Файл: Организационный стресс в условиях введения инноваций..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 88

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таблица 4

Выраженность эмоциональной устойчивости и склонности к экстраверсии – интроверсии у специалистов отдела продаж и экономического отдела, средние значения

Шкала

Отдел продаж

Экономический отдел

Экстраверсия - интроверсия

9,4

6,9

Эмоциональная устойчивость - нейротизм

5,3

6,3

Итак, сотрудники организации демонстрируют следующие особенности. Что касается эмоциональной устойчивости, то средний балл у специалистов отдела продаж равен 5,3, что свидетельствует о высокой способности к эмоциональному самоконтролю; по второй шкале средний балл равен 10,4, что свидетельствует о склонности к экстраверсии

Диаграмма 4

Выраженность эмоциональной устойчивости и склонности к экстраверсии – интроверсии у специалистов отдела продаж и экономического отдела, средние значения

Специалисты экономического отдела также демонстрируют высокую способность к эмоциональному самоконтролю (6,3 балла) и средние показатели по шкале «экстраверсия - интроверсия» (6,9 баллов).

Таким образом, сотрудники организации обладают высоким уровнем способности к эмоциональному самоконтролю, что является обязательным условием успешности выполнения производственных задач даже в условиях введения инноваций.

Если сотрудник не может справиться со своими эмоциями, то результатом может быть потеря времени, неверно принятое решение, несогласованность действий и т.д., что снижает эффективность профессиональной деятельности.

Также необходимо отметить, что сотрудники отдела продаж достаточно общительны и открыты, что способствует снятию напряжения, стресса, отдыху, возможности переключиться.

Общительность способствует установлению необходимого доверительного контакта с клиентом и партнером по работе, в этом случае менеджер имеет возможность быстрее убедить потенциального покупателя в необходимости совершить покупку и т.д. Однако в ситуациях, требующих сосредоточения, анализа менеджеры отдела продаж и экономического отдела способны к качественной и глубокой рефлексии.

Таким образом, было выявлено, что сотрудники организации, работающие в отделе продаж, демонстрируют более высокий уровень ситуативной тревожности, по сравнению с сотрудниками, работающими в отделе продаж, однако специалисты - продажники обладают более выраженной стрессоустойчивостью, что позволяет им справляться с ситуативной тревогой.


Предпочитаемые когнитивные стратегии, при помощи которых сотрудники справляются с организационным стрессом, вызванным введением инноваций в организации, представлены в таблице 5 и диаграмме 5.

Таблица 5

Особенности индивидуального стиля совладающего со стрессом поведения на когнитивном уровне у сотрудников отдела продаж и экономического отдела, кол-во человек

Стиль совладающего поведения

Отдел продаж

Экономический отдел

Проблемный анализ

1

1

Сохранение самообладания

9

6

Относительность

5

5

Игнорирование

0

3

Диаграмма 5

Особенности индивидуального стиля совладающего со стрессом поведения на когнитивном уровне у сотрудников отдела продаж и экономического отдела, кол-во человек

Как видно из таблицы, сотрудники отдела продаж в ситуации организационного стресса в большей степени склонны сохранять самообладание; для них характерно следующее высказывание: «я не теряю самообладание и контроль над собой в тяжелые минуты и стараюсь никому не показывать своего состояния».

Также менеджеры по продажам склонны использовать стратегию относительности, уменьшая значение проблемы, считая ее несущественной по сравнению с другими проблемами на данный момент (возможно данная стратегия используется бессознательно на фоне проблем клиентов).

Стратегию проблемного анализа, когда индивид старается проанализировать, все взвесить и объяснить себе, почему так получилось, среди менеджеров по продажам продемонстрировал только 1 человек.

Что касается сотрудников экономического отдела, то они также отмечают склонность к таким стратегиям, как относительность и сохранение самообладания, однако склонность к использованию стратегии сохранения самообладания и этих специалистов менее выражена, чем у сотрудников отдела продаж. Это обусловлено, на наш взгляд, опять же спецификой работы.

Также специалисты, работающие в экономическом отделе, склонны к такой стратегии, как игнорирование, когда индивид убеждает себя, что в данный момент есть что-то важнее, чем его трудности.

Стратегию проблемного анализа также выбрал только 1 человек.

Далее рассмотрим данные, касающиеся особенностей совладающего поведения со стрессом на эмоциональном уровне, которые представлены в таблице 6 и диаграмме 6.


Таблица 6

Особенности индивидуального стиля совладающего со стрессом поведения на эмоциональном уровне у сотрудников отдела продаж и экономического отдела, кол-во человек

Стиль совладающего поведения

Отдел продаж

Экономический отдел

Оптимизм

9

5

Пассивная кооперация

3

1

Протест

3

0

Подавление эмоций

0

9

Итак, у сотрудников отдела продаж на эмоциональном уровне преобладает оптимизм – они считают, что из любой трудной ситуации есть выход; также они склонны доверять свои проблемы людям, которые готовы помочь (пассивная кооперация), а также протестовать против несправедливости ситуации.

Диаграмма 6

Особенности индивидуального стиля совладающего со стрессом поведения на эмоциональном уровне у сотрудников отдела продаж и экономического отдела, кол-во человек

У сотрудников из экономического отдела на эмоциональном уровне происходит подавление эмоций, эти специалисты также склонны с оптимизмом относятся к трудным ситуациям, а также демонстрируют стремление поделиться своими эмоциями с окружающими, чтобы получить от них поддержку (пассивная кооперация).

Далее рассмотрим данные, касающиеся особенностей совладающего реагирования со стрессом на поведенческом уровне, которые представлены в таблице 7 и диаграмме 7.

Таблица 7

Особенности индивидуального стиля совладающего со стрессом поведения на поведенческом уровне у сотрудников отдела продаж и экономического отдела, кол-во человек

Стиль совладающего поведения

Отдел продаж

Экономический отдел

Сотрудничество

8

4

Отвлечение

7

3

Обращение

0

8

Итак, менеджеры по продажам выбирают конструктивную стратегию сотрудничества, чтобы преодолеть возникшие трудности, также иногда прибегают к стратегии отвлечения, погружаясь в любимое занятие.

Сотрудники экономического отдела в большинстве своем используют стратегию обращения за помощью к окружающим; стратегию сотрудничества и отвлечения используют в меньшей степени.


Таким образом, сотрудники отдела продаж на когнитивном уровне склонны использовать стратегии сохранения самообладания и относительности, а специалисты, работающие в экономическом отделе, помимо сохранения самообладания и относительности, прибегают к игнорированию проблем.

Диаграмма 7

Особенности индивидуального стиля совладающего со стрессом поведения на поведенческом уровне у сотрудников отдела продаж и экономического отдела, кол-во человек

Необходимо отметить, что все перечисленные когнитивные стратегии борьбы со стрессом относятся к группе относительно конструктивных. Конструктивную стратеги. Проблемного анализа сотрудники организации не используют.

На эмоциональном уровне сотрудники отдела продаж в первую очередь используют стратегию оптимизма, а также демонстрируют склонность к стратегии протеста. Сотрудники из экономического отдела – подавление эмоций, стратегия оптимизма им свойственна в меньшей степени, чем менеджеры по продажам.

Необходимо отметить, что стратегия оптимизма относится к конструктивным стратегиям, а подавление эмоций – к относительно конструктивным.

На поведенческом уровне сотрудники отдела продаж используют конструктивную стратегию сотрудничества; а экономисты – стратегию обращения к окружающим за помощью, которая относится к относительно конструктивным. Предпочтение данной стратегии у сотрудников отдела продаж можно объяснить более выраженной склонностью к экстраверсии, а менее выраженную склонность к сотрудничеству у экономистов можно объяснить тем, что у специалистов экономического отдела есть респонденты, у которых выявился такой тип срессоустойчивости, как склонность к типу А, что говорит о некоторой склонности к конкуренции.

Итак, как общий вывод по особенностям стратегий преодоления стрессовых ситуаций у сотрудников организации, работающих в условиях введения инноваций, можно отметить, что все специалисты на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровне используют как конструктивные, так и относительно конструктивные стратегии совладающего поведения. Склонности к использованию неконструктивных стратегий у респондентов не выявлено.

Данный факт способствует более успешному совладанию с организационным стрессом, однако специфика работы у сотрудников может привести к тому, что у специалистов (даже если они обладают высоким уровнем стрессоустойчивости, эмоциональной стабильности и могут справляться со стрессом) могут возникнуть симптомы эмоционального выгорания, что приведет к снижению способности сопротивляться стрессу.


Потому необходимы специальные мероприятия, повышающие стрессоустойчивость сотрудников организации

Таким образом, выдвинутая гипотеза подтвердилась:

  • у специалистов отдела продаж отмечается высокий уровень стрессоустойчивости, однако и высокий уровень ситуативной тревоги; преобладающей стратегией совладающего поведения на эмоциональном уровне является оптимизм, на поведенческом – сотрудничество;
  • у специалистов экономического отдела отмечается средний уровень стрессоустойчивости, однако и низкий уровень ситуативной тревоги; преобладающей стратегией совладающего поведения на эмоциональном уровне является подавление эмоций, на поведенческом – обращение к окружающим.

Заключение

Итак, данная исследовательская работа посвящена одной из наиболее актуальных проблем организационной психологии – изучению особенностей организационного стресса в условиях введения инноваций в организации.

Сегодня стресс выступает одной из социально – психологических характеристик современного общества. Негативные факторы преследуют человека повсюду: в окружающей экологической обстановке, дома, на работе. Даже собственная система ценностей и убеждений, а также мотивов и потребностей также являются одними из стрессогенов. Таким образом, жизнь современного человека невозможна вне стресса, однако степень выраженности стресса у каждого из нас своя: кто-то испытывает некоторое напряжение, а у кого-то отмечается ярко выраженный синдром эмоционального выгорания. Это связано с тем, что воздействие некоторых стрессогенов ограничено определенным временем и сила этого воздействия невелика, но если действие негативного фактора протекает длительное время и с выраженной силой, то в этом случае симптоматика стресса будет явной.

Одним из способов самореализации современного человека выступает его работа. Мы много времени проводим, решая свои производственные задачи, поэтому стремимся, чтобы условия нашего труда были комфортны для нас. Комфортные условия труда складываются из многих факторов: например, удобный график работы, свое удобное рабочее место, хорошие отношения с коллегами, а также их психологическая совместимость, понятные и четкие указания со стороны руководства, хорошо усвоенные алгоритмы работы и т.д. В этом случае от работника не требуется дополнительных психологических и эмоциональный усилий для выполнения своих профессиональных обязанностей.