Файл: Конкурентные стратегии фирм на внутреннем и/или мировом рынках (Сущность конкуренции и конкурентоспособности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Под влиянием развернувшейся в развитых странах неоиндустриальной революции первоначально фрагментарный подход к понятию конкурентоспособности становится все более целостным, благодаря чему оно стремительно «социализируется»: в него включают обширный блок социальных параметров, ассоциируемых главным образом с индексом человеческого развития.

Процессы современного развития, обусловленные революцией высоких технологий, сопряжены с глубокими переменами в самих основах всей системы производственных отношений и требуют адекватного системного подхода, поскольку далеко не при всякой системе хозяйствования достижима конкурентоспособность макро- и микроэкономики.

Общепринятого определения конкурентоспособности не существует: М.Портер отмечает, что для фирм она означает возможность конкурировать на мировом рынке; для многих конгрессменов - положительный внешнеторговый баланс; для некоторых экономистов - низкие производственные затраты на единицу продукции, приведенные к обменному курсу.

Известны определения понятия конкурентоспособность в широком смысле, единые определения для всех иерархических уровней, отдельные определения для макро-, мезо- и микроуровня и продукции (товара).

В определениях в широком смысле отличия заключаются в позициях, с которых они формулируются: возможность, обладание свойствами, способность. В самом широком смысле конкурентоспособность означает возможность выигрыша в соревновании.

Применительно к экономической сфере конкурентоспособность в самом общем виде - обладание свойствами, создающими преимущества для субъекта в экономическом соревновании. Эти свойства могут относиться к различным по природе субъектам - видам продукции, предприятиям и организациям, их группам, образующим отраслевые или конгломератные объединения и комплексы; к отдельным странам или их группировкам (региональным, политическим, этнокультурным), выступающим в качестве субъектов конкурентной борьбы.

Странами ОЭСР принято следующее определение конкурентоспособности: способность компаний, отраслей, регионов и наций обеспечить сравнительно высокий уровень доходов и заработной платы, оставаясь открытыми для международной конкуренции.

Рассмотрим общепринятые определения конкурентоспособности страны (макроуровня).

Согласно концепции М.Портера конкурентоспособность страны - это наличие, сохранение и развитие ее конкурентных преимуществ в условиях динамичной международной конкуренции, в которой главную роль играют нововведения.


Kонкурентоспособность национальной экономики - способность страны создавать каждый год больше богатств, чем ее конкуренты на международных рынках.

Макроконкурентоспособность - это способность страны к самостоятельному политическому развитию и успешному соревнованию с другими странами.

В определениях конкурентоспособности на мезоуровне находят отражение особенности данной отрасли, региона. Достаточно типичным является нижеприведенное определение.

Мезоконкурентоспособность - это эффективность работы отдельных отраслей национального хозяйства, оцениваемая помимо традиционных критериев по показателям, характерным для данной отрасли и описывающим степень ее динамичности при различных вариантах развития экономики страны и мира.

Существует еще и наноуровень - конкурентоспособность отдельного работника.

В числе основных факторов конкурентоспособности продукции выделяют: качество продукции, обслуживание, цену. В других источниках дополнительно называют имидж производителя, а качество разделяют на техническое и функциональное.

Подробнее остановимся на факторах конкурентоспособности предприятия. Большинство исследователей полагают, что конкурентоспособным предприятие делают, во-первых, ресурсы, а во-вторых, умение продуктивно их использовать.

Выделяют различные группы факторов, влияющих на конкурентоспособность предприятия. Так, И.Зулькарнаев и Л.Ильясова выделяют следующие три группы:

-цели, которые ставит перед собой предприятие;

-ресурсы, которыми располагает предприятие;

-факторы внешней среды прямого и косвенного воздействия на предприятие.

Под ресурсами предприятия они понимают капитал в финансовой и материальной форме, качество связей с контактными аудиториями, организацию маркетинга, каждый из которых должен быть оценен с позиций его конкурентоспособности.

На наш взгляд, целесообразно выделить в самостоятельные группы человеческий капитал, средства труда и предметы труда.

На всех уровнях иерархии конкурентоспособность зависит от того, насколько конкурентоспособны выпускаемая продукция, человеческий капитал, средства труда и предметы труда, система управления.

Многие исследователи считают решающим в оценке конкурентоспособности компаний и стран именно качество человеческих ресурсов. Квалификация и творческая активность людей, способных воплощать в жизнь технологические идеи, является главным ресурсом быстрого конкурентного развития современной экономики. Рабочая сила, обладающая высоким новаторским потенциалом, становится даже более важным фактором развития производства, чем передовая технология. Массовое творчество, в котором участвуют все ученые, инженеры, административно-управленческий персонал, рядовые рабочие и служащие - главный ресурс успешного развития экономики.


Работники предприятия должны быть уверены в завтрашнем дне, что за ними не только будет сохранено рабочее место, но и будут предоставлены возможности для карьерного роста, творческой самореализации. Поэтому менеджмент предприятия должен обеспечить полную занятость своих работников, их постоянное повышение квалификации.

Предприятие должно стремиться обеспечить своим работникам достойное существование, что включает устойчивый рост их доходов, удовлетворение их потребностей в услугах здравоохранения, образования, жилищно - коммунальных. До тех пор, пока уровень доходов россиян остается недостаточным для удовлетворения, по крайней мере, номинального пакета потребностей, предприятию не следует пренебрегать социальными нуждами работников.

Конкурентоспособность может достигать международного уровня только при условии вооруженности труда современными средствами производства.

Реформирование российской экономики весьма болезненно сказалось на состоянии средств труда, возрастная структура производственного оборудования в промышленности резко ухудшилась, существенно возрос износ основных фондов, снизился коэффициент обновления основных фондов. Не менее 2/3 промышленных предприятий переживают индустриальную деградацию в связи с отсутствием инвестиций.

На протяжении ряда лет снижается эффективность использования предметов труда. Уровень ресурсоемкости и энергоемкости продукции и технологий в России в разы превышает среднемировой.

Наряду с этим, в отдельную группу факторов следует выделить систему управления предприятием и экономикой в целом.

К факторам внешнего воздействия на конкурентоспособность предприятия относятся государство, поставщики, конкуренты, потребители.

К более частным факторам конкурентоспособности системы управления относятся: адаптивность, инновационность, корпоративная культура, способность преодолевать сопротивление изменениям.

К основным факторам среды косвенного воздействия относятся экономические, технологические, социологические, демографические, природные, юридические, политические, образовательные и культурные факторы. Рассмотрим их составляющие.

Под экономическими факторами понимается общая экономическая структура, которая включает тип экономической организации - частная или общественная; централизация или децентрализация экономического планирования; банковская система; фискальная политика, уровень инвестиций в физические ресурсы и потребление.


Под технологическими факторами понимают уровень научного и технологического прогресса в обществе. Включают физическую (заводы, участки с оборудованием) и технологическую базу, степень, до которой научное и технологическое сообщество способно развивать новые знания и применять их.

Среди социологических факторов в рамках среды косвенного влияния выделяют такие факторы, как: классовая структура и её подвижность; определение социальных ролей; сущность социальных организаций и развитие социальных предприятий.

Демографические факторы включают человеческие ресурсы, доступные для общества: их численность, распространение, возраст и пол и т. п.; концентрацию или урбанизацию населения.

Среди природных факторов обычно выделяют: объем и доступность природных ресурсов, включая климатические и другие условия.

Юридические факторы включают конституционные нормы, сущность правовой системы, юрисдикции различных правительственных подразделений. Специфические законы, касающиеся учреждения, налогообложения и контроля деятельности организаций.

Под политическими факторами понимают: общий политический климат общества; степень концентрации политической силы; сущность политической организации (уровни децентрализации, разнообразие функций); систему политических партий.

Образовательные факторы включают общий образовательный уровень населения.

Для управления конкурентоспособностью предприятия необходимо обосновать систему критериев, показателей и нормативов.

Для оценки конкурентоспособности на разных иерархических уровнях используются соответствующие системы показателей. К показателям, с помощью которых может быть измерена конкурентоспособность страны, относятся:

-сальдо внешнеторгового баланса;

-затраты факторов производства на единицу продукции, приведенные к курсу национальной валюты; рыночные квоты;

-производительность труда и интегральный показатель, отражающий, насколько страна может быть низкозатратным производителем при условии высокой заработной платы;

-полная факторная производительность, измеряющаяся количеством продукции, произведенной на единицу совокупных затрат труда и капитала.

Показатели оценки конкурентоспособности отрасли: производительность труда, удельная оплата труда, капиталоемкость, наукоемкость и технический уровень продукции, совокупность знаний и технических заделов, необходимых для самостоятельного освоения продукции и ее воспроизводства, степень экспортной ориентации или импортной зависимости отрасли и др.


К важнейшим показателям, характеризующим конкурентоспособность продукции относятся:

-прогрессивность продукции;

-удельный вес прогрессивной продукции в общем ее объеме; качество продукции; цена продукции.

Система критериев, показателей и нормативов, используемых для оценки конкурентоспособности предприятия, согласно Л.Баумгартена, включает: критерий, отражающий в динамике степень удовлетворения потребителя; временной критерий эффективности производства;

эффективность производственной деятельности организации, ее финансовое положение, эффективность организации сбыта и продвижения товара на рынке, конкурентоспособность продукции; эффективность маркетинга; деловую активность.

Рассмотрим показатели, используемые для планирования и оценки обоснованных выше факторов конкурентоспособности предприятия.

Конкурентоспособность трудовых ресурсов отражается в показателях:

-уровень образования, квалификации работающих;

-производительность труда одного работника;

-уровень и динамика доходов;

-удельный вес инженерно-технических работников в общей их численности;

-качество жизни работающих.

Важность роста производительности для повышения конкурентоспособности компаний в настоящее время глубоко осознана деловыми кругами всех стран мира. Так, многие компании начали внедрение и реализацию так называемых программ по повышению производительности (ППП). Такие программы призваны решить следующие задачи:

-повысить производительность имеющихся в наличии производственных ресурсов за счет изменений в организации производства;

-создать необходимые управленческие и организационные предпосылки для успешного внедрения в производство новой техники и технологии и обеспечения на этой основе долговременного устойчивого роста производительности.

В целом ППП и осуществляемые в процессе их внедрения и реализации мероприятия по совершенствованию управления и организации производства представляют собой одно из наиболее характерных проявлений перестройки сферы управления в развитых странах в направлении приспособления ее к новым условиям коммерческой деятельности и конкурентной борьбы, основанной на широком использовании достижений НТП. Показатели конкурентоспособности средств труда: возрастная структура основных фондов; средний срок службы основных фондов; удельный вес прогрессивных видов оборудования; фондоотдача.

Показатели конкурентоспособности предметов труда: