции РФ), право частной собственности (ст. 35 Конституции РФ)[40].

Нормы ст. 24 Конституции РФ реализуются в ОРД в виде запрета на сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия. Сбор данных сведений без согласия лица, к которому они относятся, возможен лишь при их необходимости для решения оперативно-розыскных задач.

В соответствии с этим принципом отдельные физические и юридические лица имеют право получать от органов, осуществляющих ОРД, письменное объяснение по поводу ограничения их прав и свобод и обжаловать эти действия в вышестоящий орган, прокурору или суд. Однако оперативно-розыскным органам запрещается передавать и разглашать сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, если их разглашение может причинить ущерб оперативно-розыскным органам, интересам человека и безопасности государства (ст. 5 Закона об ОРД)[41].

В случаях нарушения прав и свобод человека в процессе проведения оперативно-розыскной деятельности, а также если его виновность в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке, вышестоящий орган, прокурор или суд обязаны восстановить нарушенные права и обеспечить возмещение материального или морального вреда в соответствии с законодательством.


Рассматривая конституционные начала принципа законности, необходимо конкретизировать тот факт, что первая статья Конституции Российской Федерации, которая гласит: «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления» и последующие, включая заключительные и переходные положения, пронизаны элементами данного принципа.

Действительно, Российская Федерация - это правовое государство. Так, в Комментарии к Конституции России говорится: «Правовое государство не есть просто государство, даже соблюдающее законы. Это общество и государство, признающие право как исторически развивающуюся в общественном сознании, расширяющуюся меру свободы и справедливости, которая выражена в общепризнанных принципах и нормах международного права, в соответствующей им Конституции, в основанных на ней законах, а на их основе - в подзаконных актах и практике реализации прав и свобод человека, обязанностей государства, принципов демократии, рыночного хозяйства и т.п.»[42]. Как видно, статус правового государства опирается во многом на принцип законности.

В уголовном законодательстве первостепенным принципом является принцип законности, обозначенный в статье 3 Уголовного кодекса Российской Федерации, которая гласит: «Преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только настоящим Кодексом»[43]. Приоритетность принципа законности определяется многими параметрами. Так, «в силу ст. 15 Конституции органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию и законы. Согласно ч. 2 ст. 54 Конституции никто не может нести ответственность за деяние, которое на момент его совершения не признавалось правонарушением.

Принцип законности, вытекающий из положений Всеобщей декларации прав человека 1948 г.[44], Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г.[45], Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г.[46], ратифицированной Российской Федерации в 1998 г., определяет, что никто не может быть признан виновным в совершении преступления и подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в соответствии с законом. Пункт 1 ст. 7 Конвенции о защите прав человека и основных свобод гарантирует, что никто не может быть осужден за совершение какого-либо действия или бездействие, которые действовавшим в момент его совершения национальным или международным уголовным правом не рассматривались как преступление. Данный принцип активно используется Европейским судом по правам человека, он зафиксирован и в Римском статуте Международного уголовного суда от 17 июля 1998 г. Конечно же, принцип законности в уголовном законодательстве наделен специфическими признаками, однако, по сути, он остается идентичным конституционным положениям, и в аспекте проводимого исследования каждый из признаков обладает несомненной значимостью в процессе взаимодействия оперативных подразделений – субъектов антитеррористической деятельности.


В уголовно-процессуальном законодательстве принцип законности определяется в статье 7 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, которая гласит: «Суд, прокурор, следователь, орган дознания, начальник органа дознания, начальник подразделения дознания и дознаватель не вправе применять федеральный закон, противоречащий настоящему Кодексу. Суд, установив в ходе производства по уголовному делу несоответствие федерального закона или иного нормативного правового акта настоящему Кодексу, принимает решение в соответствии с настоящим Кодексом. Нарушение норм настоящего Кодекса судом, прокурором, следователем, органом дознания, начальником органа дознания, начальником подразделения дознания или дознавателем в ходе уголовного судопроизводства влечет за собой признание недопустимыми полученных таким путем доказательств. Определения суда, постановления судьи, прокурора, следователя, органа дознания, начальника органа дознания, начальника подразделения дознания, дознавателя должны быть законными, обоснованными и мотивированными»[47].

Из статьи 7 УПК РФ можно сделать вывод, о том, что принцип законности обращен, прежде всего, должностным лицам, осуществляющим уголовный процесс, с требованиями по исполнению своих функций и реализации полномочий на основе строгого соблюдения Конституции РФ, УПК РФ и иных законов, регулирующих уголовно-процессуальную деятельность. Ряд исследователей утверждают, что «любая процессуальная процедура наосновании ст. 7 УПК РФ должна быть предусмотрена именно Уголовно-процессуальным кодексом»[48]. Данная точка зрения имеет право на существование, однако наличествуют и другие источники права, которые определенным образом содержат уголовно-процессуальную норму, в частности статья 11 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» указывает, что «результаты оперативно-розыскной деятельности могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, представляться в орган дознания, следователю или в суд, в производстве которого находится уголовное дело или материалы проверки сообщения о преступлении». Одна из главных позиций ст. 7 УПК РФ состоит, по нашему мнению, в том, чтобы уголовно-процессуальные нормы других источников права не противоречили нормам Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

Что касается принципа законности в оперативно-розыскной деятельности, то он законодательно только ограничивается названием, без определенной расшифровки основополагающих идей, руководящих начал, которые лежат в основе оперативно-розыскного права, выражающих его сущность и определяющие его функционирование[49].