Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 352
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
1.1 Понятие и содержание института социального обслуживания
1.2 Социальное обслуживание как проявление социальной функции российского государства.
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В РФ
2.1 Правовое регулирование реализации социального обслуживания
В психоневрологические интернаты направляются инвалиды I и II группы старше 18 лет, страдающие хроническими психическими заболеваниями и нуждающиеся по состоянию здоровья в постороннем уходе, бытовом обслуживании и медицинской помощи, независимо от наличия родственников, обязанных по закону их содержать.
Прием граждан пожилого возраста и инвалидов в государственные учреждения системы социальной защиты населения области для осуществления стационарного медико-социального обслуживания производится на основании путевки, которая выдается министерством.
Решение о признании гражданина нуждающимся в стационарном социальном обслуживании либо об отказе в стационарном социальном обслуживании принимается поставщиком социальных услуг в течение 5 рабочих дней с даты подачи заявления. Основанием для отказа в предоставлении стационарного социального обслуживания является наличие медицинских противопоказаний.
Стационарное социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется поставщиками социальных услуг, имеющими стационарные условия, профилированные в соответствии с возрастом и состоянием здоровья граждан.
Прием граждан пожилого возраста и инвалидов в стационарные организации социального обслуживания без их согласия или без согласия их законных представителей допускается, в случае если они лишены ухода и поддержки со стороны родственников или иных законных представителей, на основании решения суда по представлению органов социальной защиты населения.
Граждане пожилого возраста и инвалиды старше 18 лет, проживающие в семьях, при отсутствии объективной возможности осуществления ухода за ними принимаются в стационарные организации социального обслуживания населения на временное проживание сроком до шести месяцев на условиях полной оплаты стационарного обслуживания.
В специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов принимаются для постоянного проживания граждане пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет) и инвалиды I и II группы старше 18 лет, частично или полностью утратившие способность к самообслуживанию и нуждающиеся в постоянном постороннем уходе, из числа лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, а также граждане пожилого возраста и инвалиды, ранее судимые или неоднократно привлекавшиеся к административной ответственности за нарушение общественного порядка, занимающиеся бродяжничеством и попрошайничеством, которые направляются из учреждений органов внутренних дел, при отсутствии медицинских противопоказаний и по их личному желанию.
В специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов могут также переводиться граждане пожилого возраста и инвалиды по решению суда, принятому на основании представления администрации стационарных организаций социального обслуживания за постоянное нарушение установленных правил внутреннего распорядка организаций.
В детский дом-интернат для умственно отсталых детей принимаются дети со следующими заболеваниями и состояниями:
а) олигофрения в степени имбецильности, идиотии;
б) эпилепсия (в том числе симптоматическая) с редкими (не чаще 5 раз в месяц) припадками при наличии слабоумия;
в) шизофрения с выраженным дефектом без продуктивной симптоматики;
г) слабоумие после перенесенных органических поражений головного мозга;
д) умственная отсталость всех степеней, включая дебильность, при наличии грубых нарушений двигательных функций, затрудняющих обучение во вспомогательных классах соответствующих специализированных школ-интернатов (не передвигающиеся без посторонней помощи, не обслуживающие себя в силу тяжести двигательных нарушений, требующие индивидуального ухода);
е) слепота (слабовидение) или глухота (слабослышание) с умственной отсталостью всех степеней, включая дебильность, при наличии грубых нарушений двигательных функций, затрудняющих обучение в специализированных школах-интернатах.
В реабилитационный центр (реабилитационно-оздоровительный центр) для инвалидов (далее - реабилитационный центр) на стационарное проведение мероприятий по социальной реабилитации и обеспечению продолжительной активной жизни направляются:
- инвалиды трудоспособного возраста (мужчины до 60 лет, женщины до 55 лет), дети-инвалиды с 3-летнего возраста (далее - инвалиды), а также сопровождающие инвалидов I группы и детей-инвалидов лица;
- граждане пожилого возраста, имеющие статус Героев Советского Союза, Героев Социалистического Труда и полных кавалеров ордена Трудовой Славы, ветеранов Великой Отечественной войны, вдов (вдовцов) погибших (умерших) участников (инвалидов) Великой Отечественной войны, бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны.
Основанием для направления в реабилитационный центр является наличие рекомендаций по социальной реабилитации и обеспечению продолжительности активной жизни в индивидуальной программе.
Частью 4 статьи 19 Закона установлены дополнительные нормы социальной защиты для граждан с ограниченными возможностями при предоставлении социальных услуг в полустационарной и стационарной формах. Так, гражданам должна быть обеспечена возможность их сопровождения при передвижении по территории организации социального обслуживания, а также при пользовании услугами, предоставляемыми такой организацией. Сопровождение осуществляется работником организации социального обслуживания при перемещении внутри организации, при входе и выходе из организации, при подъеме и спуске с лестницы, при посещении столовой, буфета и в других ситуациях, когда получатель социальных услуг нуждается в таком сопровождении.
Также гражданину обеспечивается возможность для самостоятельного передвижения по территории организации социального обслуживания, входа, выхода и перемещения внутри такой организации, для отдыха в сидячем положении, а также доступное размещение оборудования и носителей информации. Особое значение данный вопрос приобретает для лиц, передвигающихся в креслах-колясках. С целью реализации получателями социальных услуг возможности самостоятельного передвижения по территории организации социального обслуживания помещения организации должны отвечать определенным требованиям. Так, для инвалидов, передвигающихся на кресле-коляске, необходимы достаточная ширина коридоров, дверных проемов, места для разворота коляски, отсутствие порогов и иных резких перепадов высоты. Места, где такие перепады имеются, должны быть оборудованы пандусами, подъемниками, передвижение с этажа на этаж должно осуществляться при помощи специально оборудованных лифтов, подъемников. Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата, но передвигающихся без кресла-коляски, большое значение имеет уклон лестницы, определенная высота перил, не скользкое покрытие пола. Для лиц с нарушением зрения (слепых и слабовидящих) ступени лестницы должны иметь контрастное выделение краев, коридоры и лестницы должны иметь ограничительные бортики и т.д. Санитарные комнаты оборудуются поручнями и иными специальными приспособлениями - автоматическим спуском воды, сенсорными смесителями и сушилками для рук и т.д. Вся необходимая информация размещается на расстоянии, с которого она может быть наиболее эффективно визуально воспринята, оборудование располагается в зоне досягаемости для лиц, перемещающихся в креслах-колясках, и т.д. При размещении и выборе характера исполнения элементов информационного обеспечения должны быть учтены углы поля наблюдения, удобные для восприятия визуальной информации; ясное начертание и контрастность, а при необходимости - рельефность изображения; зоны досягаемости для тактильной трости; исключение помех восприятию звуковой и визуальной информации: бликование указателей и знаков, слепящее освещение, совмещение зон действия различных акустических источников, акустическая тень и т.п.
Статье 20 закона определяет исчерпывающий перечень видов социальных услуг, которые предоставляются получателям социальных услуг с учетом их индивидуальных потребностей, а также определяет основное содержание каждого из видов социальных услуг. Общее понятие "социальная услуга" определено в п. 2 ст. 3 комментируемого Закона как действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в т.ч. срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.
Законом определены следующие виды социальных услуг:
1) социально-бытовые услуги. В качестве целей таких услуг при этом названо поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту. Пункт 2.2.6 национального стандарта РФ ГОСТ Р 52495-2005 содержит подобное определение понятия "социально-бытовая услуга": социальная услуга, направленная на поддержание или обеспечение жизнедеятельности клиентов в быту;
2) социально-медицинские услуги. Как определено при этом, такие услуги имеют своими целями поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за получателями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья. В пункте 2.2.3 национального стандарта РФ ГОСТ Р 52495-2005 понятие "социально-медицинская услуга" определено как социальная услуга, предоставляемая клиентам в целях поддержания и улучшения состояния их здоровья, социально-медицинской реабилитации путем организации лечебно-оздоровительных мероприятий, предоставления медикаментов и медицинской техники, консультирования, содействия в своевременном получении квалифицированной медицинской помощи, в решении других социально-медицинских проблем жизнедеятельности. Пункт 2.2.3.1 названного документа содержит определение понятия "социально-медицинский патронаж": социально-медицинская услуга, заключающаяся в систематическом наблюдении за клиентами для выявления отклонений в состоянии их здоровья и оказания им, при необходимости, социально-медицинской помощи;
3) социально-психологические услуги, в т.ч. оказание психологической помощи анонимно с использованием телефона доверия. В качестве целей таких услуг при этом названо оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей социальных услуг для адаптации в социальной среде. Пункт 2.2.4 национального стандарта РФ ГОСТ Р 52495-2005 содержит следующее определение понятия "социально-психологическая услуга": социальная услуга, направленная на содействие клиентам в улучшении их психического состояния, восстановлении способности к адаптации в среде жизнедеятельности. В пунктах 2.2.4.1 - 2.2.4.8 названного документа также даны определения следующим понятиям:
- социально-психологическое консультирование - социально-психологическая услуга, заключающаяся в получении информации от клиента о его проблемах и обсуждении с ним этих проблем для раскрытия и мобилизации клиентом внутренних ресурсов и последующего решения социально-психологических проблем;
- психологическое консультирование - социально-психологическая услуга, заключающаяся в оказании помощи клиенту в налаживании межличностных взаимоотношений с близкими и другими значимыми для него людьми;
- психодиагностика и обследование личности - социально-психологическая услуга, заключающаяся в выявлении и анализе психического состояния и индивидуальных особенностей личности клиента, влияющих на отклонения в его поведении и взаимоотношениях с окружающими людьми, для составления прогноза и разработки рекомендаций по психологической коррекции этих отклонений;
- психологическая коррекция - социально-психологическая услуга, заключающаяся в активном психологическом воздействии, направленном на преодоление или ослабление отклонений в развитии, эмоциональном состоянии и поведении клиента с целью обеспечить соответствие этих отклонений возрастным нормативам, требованиям социальной среды и интересам клиента;
- психотерапевтическая помощь - социально-психологическая услуга, заключающаяся в психологических воздействиях в системе "психолог - клиент", направленных на решение проблем клиента, которые лежат в основе глубинных жизненных трудностей и межличностных конфликтов;
- психопрофилактическая и психологическая работа - социально-психологическая услуга, заключающаяся в содействии в формировании у клиентов потребности в психологических знаниях, желания использовать их для работы над собой, своими проблемами, в создании условий для полноценного психического развития личности на каждом возрастном этапе для своевременного предупреждения возможных нарушений в становлении и развитии личности клиента;
- психологический тренинг - социально-психологическая услуга, заключающаяся в активном психологическом воздействии, направленном на снятие последствий психотравмирующих ситуаций, нервно-психической напряженности, формирование личностных предпосылок для адаптации к новым условиям;
- социально-психологический патронаж - социально-психологическая услуга, заключающаяся в систематическом наблюдении за клиентами для своевременного выявления ситуаций психического дискомфорта или межличностного конфликта и других ситуаций, могущих усугубить трудную жизненную ситуацию, и оказания им, при необходимости, социально-психологической помощи;