Файл: Организационный стресс в условиях введения инноваций..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Особую категорию составляет фактор высокой личной ответственности за коллег и подчиненных, за общее дело. Лица с высокой ответственностью в большой степени подвержены развитию организационного стресса и синдрома эмоционального выгорания.

К факторам организационных стрессов относится также отстранение от активного участия в принятии решений. Если работники не имеют возможности повлиять на важные события, касающиеся их работы, то они испытывают чувство беспомощности и потери контроля над ситуациями. Это ведет к развитию неудовлетворенности самореализацией и качеством жизни и, как следствие, к снижению (редукции) уверенности в профессиональной самоэффективности.

Негативные последствия организационных стрессов: снижение трудовой мотивации и волевого контроля, текучесть кадров, увеличение числа несчастных случает на производстве, увеличение конфликтности в коллективе, снижение производительности, переживания депрессии и переутомления, переживание одиночества и неудовлетворенности жизнью и многие другие комплексные переживания, называемые стресс-синдромами. Последствием длительного организационного стресса может стать профессиональное выгорание

Чем выше привлекательность работы в данной конкретной организации, больше уверенность в карьерном росте или стабильности и удовлетворенность профессиональной самореализацией и качеством жизни, которую обеспечивает работа, тем меньше вероятность переживания организационного стресса. Оптимальный уровень рабочей напряженности, стимулирующий работников к профессиональному и личностному росту, способствует их лояльности по отношению к своей организации [5]

1.2. Особенности совладания с организационным стрессом у сотрудников организации в условиях введения инноваций

Обладание определенными личностными характеристиками и свойствами обуславливает реакцию индивида на стрессогенные факторы, с которыми он сталкивается в процессе выполнения своей профессиональной деятельности.

Эти реакции проявляются в определенных стратегиях и стилях поведения, одни из которых помогают эффективно нейтрализовать влияние негативных факторов, другие, наоборот, не только не решают проблему, а могут даже и усугубить ее. Подобные поведенческие стратегии, направленные на преодоление стресса, в психологии получили название копинг – стратегий.


Понятие «копинг» впервые было использовано в 1962 г. Л. Мерфи в контексте стремления индивида решить определенную проблему, которое, с одной стороны, является врожденной манерой поведения (рефлекс, инстинкт), а с другой – приобретенной, дифференцированной формой поведения (владение собой, сдержанность, склонность к чему-либо) [1, с. 59]

Л. Мерфи уже на начальном этапе изучения копинга обратил внимание на его связь с индивидуально - типологическими особенностями личности и предыдущим опытом преодоления стрессовых ситуаций, а также выделили две составляющие копинг - механизма – когнитивную и поведенческую.

Основные положения концепции копиг - процессов были разработаны Р. Лазарусом. Благодаря его исследованиям, начиная с 60-х гг ХХ века началась постепенная смена модели стресса, разработанной Г. Селье, в сторону рассмотрения копинга в качестве центрального звена стресса, а именно – как стабилизирующего фактора, который может помочь личности поддержать психосоциальную адаптацию в период воздействия стресса [7, с. 214].

Таким образом, «копинг», или «преодоление стресса», рассматривается как деятельность личности по поддержанию или сохранению баланса между требованиями среды и ресурсами, удовлетворяющими этим требованиям.

Р. Лазарус является одним из основоположников ситуационного подхода совладания со стрессом. По мнению автора, совладание со стрессом – это динамический процесс, посредством которого индивид, в одних случаях, главным образом, использует одну форму совладания, скажем, защитные стратегии, а в других – прибегает к стратегиям решения проблемы путем изменения отношения «личность – окружающая среда»

Р. Лазарус и С. Фолкман рассматривают совладание как постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие усилия, направленные на управление специфическими внешними и/или внутренними требованиями, которые оцениваются с точки зрения соответствия ресурсам индивида [15, с. 29]

По мнению, Р. Лазаруса и С. Фолкмана, взаимодействие среды и личности регулируется двумя ключевыми процессами: когнитивной оценкой и копингом.

Понятие когнитивной оценки является центральным для подхода Лазаруса к преодолению стресса. Многое, по мнению авторов, зависит от когнитивной интерпретации стрессора. Они выделяют следующие стадии когнитивной оценки: первичную и вторичную.

Вначале стресс воспринимается и оценивается в таких субъективных параметрах, как масштаб угрозы или повреждения, которые приписываются событию, или оценка масштабов его влияния.


За восприятием и оценкой стрессора следуют нагрузочные эмоции (злость, страх, подавленность, надежда большей или меньшей интенсивности). Далее включаются более сложные процессы регуляции поведения: цели, ценности и нравственные установки. В результате личность сознательно выбирает и инициирует действия по преодолению стрессового события.

Стадии оценки могут происходить независимо и синхронно. Р. Лазарус полагает, что характер оценки является важным фактором, детерминирующим тип совладания со стрессором и сам процесс совладания. В случае неуспешного копинга стрессор сохраняется и возникает необходимость дальнейших попыток совладания с ним [1, с. 68]

Успешное совладание рассматривается как успешная адаптация. Если поведение не принесло удовлетворяющего результата, то индивид предпринимает новые попытки.

В своей теории Р. Лазарус исходит в большей степени из субъективного восприятия и переживания стресса и уделяет особенное внимание когнитивным процессам и когнитивной оценке. При этом он не рассматривает стрессоры и способы совладания с ними с точки зрения объективных ситуаций и, в частности, объективно неконтролируемых ситуаций, на которые невозможно влиять по объективным причинам [7, с. 219].

Напротив, М. Перре и М. Ричердс считают, что в зависимости от объективных возможностей по изменению ситуации строится и поведение человека. Если на стрессор объективно возможно влиять, то попытка индивида повлиять на него будет адекватной копинговой реакцией. Если по объективным причинам индивид не может повлиять и изменить ситуацию, то адекватным функциональным способом совладания будет являться избегание. Если человек объективно не может ни избежать ситуации, ни повлиять на нее, то функционально адекватной копинговой реакций будет когнитивная переоценка ситуации, придание ей другого смысла [13, с. 51]

Адекватный копинг предполагает адекватное восприятие особенностей ситуации. Неадекватная оценка ситуации приводит к неадекватным эмоциям, которые в свою очередь нарушают адаптивные реакции организма.

Таким образом, успешная адаптация возможна только тогда, когда субъект в состоянии объективно ив полном объеме воспринимать стрессор.

Наиболее широкую известность в психологической литературе приобрела феноменологическая классификация копинговых ответов, предложенная Р. Лазарусом и С. Фолкманом.

Первоначально они подразделяли все многообразие копинг - стратегий, которые использует индивид, на две категории:


  • действия (усилия), направленные на себя,
  • действия (усилия), направленные на окружающую среду.

Группа стратегий, направленных на себя, состоит в большей степени из когнитивных и интрапсихических способов совладания [3]:

  • поиск информации
  • подавление информации
  • переоценка
  • смягчение
  • самообвинение
  • обвинение других или экстрапунитивные реакции

Вторая группа стратегий представляет собой инструментальные попытки совладания, направленные на окружающую среду [3]:

  • стратегии совладания в условиях, создающих угрозу психологическому благополучию личности и неоднозначных ситуациях:
    • активное, инструментальное воздействие на стрессор: попытки влиять или противостоять влиянию другого человека;
    • в неоднозначных ситуациях – активное расследование (изучение) источника стресса (подвергая сомнению или обращаясь за разъяснениями и т.д.);
    • уклончивое поведение: уход или удаление от источника стресса;
    • пассивное поведение: колебание, ожидание или отставка (отказ от действий);
  • стратегии совладания в ситуациях потери (например, потери отношений) или неудачи:
    • действия, направленные на предотвращение надвигающейся потери или отказа (неудачи);
    • действия, направленные на переориентацию со значимых объектов, поиск источников эквивалентной замены (заместителя);
    • пассивное поведение: ожидание, колебание или отставка.

С. Фолкман, исследовав совладание со стрессом в разнообразных стрессовых ситуациях, показала, что в целом процессы совладания являются скорее изменчивыми, чем стабильными, но некоторые стратегии совладания обнаруживали относительную устойчивость вне зависимости от ситуаций. Например, выяснилось, что стратегия «позитивная переоценка» наиболее тесно связана с личностными факторами, в то время как сфокусированные на проблеме стратегии «конфронтация», «поиск социальной поддержки» и «планомерное решения проблемы» в наибольшей степени зависели от ситуации

Одним из значимых компонентов формирования адекватного, адаптивного совладания или активного копинг - поведения является стратегия «планомерное разрешение проблем». Данная поведенческая стратегия способствует появлению и дальнейшему рассмотрению широкого круга альтернативных вариантов решения проблемы.

При формировании дезадаптивного поведения одной из ведущих является копинг - стратегия «избегание». Ее использование обусловлено недостаточностью развития личностно - средовых копинг - ресурсов и навыков активного разрешения проблем.


Однако, копинг - стратегия «избегание» может носить адекватный либо неадекватный характер в зависимости от конкретной стрессовой ситуации, возраста индивида и актуального состояния ресурсной системы личности.

Вместе с тем, при изучении взаимосвязей здоровья, критических жизненных событий, социальной поддержки и копинга, было обнаружено, что личности, остающиеся здоровыми при воздействии стресса, чаще использовали стратегию «избегание». При этом семейное окружение действовало как фактор резистентности к стрессу.

В противоположность изложенной выше позиции Д. Амирхан считает, что выбор индивидом тех или иных копинг - стратегий является достаточно стабильной характеристикой на протяжении всей жизни, мало зависящей от типа стрессора. Он обозначил их как базисные стратегии поведения человека и объединил в три группы:

  • решение проблемы (адаптивная);
  • поиск социальной поддержки (адаптивная);
  • избегание проблемы (неадаптивная) [2, с. 59]

Отечественный психолог Л. Собчик также считает, что тип реагирования в стрессовых ситуациях представляет собой «продолжение ведущей индивидуально-личностной тенденции», базирующейся на типе высшей нервной деятельности, является врожденной, генетически обусловленной характеристикой [1, с. 79]

Л. Пирлинг и С. Скулер одними из первых провели ряд исследований, в которых была сделана попытка измерить копинг - поведение здоровых взрослых людей в стрессовых ситуациях. Используя метод интервью, они выделили три основных копинг - стиля, соответствующих основным сферам психической деятельности:

  • поведенческие ответы, которые воздействуют на ситуацию;
  • ответы, изменяющие значение или оценку ситуации;
  • ответы, нацеленные на контроль негативных ощущений.

Было замечено, что большинство людей склонны применять различные стратегии, переходя от когнитивных стратегий к эмоционально - сфокусированным, и наоборот.

При этом для успешного выхода из стрессовой ситуации необходимо пропорциональное представительство каждого из указанных видов копинга.

Таким образом, какая из стратегий «хороша или плоха», зависит от ситуации и может изменяться по ходу развития ситуации.

В целом, большинство исследователей придерживаются единой классификации способов совладания со стрессом:

  • копинг-стратегии, воздействующие на ситуацию;
  • когнитивные стратегии, направленные на переоценку ситуации;
  • усилия, направленные на снятие эмоционального напряжения [1, с. 73]