Файл: Понятие принципов права.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 91

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Отметим и то, что в ст. 3 ФЗ об ОРД непосредственно названы четыре принципа ОРД: конституционные принципы законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также принципы конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств. Однако в науке о праве известно, что принципы существуют независимо от способа отражения их в законодательных актах. Анализируя текст ФЗ об ОРД, можно прийти к выводу, что в данном случае законодатель избрал так называемый смешанный вариант. Это означает, что только часть принципов ОРД указана им непосредственно в ст. 3. Остальные принципы, выработанные оперативно-розыскной практикой, вытекают из содержания норм ФЗ об ОРД, других законодательных и некоторых подзаконных нормативных правовых актов в области регулирования ОРД.

Таким образом, систему принципов ОРД в зависимости от второго критерия образуют следующие принципы:

  1. непосредственно перечисленные в ст. 3 ФЗ об ОРД. Это два общеправовых (законность; уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина) и два межотраслевых (конспирация; сочетание гласных и негласных методов и средств);
  2. наличие которых в ОРД вытекает из содержания правовых норм, частично изложенных в ФЗ об ОРД и других законодательных и ведомственных нормативных правовых актах. В их число входят два общеправовых (гуманизм; равенство прав человека и гражданина перед законом), три межотраслевых (конспирация; сочетание гласных и негласных методов и средств; осуществление ОРД только уполномоченными на то законом субъектами) и три отраслевых (оперативность, или наступательность; всесторонность, полнота и объективность исследования обстоятельств ДОУ; применение конфидентов).

Можно подчеркнуть, что все принципы ОРД самостоятельны, причем среди них нет главных и второстепенных. Внутри системы принципов не может и не должно быть противопоставления одного принципа другому[25].

«Содержание принципов ОРД. Конституционный принцип законности непосредственно указан в ст. 3 ФЗ об ОРД и находит преломление в ОРД в том, что: эта деятельность проводится исключительно субъектами, уполномоченными на то ФЗ; никакие события и ничьи деяния не могут стать объектом сыска, а также никто не может подвергаться воздействию сыскных средств, методов и действий иначе как по решению оперативника (следователя и др.), принятому в соответствии с оперативно-розыскным законодательством; недопустимо в работе ОРО и оперативников нарушать требования и предписания, закрепленные в действующих законодательных и ведомственных нормативных правовых актах, которыми они руководствуются при осуществлении ОРМ (в частности, возможность ограничения конституционных прав человека и гражданина лицами, участвующими в ОРД, исключительно по основаниям, указанным в ФЗ об ОРД); необходимо выявлять, пресекать и устранять такие нарушения, а также устанавливать причины и условия, им способствующие, привлекать к ответственности должностных и иных лиц, виновных в нарушении законности, разрабатывать и принимать меры, направленные на устранение причин и условий нарушения законности; ответственность в случае нарушения законности неотвратима, и другое»[26].


Законность в ОРД гарантируется проведением вневедомственного контроля, включая судебный, а также осуществлением прокурорского надзора.

Идеи, не получившие закрепления в законе, остаются началами правосознания, научными выводами, представляют замысел нормы-принципа (суждение для себя), а не правовую норму (суждение для всех). Нормативность - имманентное свойство принципов, неотделимое от природы оперативно-розыскной деятельности как особого рода государственно-правовой деятельности. По своей сути принципы ОРД носят императивный, властно-повелительный характер, они содержат обязательные предписания, исполнение которых обеспечивается всем арсеналом оперативно-розыскных средств. Принципы постулируют претворение в жизнь заключенных в них правовых требований, заранее определенных целевым характером оперативно-розыскной деятельности. Если принципы не выражены в Законе «Об оперативно-розыскной деятельности», то «они являются элементами правовой идеологии» и не могут регулировать ОРД.

ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛЬНЫХ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРИНЦИПОВ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

    1. 2.1 Принципы законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина: понятие и сущность

Оперативно-розыскная деятельность (далее – ОРД) в настоящее время предстает в четырех ипостасях: отрасль знания (отрасль науки); отрасль права; учебная дисциплина; практическая деятельность в борьбе с преступностью. Преступления в основном совершаются тайно, заранее тщательно готовятся, всесторонне продумываются, предпринимаются меры к сокрытию следов преступлений, что значительно затрудняет, а иногда и делает вообще невозможным их раскрытие. Этим и обусловлена необходимость разработки мер, обеспечивающих раскрытие таких преступлений. Это стало особенно актуальным с появлением организованной преступности в виде преступных групп, преступных сообществ, других образований, например преступных синдикатов и т. п.


Тщательная конспирация преступной деятельности поставила на повестку дня работы органов, призванных вести борьбу с ними, в качестве противовеса использование агентуры и других конфидентов для добывания информации о преступной деятельности путем тайного внедрения агентов в структуры таких образований. Была выработана система оперативно-розыскных мероприятий, проводимых в закрытом режиме, что позволило повысить эффективность борьбы с преступностью. Совершенствование методов и средств борьбы с преступностью повлекло необходимость подготовки кадров для проведения оперативно-розыскных мероприятий. Так появилась учебная дисциплина, названная «Оперативно-розыскная деятельность».

Законодатель в ст. 1 ФЗ «Об ОРД» дает определение понятия оперативно-розыскной деятельности. «Оперативно-розыскная деятельность – вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных Федеральным законом, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств».

Определив понятие и цели ОРД, законодатель сформулировал задачи, решение которых обеспечивает достижение цели оперативно-розыскной деятельности. Такими задачами являются:

выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих или совершающих;

осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;

добывание информации о событиях и действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ.

Учитывая, что ОРД регулируется законом и образует соответствующую отрасль права (оперативно-розыскную), законодатель сформулировал принципы, на которых основывается оперативно-розыскная деятельность. В статье 3 ФЗ «Об ОРД» записано: «Оперативно-розыскная деятельность основывается на конституционных принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также на принципах конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств».

Общеправовые и отраслевые принципы права, являясь таковыми, обязательно должны быть сформулированы в законе. Однако многие ученые в своих рассуждениях о принципах оперативно-розыскной деятельности, определяя их понятие и раскрывая их содержание, не указывают на обязательность отражения в законе их сущности. Так, например, О. А. Вагин, К. К. Горяинов, О. Г. Ковалев, В. С. Овчинский, А. В. Федоров, В. В. Черников, соавторы комментария к ст. 3 «Принципы оперативно-розыскной деятельности» ФЗ «Об ОРД», дают следующее определение принципа: «Принцип – руководящая идея, основное правило поведения, понятие, представляющее собой обобщение и распространение какого-либо положения на всю совокупность познаваемых явлений и процессов реальной действительности. Если задачи ОРД закрепляют, что необходимо сделать для реализации ее целей, то принципы определяют, чем необходимо руководствоваться при осуществлении ОРД» [27].


Здесь же уместно отметить, что если принцип – это руководящая идея, то она, чтобы быть обязательной к исполнению, должна быть нормой закона, правилом поведения, сформулированным в законе, и уж тем более, чтобы представлять «собой обобщение и распространение какого-либо положения на всю совокупность познаваемых явлений и процессов реальной действительности», она должна быть нормой закона.

Во втором абзаце своего определения авторы пишут: «принципы определяют, чем необходимо руководствоваться при осуществлении ОРД». Здесь они подводят читателя к мысли, а чем же, кроме закона, можно руководствоваться? Но прямо об этом не говорят. Это позволяет предполагать, что не только законом, но и ведомственным актом (приказом, инструкцией и т. п.).

Комментируя названную норму, они правильно делят приведенные принципы на конституционные (общеправовые): законность; уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина и отраслевые, отражающие сущность, назначение и особенности ОРД: принципы конспирации, сочетание гласных и негласных методов и средств. Выделяя отраслевые принципы, они тем самым подчеркивают отличие оперативно-розыскной деятельности (отрасли права) от других отраслей права. Таких принципов, как конспирация и сочетание гласных и негласных методов и средств, нет и не может быть в других отраслях права[28].

Обособляя конституционные (общеправовые) принципы, авторы говорят об общности оперативно-розыскной деятельности с иными отраслями права, регламентирующими правоохранительную деятельность.

А. Е. Чечетин в качестве принципов, кроме указанных в ст. 3 ФЗ «Об ОРД», называет следующие: «принцип равенства граждан перед законом» (ч. 1 ст. 19 Конституции); «принцип подконтрольности оперативно-розыскной деятельности» (судебный контроль, парламентский контроль, ведомственный контроль, прокурорски надзор); «принцип адекватности (соразмерности)» использования оперативно-розыскных мер решаемым задачам борьбы с преступностью; «принцип наступательности», «принцип разделения полномочий»[29].

Как принципы ОРД, кроме указанных в ст. 3 ФЗ «Об ОРД», в учебнике «Оперативно-розыскная деятельность» под редакцией К. К. Гориянова, В. С. Овчинского, А. Ю. Шумилова, изданном в г. Москве в 2001 г., В. А. Лукашевым и А. Ю. Шумиловым называются принципы: равенства прав человека и гражданина перед законом (в ОРД закреплен в ч. 1 ст. 8 ФЗ «Об ОРД» в виде положения о равенстве всех граждан перед оперативно-розыскным законом вне зависимости от гражданства, национальности, пола и др.); оперативности (наступательности) (выработан практикой и вытекает из содержания ст. 1, абз. 2 ст. 2, п. 1 ст. 14 ФЗ «Об ОРД»); всесторонности, полноты и объективности производства дела (оперативного учета или сыскного) в ОРД; осуществления юридической деятельности (включая оперативно-розыскную) только лицами, уполномоченными федеральным законом (ст. 13 ФЗ «Об ОРД»); привлечения конфидентов к ОРД (ст. 1, п. 2 ч. 1 ст. 15, ст. 17, 18 ФЗ «Об ОРД»); вневедомственного (внешнего) контроля; соразмерности оперативно-розыскного реагирования[30]. А. Ю. Шумилов в «Курсе основ оперативно-розыскной деятельности» к принципам ОРД, кроме указанных в ст. 3 ФЗ «Об ОРД», относит: «гуманизм», «оперативность», «соразмеренность», «вневедомственный (внешний) контроль», «применение конфидентов»[31]. Автор дает следующее определение: «Принципы ОРД – это внутренне присущие ОРД и определяющие ее содержание исходные (важнейшие, руководящие) идеи»… «Принципы ОРД вырабатываются оперативно-розыскной практикой и формируются в оперативно-розыскной теории, выражаются, как правило, в нормах оперативно-розыскного законодательства»… «Принципы ОРД реальны, как и сама эта деятельность, существуют вне зависимости от того, нашли они отражение в нормах оперативно-розыскного законодательства или нет, хотя, конечно же, нормативное правовое закрепление повышает их роль для оперативно-розыскной практики»[32].


Не со всеми суждениями А. Ю. Шумилова можно согласиться. Если принципы – это идеи, то они никогда не могут быть важнейшими, а тем более руководящими, если они не выражены в правовой норме. Это и убеждает нас в том, что принципы в праве могут быть выражены только в правовой норме. Иначе они не могут быть названы принципами. Следовательно, все положения, называемые учеными принципами, не включенные в правовую норму, таковыми не являются. Это могут быть общие положения, имеющие определенное научное, а возможно, и практическое значение, но не принципы в праве.

Приведенные выше точки зрения ученых свидетельствуют о том, что понятие принципов в ОРД, их формулировка, количество, содержание и выражение не получили однозначного толкования. Обсуждение принципов нельзя считать завершенным. Требуется их дальнейшее изучение. Доводы различных ученых нуждаются в разработке, обосновании. Систему принципов, сформулированных в ст. 3 ФЗ «Об ОРД», необходимо продолжить изучать, обосновывать и, вне всякого сомнения, расширять.

База к такому выводу имеется. Профессора В. А. Лукашов и А. Ю. Шумилов, авторы §3 «Принципы оперативно-розыскной деятельности» главы 2 в учебнике «Оперативно-розыскная деятельность», указывают, что «в специальной литературе нет единства в том, что следует понимать под принципами ОРД. Многие ученые, например, В. М. Атмажитов, И. И. Басецкий, Ю. С. Блинов, В. Г. Бобров, В. Г. Самойлов, В. В. Сергеев, Г. К. Синилов, В. К. Сурков, по-разному трактуют понятие и содержание принципов. Вместе с тем все единодушно признают не только их наличие, но и определенную специфику»[33].

Как отмечено выше, некоторые ученые, конструируя систему принципов ОРД, включают в нее принцип гуманизма. Этот принцип может украсить всю систему принципов ОРД, однако включать его в число принципов ОРД, на наш взгляд, ошибочно.

Принцип «humanus» (лат. – человечный[34]) в ОРД не соответствует его названию. Преступники в своей деятельности используют тайные методы и способы совершения и сокрытия преступлений, что ничего общего с человеколюбием не имеет. Государство же, создавая органы ОРД для борьбы с преступностью, вынуждено разрешить деятельность, позволяющую преодолевать сопротивление преступности, применять методы и способы, внешне не согласующиеся с человеколюбием по отношению к лицам, преступившим закон: негласное проникновение в жилище для его осмотра, когда нет достаточных оснований для такого проникновения гласно; перлюстрация корреспонденции; прослушивание телефонных и других переговоров; вербовка конфидентов с использованием негативных данных для принуждения к сотрудничеству; внедрение агентуры в преступную среду; контролируемые поставки и многие другие мероприятия. Эти и некоторые другие действия не всегда согласуются с понятием гуманизма в отношении лиц, хотя и совершающих преступления, но от этого не перестающих быть людьми. Поэтому преодоление преступных намерений и их реализацию законодатель поставил под контроль суда и других органов. Все это не всегда согласуется с принципом гуманизма, но остается законным, будучи поставленным под контроль.