Файл: Организационный стресс в условиях введения инноваций..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, копинг - поведение – это стратегии действий, предпринимаемые человеком в ситуациях психологической угрозы физическому, личностному и социальному благополучию, осуществляемые в когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферах функционирования личности и ведущие к успешной или менее успешной адаптации.

Копинг - поведение – это, с одной стороны, индивидуальная устойчивая личностная структура (диспозиция), т.е. набор определенных, соответствующих индивидуально-личностным характеристикам и эмоционально-динамическим свойствам индивида вариантов (способов) поведения и реагирования в стрессовых ситуациях.

С другой стороны, - это широкий спектр разнообразных стратегий преодоления стресса, которыми личность может манипулировать (использовать) в зависимости от внешних обстоятельств, условий деятельности и индивидуальных целей. Чем активнее и разнообразнее будет выбор, тем выше ее адаптационный потенциал, и тем успешнее происходит психологическая адаптация личности.

Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей совладания со стрессом у сотрудников организации в условиях введения инноваций

2.1. Этапы и методы исследования

Итак, эмпирическая часть работы была спланирована и проведена по следующим этапам:

  • Формирование выборки испытуемых;
  • Определение методик для диагностики особенностей совладания с организационным стрессом сотрудниками в условиях введения инноваций в организации;
  • Диагностика особенностей совладания с организационным стрессом сотрудниками в условиях введения инноваций в организации;
  • Количественный, статистический и качественный анализ полученных результатов.

Описание выборки исследования.

Исследование проводилось на базе __________________ г. _______ . На момент проведения исследования в организации во всех отделах и на всех уровнях производилась реорганизация структуры и оптимизация работы каждого из отделов.


В исследование были включены 2 отдела организации: аналитический экономический отдел и отдел продаж. Мы предположили, что сотрудники отдела продаж должны более спокойно воспринимать происходящие организационные изменения, т.к. специфика их работы подразумевает большую гибкость в задачах, алгоритмах работы, взаимодействии внутри отдела и т.д.

Тогда как аналитический экономический отдел в связи со спецификой работы подразумевает большую ригидность и в алгоритмах выполнения задач, и в инструкциях и т.д. таким образом, инновации, вводимые в организации, в большей степени должны отразиться на эмоционально – психологическом благополучии сотрудников аналитического отдела, нежели на сотрудниках отдела продаж.

В исследовании участвовали респонденты мужского и женского пола в количестве 30 человек.

Все респонденты были объединены в две исследуемые группы по признаку специфики деятельности отделов: группа «отдел продаж» и группа «аналитический отдел».

Половозрастной состав бригады «отдела продаж»: 6 женщин и 9 мужчин, средний возраст 30 год.

Половозрастной состав «экономического отдела»: 5 женщин и 10 мужчин, средний возраст 33 года.

Условия проведения эксперимента: в нормальной обстановке, в дневное время.

Исследование проводилось индивидуально, респонденты получали письменную инструкцию.

Диагностика одного показателя проводилась со всеми респондентами в один день, что повышает достоверность полученных данных.

В данном исследовании использовались следующие методики:

  1. Методика «Перцептивная оценка типа стрессоустойчивости»;
  2. Шкала Спилбергера в адаптации Ханина для определения личностной и ситуативной тревожности;
  3. Опросник Айзенка Экстраверсия – эмоциональная стабильность
  4. Методика определения копинг - стратегий Э. Хайма

Выбранные психодиагностические методики валидны, стандартизированы, являются классическими методиками изучения личностных особенностей индивида.

Далее, после получения количественных данных, проводился их анализ и интерпретация.

2.2. Анализ результатов исследования

Итак, вначале мы проанализировали данные, касающиеся особенностей типа стрессоустойчивости у сотрудников организации. Данные представлены в таблице 1 и диаграмме 1.

Таблица 1

Типы стрессоустойчивости сотрудников организации, в %


Тип стрессоустойчивости

Отдел продаж

Экономический отдел

Тип Б

86,6

53,3

Склонность к типу Б

13,4

26,7

Склонность к типу А

0

20

Тип А

0

0

Диаграмма 1

Типы стрессоустойчивости сотрудников организации, в %

Итак, как видно из таблицы, подавляющее большинство специалистов отдела продаж имеют тип Б – 86,6 %, склонность к типу Б демонстрируют 13,4 % опрошенных специалистов; типа А в данной группе не выявлено.

Что касается группы специалистов экономического отдела, то тип Б выявлен у 53,3 % респондентов, склонность к типу Б – у 26,7 % респондентов, склонность к типу А – у 20 %; типа А в данной группе не выявлено.

Итак, специалисты с типом Б имеют высокую стрессоустойчивость, могут долго работать в сложных условиях, имеют высокую работоспособность, умеют быстро ориентироваться в сложных ситуациях и быстро принимать адекватные решения, не боятся трудностей, способны удерживать несколько задач во внимании, справляются с большим потоком информации и т.д.

Специалисты со склонностью к типу Б демонстрируют хорошую сопротивляемость стрессу, однако не всегда могут быстро сориентироваться в сложных ситуациях и принять адекватное решение.

Специалисты с типом А не всегда демонстрируют устойчивость к стрессу, некоторые сложные ситуации могут «выбить их из колеи». Эти люди стремятся к конкуренции, могут проявлять нетерпеливость, агрессию и т.д.

Таким образом, среди сотрудников организации в большей степени способность сопротивляться стрессу демонстрируют специалисты отдела продаж; специалисты экономического отдела имеют оптимальные показатели, однако некоторые сотрудники в ситуации повышенной ответственности и риска могут дать нежелательную реакцию на стресс.

Может быть данная особенность связана с переутомлением или симптоматикой эмоционального выгорания.

Однако специалисты, демонстрирующие склонность к снижению сопротивляемости стрессу составляют так называемую «группу риска», т.к. неспособность сопротивляться стрессу в условиях работы при введении инноваций в организации может негативно сказаться на результатах работы всего отдела.

Далее были проанализированы данные, касающиеся выраженности степени личностной и ситуативной тревожности сотрудников отдела продаж и экономического отдела. Данные представлены в таблице 2 и диаграмме 2.


Таблица 2

Сравнительный анализ выраженности степени ситуативной и личностной тревожности специалистов отдела продаж и экономического отдела, в %

Уровень выраженности тревожности

Отдел продаж

Экономический отдел

СТ

ЛТ

СТ

ЛТ

Низкий

20

66,6

60

66,6

Умеренный

46,6

33,4

26,6

33,4

Высокий

33,4

0

13,4

0

Итак, как видно из таблицы, у специалистов отдела продажпреобладает умеренный уровень ситуативной тревожности (46,6 % респондентов), также немалое количество респондентов демонстрируют высокий уровень ситуативной тревожности (33,4 %), низкий уровень ситуативной тревожности выявлен у 20 % специалистов психиатрической бригад.

У специалистов экономического отдела преобладает низкий уровень ситуативной тревожности (60 % опрошенных), умеренный уровень выявлен у 26,6 % респондентов, высокий – у 13,4 % респондентов.

Что касается личностной тревожности, то у специалистов отдела продаж преобладает низкий уровень личностной тревожности (66,6 % респондентов), умеренный уровень выявлен у 33,4 % респондентов, высокого уровня личностной тревожности у специалистов отдела продаж не выявлено.

У специалистов экономического отдела также преобладает низкий уровень личностной тревожности (66,6 % респондентов), умеренный уровень выявлен у 33,4 % респондентов, высокого уровня личностной тревожности у специалистов отдела продаж не выявлено.

Диаграмма 2

Сравнительный анализ выраженности степени ситуативной и личностной тревожности специалистов отдела продаж и экономического отдела , в %

Чтобы более наглядно выделить особенности выраженности уровня ситуативной и личностной тревожности у специалистов обоих отделов, были рассчитаны средние групповые показатели.

Сравнительный анализ средних результатов СТ и ЛТ приведены в таблице 3 и диаграмме 3.

Таблица 3

Сравнительный анализ средних показателей ситуативной и личностной тревожности у сотрудников отдела продаж и экономического отдела

Показатели

Отдел продаж

Экономический отдел

СТ

40,1

31,7

ЛТ

27,5

28,4


Диаграмма 3

Сравнительный анализ средних показателей ситуативной и личностной тревожности у сотрудников отдела продаж и экономического отдела

Итак, как видно из таблицы, показатели личностной тревожности у обеих групп практически одинаковы (у отдела продаж 27,5 баллов, у экономичесаого – 28,4 балла), и соответствуют низкому уровню.

Показатели ситуативной тревожности различаются: у отдела продаж 40,1 балл, что демонстрирует тенденцию к высокому уровню, у экономического отдела – 31,7 баллов, что демонстрирует тенденцию к низкому уровню.

Таким образом, можно отметить, что особенность специалистов отдела продаж является повышенный уровень ситуативной тревожности, а у сотрудников экономического отдела – низкий.

Данная психологическая особенность обусловлена спецификой работы отдела продаж. Специалисты отдела продаж «пропускают» через себя очень большой поток информации, должны взаимодействовать со многими клиентами, удерживать в памяти многие задачи, постоянно изменяя их приоритетность. Также может сказываться и сама атмосфера работы: шум, телефонные звонки, разговоры коллег по телефону, поездки, общение с «трудными клиентами» и т.д.

Данная специфика работы требует от «продажников» высокого уровня эмоционального и психического напряжения, собранности, высокой скоординированности действий, умения быть психологом, умения быстро принимать решения, силы воли и т.д. Поэтому у сотрудников отдела продаж отмечается повышенный уровень ситуативной тревожности.

Однако эти специалисты обладают низкими показателями личностной тревожности, что помогает психологически справиться с трудными стрессовыми ситуациями, вызывающими повышенную ситуативную тревогу.

Специалисты экономического отдела работают с менее стрессовыми случаями; эти сотрудники обычно решают плановые задачи, расставленные с определенным приоритетом, который редко меняется. Поэтому рабочие ситуации не вызывают повышенной ситуативной тревожности.

Однако и эти специалисты могут столкнуться с ситуациями повышенного риска, поэтому низкий уровень личностной тревожности способствует оптимальной эмоциональной регуляции.

Способность сопротивляться стрессу и контролировать уровень тревоги связана с определенными личностными характеристиками индивида. Поэтому далее были проанализированы данные, касающиеся особенностей эмоциональной сферы респондентов, а также склонности их к интроверсии или экстраверсии. Результаты представлены в таблице 4 и диаграмме 4.