Файл: Организационный стресс в условиях введения инноваций..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 76

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Жизнь современного человека постоянно сопряжена со стрессом. Связано это с тем, что произошедшие в нашей стране и во всем мире за последние десятилетия изменения в социальном, политическом, экономическом, психологическом и экологическом плане породили множество факторов, которые негативно сказываются на нашей жизни.

Личностные проблемы, конфликты в семье и на работе, нарушения, связанные со здоровьем, постоянно изменяющиеся условия социальной реальности требуют от индивида большой отдачи в эмоциональном, психологическом и физическом плане, для того, чтобы приспособиться к сложившимся условиям и, тем самым, или полностью нивелировать или хотя бы частично снизить негативное влияние внешний и внутренних стрессогенов. Однако, если негативное влияние стрессогенов или слишком сильно, или длится достаточно долго, то, исчерпав все резервные силы, человек больше не может сопротивляться. Именно в этом случае развивается стресс.

В настоящее время очень большую часть жизни человека занимает его работа. Современный работник строит личную карьеру, постоянно повышает свой профессиональный уровень, постоянно взаимодействует с коллегами. Огромный поток информации, высокий уровень ответственности, а также постоянная конкуренция со стороны как коллег, так и за пределами организации, личные психологические особенности – все это факторы так называемого организационного стресса, психического состояния, которое развивается у сотрудника в результате влияние неблагоприятных факторов, связанных с выполнением своих профессиональный обязанностей. Также негативное влияние на сотрудника может оказать и сама организационная среда, в частности в условиях введения инноваций.

Сложно сказать, какой из факторов в большей степени может вызвать организационный стресс: неконструктивно организованный рабочий процесс или его перестройка с целью оптимизации. В первом случае работник может тратить много энергии и сил, выполняя нечеткие инструкции, или следуя непродуманному алгоритму с потерей времени и других ресурсов. Во втором случае работник должен изменить сформированные и устоявшиеся условия работы, освоить какие то новые действия, умения и навыки, разобраться в новых производственных задачах, на что тоже требуются дополнительные усилия (физические, эмоциональные, психические и т.д.).

Таким образом, в условиях введения инноваций, которые вводятся для оптимизации рабочего процесса, у сотрудников может развиться организационный стресс. Зная особенности протекания организационного стресса, факторы, которые усиливают, или наоборот препятствуют его формированию, можно выстраивать эффективную работу по профилактике формирования организационного стресса у сотрудников, а также по снижению негативных эмоциональных переживаний, вызванных стрессором, снижая, таким образом, риск развития эмоционального и профессионального выгорания.


Исходя из этого, проблему организационного стресса в условиях введения инноваций в организации справедливо можно считать актуальной темой исследования, важной и с точки зрения науки, и с точки зрения практического применения.

Итак, цель данной исследовательской работы – изучить особенности организационного стресса в условиях введения инноваций в организации.

Объект исследования – организационной стресс как социально – психологическая характеристика профессиональной деятельности сотрудника организации

Предмет исследования – совладание с организационном стрессом в условиях введения инноваций в организации.

Задачи исследования:

  1. Изучить понятия «стресс» и «организационный стресс» в психологической литературе;
  2. Рассмотреть возможные способы совладания с организационным стрессом сотрудниками в условиях введения инноваций в организации;
  3. Эмпирически изучить особенности совладания с организационным стрессом сотрудниками в условиях введения инноваций в организации.

В качестве гипотезы выступило предположение о том, что в условиях введения инноваций выбор сотрудником стратегии совладающего поведения для борьбы с организационным стрессом зависит от определенных личностных особенностей.

для совладания с организационным стрессом сотрудники используют различные стили совладающего поведения.

Цель, объект, предмет, задачи и гипотеза исследования определили ряд исследовательских методов: анализ и синтез теоретической и исследовательской литературы по проблеме, обобщение полученных теоретических данных; методы психологической диагностики и математической обработки данных.

Результаты теоретического и практического исследования вопроса могут быть полезны специалистам, занимающимся проблемами адаптации персонала, повышения эффективности взаимодействия внутри трудового коллектива, а также руководителям для оптимизации взаимодействия с сотрудниками организации.

Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы развития организационного стресса в условиях введения инноваций


1.1. Организационный стресс как психологическая категория

Организационный стресс – это явление, которое сегодня является практически неизменным спутником профессиональной деятельности современного работника. Чтобы понять специфику организационного стресса, выявить факторы, его обуславливающие, необходимо сначала рассмотреть более широкое понятие – стресс.

Являясь одновременно самостоятельным физиологическим, психическим и социальным явлением, стресс по своей сути представляет собой еще один вид эмоционального состояния. Это состояние характеризуется повышенной физиологической и психической активностью.

При этом одной из главных характеристик стресса является его крайняя неустойчивость. При благоприятных условиях это состояние может трансформироваться в оптимальное состояние, а при неблагоприятных – в состояние нервно-эмоциональной напряженности, для которого характерно снижение работоспособности и эффективности функционирования систем и органов, истощения энергетических ресурсов [8, с. 138]

Для обозначения всех состояний, связанных с негативными переживаниями в ответ на воздействие каких-либо факторов используют понятие «стресс». Однако данный термин используется широко и из-за этого часто расплывчив в интерпретации.

Стресс рассматривается как физиологический синдром, слагающийся из совокупности неспецифически вызванных изменений, как неспецифическая реакция организма на предъявляемые к нему требования.

Стресс - это нервно-психическое перенапряжение, которое возникает в результате сверхсильного воздействия (стрессора), адекватная реакция на которое даже не была сформулирована, но должна быть найдена в сложившейся ситуации [10, с. 653].

Это такое эмоциональное состояние, которое связано с тотальной мобилизацией сил организма на поиск выхода из сложившегося положения.

Понятие стресса ввел Г. Селье. Он дает следующее определение: стресс – это неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование [9, с.7].

Селье выделил три этапа в развитии стресса [9, с.42]:

  1. Тревога (фазы шока и противошока).

В этой фазе организм функционирует с большим напряжением. Однако, на данном этапе он еще справляется с нагрузкой с помощью поверхностной, или функциональной, мобилизацией резервов без глубинных структурных перестроек.


Физиологически первичная мобилизация проявляется, как правило, в следующем: кровь сгущается, в ней падает содержание ионов хлора, происходит повышенное выделение азота, фосфатов, калия, отмечается увеличение печени или селезенки, но более подробно о физиологических механизмах стресса речь пойдет ниже.

  1. Резистентность (возникновение повышенной устойчивости организма к действию стрессоров).

Это вторая фаза. Так называемая фаза максимально эффективной адаптации. На данном этапе отмечается сбалансированность расходования адаптационных резервов организма. Все параметры, выведенные из равновесия в первой фазе, закрепляются на новом уровне. При этом обеспечивается мало отличающееся от нормы реагирование организма на воздействующие фактуры среды.

  1. Истощение (развиваются дистрофические процессы, вплоть до гибели организма).

Если стресс продолжается долго или воздействующие стрессоры чрезвычайно интенсивны, то неизбежно наступает фаза истощения.

Следует отметить, что не всякое воздействие вызывает стресс. Слабые воздействия не приводят к стрессу, он возникает лишь тогда, когда влияние стрессора (непривычного для человека объекта, явления или каких-либо других факторов внешней среды) превосходит обычные приспособительные возможности индивида.

Таким образом, стресс возникает тогда, когда организм вынужден адаптироваться к новым условиям, то есть стресс неотделим от процесса адаптации.

Р. Лазарус выделяет физиологический и психический стресс. Физиологическими стрессорами являются крайне неприятные физические условия, которые вызывают нарушение целостности организма и его функций.

Психологическими стрессорами являются те воздействия, которые сам человек оценивает как очень вредные для своего благополучия.

Считается, стресс опасен для жизни, особенно затянутое нахождение в стрессовых ситуациях, так как в таких случаях страдает физиология человека.

С другой стороны, существует мнение, что стресс необходим для жизни, так как при этом максимально проявляются адаптационные возможности человека.

В целом, понимание стресса как возникающего в сложных условиях феномена психической деятельности открывает реальную возможность исследования и решения этой проблемы.

Теперь более подробно рассмотрим специфику организационного стресса.

Организационный стресс (organizational stress) — психическое напряжение, связанное с преодолением несовершенства организационных условий труда, с высокими нагрузками при выполнении профессиональных обязанностей на рабочем месте в конкретной организационной структуре (в организации или в ее подразделении, фирме, корпорации), а также с поиском новых неординарных решений при форс-мажорных обстоятельствах [12]


Организационный стресс обусловлен внутриорганизационными факторами трех уровней: индивидуальные характеристики персонала, групповое взаимодействие, организационная среда, а также внешними (макросредовыми) стресс-факторами. Другими словами, организационный стресс проявляется в напряжении адаптационных механизмов личности в ответ на определенную организационно-производственную ситуацию.

К организационным стрессам относятся также ролевые конфликты, высокие профессиональные требования, экстремальные условия деятельности для определенных профессий (летчики, космонавты,  диспетчеры АС и др.).

Общим признаком и главной причиной организационного стресса выступает наличие внутреннего конфликта между требованиями со стороны организации, привлекательностью работы в ней, ожиданиями и реальными возможностями работника. Значимыми причинами организационного стресса выступают слабости руководства и неудовлетворительный психологический климат. В последнем случае нарушается профессиональная взаимоподдержка коллег. В результате ограничена возможность обсудить профессиональные проблемы, получить одобрение, поддержку и успокоения от осознания того, что коллеги переживают те же трудности.

Несоответствие между личностью и организационной средой может проявляться на нескольких уровнях: субъективном, поведенческом, когнитивном, физиологическом, организационном.

К субъективным причинам и проявлениям организационного стресса психологи В. Зигерт и Л. Ланг относят следующие страхи у работников [11]:

  • страх не справиться с работой; 
  • страх допустить ошибку; 
  • страх быть обойденным другими; 
  • страх потерять работу; 
  • страх потерять собственное «Я».

Е.С. Кузьмин выделил следующие причины организационного стресса:

нарушение чувства комфорта и безопасности труда; 

  • дефицит времени для завершения плановых заданий; 
  • трудные и ранее незнакомые производственные задачи; 
  • чрезвычайные происшествия, стихийные бедствия, несчастные случаи; 
  • конфликты с вышестоящими руководителями, с подчиненными, потеря руководителем своего авторитета и управляющего влияния на коллектив; 
  • длительная работа без отдыха, переутомление;
  • несправедливые наказания, незаслуженное осуждение или пристрастная критика, лишение вознаграждения.

Психолог В. Дибшлаг выделил шесть причин организационных стрессов [11]:

  • интенсивность работы; 
  • доминирование фактора времени; 
  • недостаточность или высокая интенсивность общения; 
  • монотония; 
  • различные внешние воздействия; 
  • резкое нарушение обычной системы (порядка) работы.