Файл: «Определение, основные задачи, функции бухгалтерского учета» (Сущность бухгалтерского учета).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 66

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

4. Контроль процессов и результатов использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, их соответствие утверждённым планам.

5. Недопущение снижения эффективности и отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации (например, снижение объемов продаж, уменьшение количества потребителей).

6. Определение наличия и объемов внутренних резервов (материальных, трудовых, финансовых), которые могли бы обеспечить финансовую устойчивости и дальнейшее развитие организации.

Все задачи бухгалтерского учета по причинам их возникновения, можно подразделить на следующие группы: [8, c. 14]

1. Технологические задачи - зависят от технологических аспектов учета. Результаты учета фиксируются на бумажных носителях, что объясняется правовыми нормами: т.к. сделки во всех областях хозяйственной деятельности заключаются в письменной форме. В связи с этим задачи бухгалтера:

1) регистрация информации, т.е. ее введение с бумажных носителей, созданных на другом предприятии, в собственную систему учета;

2) перевод информации из своей системы учета на бумажный носитель для того, чтобы совершенную сделку могло зарегистрировать в своей системе другое предприятие.

Если бы технология совершения сделок была иной, т.е. сделки сразу регистрировались бы в электронной форме, таких задач перед бухгалтером не стояло бы.

Также требование законодательства предоставлять информацию на бумажных носителях, ставит перед бухгалтером задачу по переводу выработанной в системе учета информации на бумагу. Как только законодательство разрешает предоставлять информацию в электронном виде, то меняются   и задачи бухгалтера: [12, c.   35]

- если   бы система могла  самостоятельно пересылать   информацию по месту   требования, задача   бухгалтера ограничилась  бы формированием такой информации;

- если   бы система еще и самостоятельно могла формировать, т.е. вычислять информацию, то круг технологических задач   бухгалтера, еще   более сузился и сводился бы к регистрации;

- если   бы информация еще   и автоматически регистрировалась,   на долю бухгалтера   осталась бы организация   системы учета.  

2. Алгоритмические задачи - зависят   от используемых в системе   учета алгоритмов вычислений: т.е. последовательности   действий (вычислений),   которые нужно произвести для   определения требуемого  финансового результата. [10, c.19]   Например,   для определения   прибыли предприятия,   необходимо предварительно   вычислить все   доходы и все расходы, которые   в свою очередь   состоят из различных   неоднородных величин   и требуют своего   исчисления на более   низком уровне. Одна цель порождает  множество других - в  этом состоит   сущность алгоритмического   ряда. [16, c. 49]


Задачи,   обусловленные алгоритмами, как в примере   с вычислением финансового   результата, имеют   иерархическую структуру.   [ 19, c. 73]

3. Различные   исполнительские задачи – определяются   лицами, которым   бухгалтер, по роду своей работы   и в соответствии с организационной структурой предприятия,   обязан подчиняться. К   таким лицам  относятся руководители   подразделений и администрация предприятия,  государство в лице различных   контролирующих органов. Требования  этих лиц   могут определяться   не только технологической   или алгоритмической  необходимостью, но исходить   из целей, лежащие   вне пределов бухгалтерского учета   или принятия управленческих решений. К   примеру, от бухгалтера может быть  потребована выборка данных, не обусловленная   хозяйственной необходимостью   и не являющаяся промежуточным  итогом при   вычислении обязательных   показателей, а регламентированная,   например, требованием   внутреннего нормативного   документа (как   пример можно  привести предоставление   бухгалтером данных, необходимых для   анализа процессов   системы менеджмента   качества предприятия   в целях ее сертифиации) . Но задача поставлена   и необходимо ее исполнять.

4. Технические   задачи зависят   от поддержания системы  учета в рабочем   состоянии. В большинстве   случаев технические  задачи решаются соответствующими подразделениями:  отдел кадров   набирает учетный  персонал, вычислительный   центр производит   обработку учетной   информации, службы   ремонта следят   за состоянием вычислительной техники и т.д.,  но иногда технические   задачи приходится   решать непосредственно   бухгалтерам. Так,   например, бухгалтер   определяет возможность   использования готовых   проектов, алгоритмов, прикладных программ, которые   позволяли бы создавать   экономически обоснованные   системы обработки информации. [20, c. 63]

Технические задачи учета   не являются непосредственно задачами   учета, но без   их решения учет   невозможен. Поскольку учет предназначен  для обслуживания   всех прочих   подразделений, постольку и прочие подразделения   вынуждены заниматься   обслуживанием учета,   решая его  проблемы. [20, c. 48]


Классифицировать  задачи, стоящие   перед учетом,   можно и по другим  критериям. [11, c. 93]

5. Характер   отношения (функция). Любая   поставленная задача  всегда требует   контроля исполнения   и таким образом   разделяется на две   задачи: прямую  и контрольную. Если   перед бухгалтером   ставится задача   вести учет,   к примеру, прихода и расхода наличных   денег (кассовые  этом операции), как  немедленно возникает  и обратная ей:   контролировать порядок   учета оборота  которые денег в кассе   предприятия.

6. Периодичность  повторения. По периодичности   повторения все
задачи делятся   на:

- периодические - которые   решаются бухгалтером  постоянно, таких   в учете большинство (например,   составить квартальный   отчет);

- спорадические (от   греческого sporadikos -рассеянный,   отдельный) задачи, возникающие перед   бухгалтером время  от времени, более   или менее   случайно;

- уникальные   задачи - разовые,   решать которые   приходится единожды (определиться с порядком списания ущерба, например,   от пожара).

7. Степень срочности. Степень   срочности – субъективный критерий. По этой причине классификация   задач по степени срочности, и по  периодичности, должна   производиться самим   бухгалтером при   планировании им своего   рабочего времени:

- срочные   задачи, возникающие   неожиданно и требующие  незамедлительного решения;

- среднесрочные   задачи, возникающие   неожиданно и требующие   относительно быстрого   решения;

- текущие   задачи, требующие   решения к заранее   известной отдаленной дате;

- «остаточные» задачи,   срок исполнения   которых не установлен.

8. Способ   регламентации. Классификация   определяется документом,  регламентирующим обязанности бухгалтера, это   может быть:

- законодательный   или нормативный   акт;

- организационно-распорядительный   документ руководства   предприятия;

- должностная   инструкция.

При отсутствии  регламентирующего документа   задача устанавливается  этом на основании обычаев   и традиций бухгалтерии   и предприятия. [ 11, c. 86]


9. Характер   воздействия на хозяйственную деятельность предприятия. Бухгалтерский   учет призван   оптимизировать хозяйственную  деятельность предприятия, что возможно   двумя способами:  способствовать либо   увеличению доходов,  либо уменьшению   расходов. Таким образом, по характеру   воздействия на хозяйственную деятельность возникают   три типа задач: [9, c. 55]

- задачи,   способствующие увеличению   доходов (предоставление информации менеджеру,   принимающему решение   по определению оптимальной  ценовой политики);

- задачи, способствующие уменьшению  расходов (например,   ревизия кассы или инвентаризация  материалов и комплектующих  изделий способствуют уменьшению расходов);

- задачи,   определить воздействие  которых на хозяйственную   деятельность не является возможным.

Бухгалтерский   учет более   тяготеет к задачам   уменьшения расходов,   чем к задачам   увеличения доходов;   ему присуща  экономия, но не поиск оптимального управленческого  решения, способного   увеличить прибыль. Повышение прибыли является для  учета почти   непосильной задачей. [9, c. 32]

10. Объект  целеполагания. Объектом   решаемых задач может   быть как   прошлое, так   настоящее или   будущее. Соответственно  и задачи по этому критерию могут  быть подразделены  на:

- «археологические»,  направленные на установление   уже состоявшегося  факта;

- констатирующие,  направленные на установление  происходящего в текущий   момент события;

- прогнозные,   направленные на предсказание  события, которое может произойти   в будущем.

Например: предоставление   администратору данных   по прибыли за прошлый   период относится   к «археологии»; отражение   в учете отгружаемого  потребителю товара является констатацией   происходящего в текущий   момент события;   подсчет обязательств   предприятия по кредитам призван выявить  сумму, которую  придется погасить   в будущем. Такая   градация, как   и предыдущая, условна. Есть   случаи, когда   точно определить   объект целеполагания  невозможно. [17, c. 153]


Можно   стоящие перед бухгалтером задачи   разделить и по другим  признакам: по характеру  и объему требуемых   работ; по количеству  задействованных работников;   по ответственным исполнителям;   по расходам на исполнение, по времени исполнения;   по ответственности за неисполнение,   по конечному потребителю   полученной информации   и др. Важно,  чтобы используемая  классификация, помогала   бухгалтеру ориентироваться   во всем многообразии   стоящих перед   ним задач. [14, c. 42]

Бухгалтерский   учет выполняет   ряд функций:   [ 19, c. 67]

Информационная  функция в системе   управления – главная   функция бухгалтерского  учета, которая  выполняется в общей   системе управления   предприятием. Бухгалтерская   информация в большом   объеме применяется  во всех видах хозяйственного учета, используется руководителями  предприятия различных   звеньев управления   для выработки   управленческих решений, с   целью оптимизации,   планирования и прогнозирования,  а также для   определения политики; и  роль бухгалтерской информации постоянно   повышается. Бухгалтерский учет  фиксирует и накапливает  различную синтетическую (обобщающую) и   аналитическую (детализированную) информацию  о состоянии и движении   имущества и источниках   его образования,  хозяйственных процессах,  о конечных результатах финансовой, производственной и   хозяйственной деятельности  предприятия. [19, c. 68]

Контрольная  функция бухгалтерского  учета. Контроль  следует за учетом. Контроль – это  проверка с целью  обеспечить правильность и законность определенных действий. Результативный   контроль возможен   только при  правильной организации всего процесса   бухгалтерского учета в соответствии с законодательством. Качественная учетная информация позволяет осуществлять контроль на различных стадиях производства; контролировать, в случае необходимости, во все этапы деятельности предприятия и его структурных подразделений; и на основании полученных результатов подготавливать, обосновывать и утверждать соответствующие управленческие решения на различных уровнях управления.