Файл: Прибыль и рентабельность торговой организации, на примере реально существующей организации (ООО «ГидроКлимат»).pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 110
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы категории прибыли и рентабельности предприятия
1.1. Экономическая сущность прибыли торгового предприятия
1.2. Показатели рентабельности предприятия торговли
Глава 2. Анализ прибыли и рентабельности торговой организации ООО «ГидроКлимат»
2.1. Организационно-экономическая характеристика
2.2. Оценка состава и динамики прибыли предприятия
2.3. Анализ рентабельности предприятия
Глава 3. Пути увеличения объема прибыли и повышения уровня рентабельности в ООО «ГидроКлимат»
3.1. Направления увеличения прибыли и рентабельности
ЧП – сумма чистой прибыли в рассматриваемом периоде;
СК – средняя сумма собственного капитала в рассматриваемом периоде.
По аналогичной формуле могут быть определены и коэффициенты рентабельности всего заемного капитала или различных составных его видов.
Для оценки эффективности формирования прибыли в процессе операционной деятельности используются следующие коэффициенты рентабельности:
1. Коэффициент рентабельности операционных активов. Он характеризует уровень прибыли, генерируемой операционными активами предприятия. Расчет этого показателя осуществляется по формуле:
КРоа = ЧП/А (5)
где КРоа – коэффициент рентабельности операционных активов;
ЧП – сумма чистой прибыли в рассматриваемом периоде;
А – средняя стоимость используемых активов в рассматриваемом периоде.
2. Коэффициент маржинальной рентабельности реализации продукции. Он показывает в какой степени объем реализации продукции обеспечивает получение маржинальной прибыли предприятия. Расчет этого показателя осуществляется по следующей формуле [8, с. 203]:
КМРр = МП/ОР (6)
где КМРр – коэффициент маржинальной рентабельности реализации продукции;
МП – сумма маржинальной прибыли в рассматриваемом периоде;
ОР – общий объем реализации продукции в рассматриваемом периоде.
3. Коэффициент валовой рентабельности реализации продукции. Расчет этого показателя осуществляется по формуле:
КВРр = ВП/ОР (7)
где КВРр – коэффициент валовой рентабельности реализации продукции;
ВП – сумма валовой прибыли в рассматриваемом периоде;
ОР – общий объем реализации продукции в рассматриваемом периоде.
4. Коэффициент чистой рентабельности реализации продукции. Этот показатель рассчитывается по следующей формуле:
КЧРр = ЧП/ОР (8)
где КЧРр – коэффициент чистой рентабельности реализации продукции;
ЧП – сумма чистой прибыли в рассматриваемом периоде;
ОР – общий объем реализации продукции в рассматриваемом периоде.
Коэффициенты рентабельности могут определяться как в десятичном выражении, так и в процентах.
Расчёт и анализ эффективности бизнес-процессов – одна из основных функций управленца, который составляет планы для фирмы, следит за их выполнением и ищет пути повышения результативности общей работы. Рентабельность – оценочный коэффициент, а не строгая статистическая единица, и поэтому подходить к его использованию нужно осторожно и с пониманием нюансов формирования всех показателей, из которых он складывается.
Таким образом, рентабельность означает прибыльность, доходность. Предприятие считается рентабельным, если результаты от реализации продукции покрывают издержки обращения (производства) и, кроме того, образуют сумму прибыли, достаточную для нормального функционирования предприятия.
Глава 2. Анализ прибыли и рентабельности торговой организации ООО «ГидроКлимат»
2.1. Организационно-экономическая характеристика
ООО «ГидроКлимат» успешно функционирует на рынке Москвы и Московской области с 2007 года в области продажи оборудования для систем отопления, водоснабжения, канализации.
Местонахождение магазина: Московская область, г. Химки, ул. Бабакина, дом 5 А.
В ассортименте компании:
- теплотехническое оборудование различных конфигураций (котлы, радиаторы и водонагреватели);
- системы теплого пола «под ключ»;
- насосы для водо- и теплоснабжения;
- фитинги;
- мембранные баки;
- трубы из полипропилена, полибутена, полиэтилена, гофрированные и металлопластиковые;
- кабели различного назначения;
- сопутствующие материалы и комплектующие.
ООО «ГидроКлимат» предлагает клиентам полный комплекс услуг:
- оптовые продажи;
- магазин-склад розничной торговли;
- монтаж инженерных систем и оборудования.
Ассортимент магазина охватывает более 5000 наименований, среди которых особо востребованным являются насосы и комплектующие к ним, оборудование для отопления и водоснабжения, а также теплотехническое оборудование от лучших мировых производителей.
Организационная структура ООО «ГидроКлимат» представлена на рис. 1.
Директор
Начальник отдела продаж
Начальник монтажного участка
Бухгалтер-кассир
Менеджеры по оптовым продажам
Продавцы отдела розницы
Монтажники
Водители-экспедиторы
Главный бухгалтер
Подсобные рабочие
Системный администратор
Рис. 1. Структура управления ООО «ГидроКлимат»
Директору организации подчиняется системный администратор, начальник отдела продаж, начальник монтажного участка и главный бухгалтер.
Экономические показатели представлены в табл. 1.
Таблица 1
Экономические показатели эффективности работы ООО «ГидроКлимат»
Показатели |
2018 год |
2019 год |
Отклонение, +- |
Выручка от реализации продукции, тыс. руб. |
198637 |
215643 |
17006 |
Себестоимость проданных товаров, тыс. руб. |
148172 |
155369 |
7197 |
Прибыль (убыток) от продаж, тыс. руб. |
6268 |
10745 |
4477 |
Средняя стоимость ОС, тыс. руб. |
252,5 |
621,0 |
368,5 |
Средняя стоимость запасов, тыс. руб. |
15931 |
20825,5 |
4894,5 |
Средняя стоимость оборотных активов, тыс. руб. |
43871 |
55816,5 |
11945,5 |
Средняя стоимость активов, тыс. руб. |
44134 |
56489,5 |
12355,5 |
Численность сотрудников, чел. |
120 |
127 |
7 |
Фондоотдача основных фондов, руб. |
786,7 |
347,3 |
-439,4 |
Фондоемкость основных фондов, руб. |
0,001 |
0,003 |
0,002 |
Оборачиваемость запасов, оборот |
9,3 |
7,5 |
-1,8 |
Оборачиваемость оборотных активов, оборот |
4,53 |
3,4 |
-1,13 |
Оборачиваемость активов, оборот |
4,5 |
3,8 |
-0,7 |
Производительность труда, тыс. руб./чел. |
1655,3 |
1698,0 |
42,7 |
Из табл. 1 видно, что величина фондоотдачи показывает, что в 2019 году на 1 рубль основных фондов приходится 347,3 руб. выручки. Сокращение фондоотдачи на 439,4 руб. вызвано высоким темпом роста основных фондов предприятия.
Фондоемкость, является обратным показателем фондоотдачи, поэтому увеличивается на 0,002 руб.
Снижение фондоотдачи и повышение фондоемкости говорит о том, что предприятие в отчетном году менее эффективно использует основные средства.
Также произошло снижение оборачиваемости запасов на 1,8 оборот. Оборачиваемость запасов показывает что на 1 рубль запасов приходится 7,5 руб. материальных затрат. Снижение коэффициента оборачиваемости говорит о том накапливании избытка запасов на складах предприятия.
Оборачиваемость оборотных активов в 2018 году составила 4,53 оборота, а в 2019 году – 3,4 оборота. Сокращение оборачиваемости оборотного фонда говорит о снижении эффективности их использования, незначительном понижении ликвидности оборотного капитала и его оборачиваемости.
Замедление оборачиваемости активов на 0,7 оборота приводит к увеличению активов и дополнительным затратам, а значит, к ухудшению финансового состояния организации.
Производительности труда ООО «ГидроКлимат» наоборот имеет тенденцию роста. В 2018 году производительность была равна 1655,3 тыс. руб. на 1 сотрудника, а в 2019 году увеличилась до 1698 тыс. руб. Рост производительности свидетельствует об эффективном использовании труда и вызван тем, что прирост выручки выше прироста численности персонала.
Основные показатели ООО «ГидроКлимат» говорят о снижении эффективности основных фондов, оборотного капитала и запасов предприятия.
2.2. Оценка состава и динамики прибыли предприятия
Горизонтальный анализ направлен на изучение темпов роста (прироста) показателей, который объясняет причины изменений в их структуре.
В таблице 2 проведем горизонтальный анализ отчета о финансовых результатах.
Таблица 2
Горизонтальный анализ отчета о финансовых результатах, тыс. руб.
Показатели |
2018 год |
2019 год |
Отклонение, +- |
Темп прироста, % |
Выручка от реализации продукции |
198637 |
215643 |
17006 |
8,6 |
Себестоимость проданных товаров |
148172 |
155369 |
7197 |
4,9 |
Валовая прибыль |
50465 |
60274 |
9809 |
19,4 |
Коммерческие расходы |
44197 |
49529 |
5332 |
12,1 |
Прибыль (убыток) от продаж |
6268 |
10745 |
4477 |
71,4 |
Проценты к получению |
5 |
19 |
14 |
280,0 |
Проценты к уплате |
1294 |
1544 |
250 |
19,3 |
Прочие доходы |
5517 |
7046 |
1529 |
27,7 |
Прочие расходы |
4482 |
6036 |
1554 |
34,7 |
Прибыль (убыток) до налогообложения |
6014 |
10230 |
4216 |
70,1 |
Чистая прибыль (убыток) отчетного периода |
4729 |
8063 |
3334 |
70,5 |
По данным табл. 2 видно, что выручка от реализации ООО «ГидроКлимат» увеличивается в 2019 году на 17006 тыс. руб.
Темп прироста себестоимости составляет 4,9%, что ниже темпа прироста выручки (8,6%). Такое соотношение положительно сказывается на размере валовой прибыли.
В 2019 году предприятие получило валовую прибыль в размере 60274 тыс. руб., что выше на 19,4%.
Также на предприятии быстро растут коммерческие затраты – на 12,1%. В состав коммерческих расходов включаются затраты на доставку, упаковку, рекламу.
Прибыль от продажи имеет самый высокий прирост – 71,4%. Такой прирост говорит об эффективности деятельности предприятия и увеличении покупателей.
Прочие доходы предприятия составили в 2019 году 7046 тыс. руб., а прочие расходы – 6036 тыс. руб. Сальдо прочих доходов и расходов имеет положительное значение, так как доходы предприятия выше расходов.
Прирост чистой прибыли составил 3334 тыс. руб. или 70,5%.
Рассмотрим динамику и структуру финансовых результатов от реализации продукции (табл. 3).
Таблица 3
Динамика выручки от основной деятельности по видам продукции
Виды продукции |
2018 год |
2019 год |
Отклонение дохода, тыс. руб. |
Темп прироста, % |
||
Сумма, тыс. руб. |
. Уд. вес, % |
Сумма, тыс. руб. |
Уд. вес, % |
|||
Услуги компании |
36478 |
18,4 |
38452 |
17,8 |
1974 |
5,4 |
Теплотехническое оборудование |
40478 |
20,4 |
43258 |
20,1 |
2780 |
6,9 |
Системы теплого пола «под ключ» |
26512 |
13,3 |
29645 |
13,7 |
3133 |
11,8 |
Насосы для водо- и теплоснабжения |
30523 |
15,4 |
32985 |
15,3 |
2462 |
8,1 |
Трубы и фитинги |
31456 |
15,8 |
33120 |
15,4 |
1664 |
5,3 |
Мембранные баки |
9687 |
4,9 |
11025 |
5,1 |
1338 |
13,8 |
Кабели |
7523 |
3,8 |
8210 |
3,8 |
687 |
9,1 |
Климатическое оборудование |
11472 |
5,8 |
13874 |
6,4 |
2402 |
20,9 |
Сопутствующие товары и комплектующие |
4508 |
2,3 |
5074 |
2,4 |
566 |
12,6 |
Итого |
198637 |
100 |
215643 |
100 |
17006 |
8,6 |