Файл: Право социального обеспечения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 360

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

4) социально-педагогические услуги. При этом определено, что такие услуги направлены на профилактику отклонений в поведении и развитии личности получателей социальных услуг, формирование у них позитивных интересов (в т.ч. в сфере досуга), организацию их досуга, оказание помощи семье в воспитании детей. В пункте 2.2.5 национального стандарта РФ ГОСТ Р 52495-2005 понятие "социально-педагогическая услуга" определено как социальная услуга, направленная на организацию досуга клиентов, оказание им содействия в семейном воспитании детей и решении других социально-педагогических проблем жизнедеятельности. Пункт 2.2.5.1 названного документа содержит определение понятия "социально-педагогический патронаж": социально-педагогическая услуга, заключающаяся в систематической работе с родителями, опекунами, попечителями, детьми, в том числе на дому, для обеспечения нормального воспитания и развития детей;

5) социально-трудовые услуги. В качестве целей таких услуг при этом названо оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией. В национальном стандарте РФ ГОСТ Р 52495-2005 такой вид социальных услуг не предусматривался. Вместо этого в п. 2.2.2 названного документа дано следующее определение понятия "социально-экономическая услуга": социальная услуга, предоставляемая клиентам с целью поддержать и улучшить их жизненный уровень путем оказания материальной помощи, консультирования, содействия в трудоустройстве, в решении других социально-экономических проблем жизнедеятельности. Наряду с этим пункт 2.2.2.1 названного документа содержит следующее определение понятия "материальная помощь": социально-экономическая услуга, состоящая в предоставлении клиентам денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви и других предметов первой необходимости, топлива, а также специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе;

6) социально-правовые услуги. Как определено при этом, такие услуги имеют своими целями оказание помощи в получении юридических услуг, в т.ч. бесплатно, в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг. В пункте 2.2.7 национального стандарта РФ ГОСТ Р 52495-2005 понятие "социально-правовая услуга" определено как социальная услуга, предоставляемая клиентам для поддержания или изменения их правового статуса, оказания юридической помощи, защиты законных прав и интересов, содействия в решении других социально-правовых проблем жизнедеятельности. Пункт 2.2.7.1 названного документа содержит определение понятия "социально-правовой патронаж": социально-правовая услуга, заключающаяся в систематическом наблюдении за клиентами для своевременного выявления угрозы насилия или применения насилия, а также другого незаконного действия в отношении детей, женщин, инвалидов, пожилых людей и оказания им, при необходимости, социально-правовой помощи;


7) социальные услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в т.ч. детей-инвалидов. Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52495-2005 такой вид социальных услуг не предусматривал. Вместо этого в п. 2.2.9 и 2.2.10 названного документа даны определения следующих понятий:

  • консультирование - предоставление клиенту информации, рекомендаций о конкретных действиях, необходимых ему для преодоления трудной жизненной ситуации;
  • социальный патронаж - систематическое наблюдение за клиентами для своевременного выявления степени их социальной дезадаптации, могущей усугубить трудную жизненную ситуацию, и оказания им, при необходимости, социально-правовой или иной помощи.

Представляется уместным упомянуть, что Закон 1995 г. о социальном обслуживании пожилых и инвалидов содержал самостоятельную статью, посвященную социально-консультативной помощи (ст. 23). В пункте 1 этой статьи было определено, что социально-консультативная помощь гражданам пожилого возраста и инвалидам направлена на их адаптацию в обществе, ослабление социальной напряженности, создание благоприятных отношений в семье, а также на обеспечение взаимодействия личности, семьи, общества и государства.

8) срочные социальные услуги. Вместо такого нового вида услуг в ст. 22 Закона 1995 г. о социальном обслуживании пожилых и инвалидов говорилось о срочном социальном обслуживании. Вместе с тем в п. 2.2.8 национального стандарта РФ ГОСТ Р 52495-2005 давалось следующее определение понятия "срочная социальная услуга": неотложная помощь разового характера гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Предоставление срочных социальных услуг регламентировано статьей 21 комментируемого Закона, в соответствии с ч. 2 которой предоставление таких услуг в целях оказания неотложной помощи осуществляется в сроки, обусловленные нуждаемостью получателя социальных услуг, без составления индивидуальной программы и без заключения договора о предоставлении социальных услуг.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Согласно Конституции (ст. 7), Российская Федерация является социальным государством. Главная задача социального государства - достижение такого общественного прогресса, который основывается на закрепленных правом принципах социальной справедливости, всеобщей солидарности и взаимной ответственности. Социальное государство призвано помогать слабым, влиять на распределение экономических благ исходя из принципа справедливости, чтобы обеспечить каждому достойное человека существование.

Следует отметить, что объявление России социальным государством не означает возвращение страны к тоталитарному государству, обещавшему своим гражданам всеобщее благосостояние за счет создания экономической системы, полностью управляемой и организуемой им. Социальное государство в том понимании, которое вкладывает в него Конституция РФ, должно стремиться лишь к максимально возможному в условиях демократической страны равномерному содействию благу всех граждан и к максимально возможному равномерному распределению жизненных тягот.

Социальное государство стремится обеспечить каждому своему гражданину достойный человека прожиточный минимум. При этом оно исходит из того, что каждый взрослый должен иметь возможность зарабатывать на себя и на содержание своей семьи. Вмешательство государства осуществляется лишь тогда, когда такая возможность по разным причинам не может быть реализована и потребности человека не могут быть удовлетворены надлежащим образом.

В Федеральном законе "Об основах социального обслуживания в Российской Федерации" социальное обслуживание определяется как деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. Также раскрывается понятие "социальные услуги", которые представляют собой действия но оказанию помощи клиенту социальной службы, т.е. гражданину, находящемуся в трудной жизненной ситуации.

Социальное обслуживание характеризуется предоставлением социальных услуг в натуральной (неденежной) форме. Так, гражданин пожилого возраста, полностью или частично утративший способность к самообслуживанию, нуждается в первую очередь в предоставлении услуг по обеспечению его жизнедеятельности (питание, уход, уборка жилого помещения, стирка белья и т.д.), предоставление которых он не сможет организовать без посторонней помощи. Кроме того, отличительной особенностью социальной услуги является то, что действия по ее оказанию направлены не только на преодоление трудной жизненной ситуации, но и на ее прогнозирование и профилактику.


Таким образом, социальная услуга - это действия, направленные на удовлетворение потребностей граждан и (или) семей, совершаемые в их интересах в целях содействия решению проблем, возникающих в связи с трудной жизненной ситуацией, а также по ее прогнозированию и профилактике.

Субъектами правоотношений по социальному обслуживанию являются, с одной стороны, уполномоченные органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов РФ, иные уполномоченные организации, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью в области социального обслуживания населения без образования юридического лица, предоставляющие социальные услуги, с другой стороны, клиент социальной службы - гражданин (семья), находящиеся в трудной жизненной ситуации, которым в связи с этим предоставляются социальные услуги. При этом иностранные граждане, лица без гражданства, в том числе беженцы, имеют право пользоваться теми же правами в сфере социальных услуг, что и граждане Российской Федерации.

Основанием для предоставления социальных услуг является наступление конкретных жизненных обстоятельств (юридических фактов), которые в законодательных актах о социальном обслуживании определены как трудная жизненная ситуация.

Следует выделить следующие категории граждан, нуждающихся в предоставлении социальных услуг:

1) инвалиды (в том числе дети-инвалиды);

2) граждане пожилого возраста (мужчины старше 60 лет, женщины старше 55 лет), оказавшиеся в трудной жизненной ситуации;

3) дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, безнадзорные и беспризорные дети, несовершеннолетние, находящиеся в социально опасном положении, дети, подвергшиеся жестокому обращению в семье (психическому или физическому насилию);

4) малообеспеченные;

5) граждане без определенного места жительства и занятий;

6) женщины, подвергшиеся психическому или физическому насилию;

7) граждане, оказавшиеся в экстремальной ситуации (пострадавшие от стихийных бедствий, катастроф, пострадавшие в результате вооруженных и межэтнических конфликтов, беженцы и вынужденные переселенцы и т.д.);

8) другие категории граждан, находящиеся в трудной жизненной ситуации и нуждающиеся в связи с этим в предоставлении социальных услуг.

К семьям, нуждающимся в предоставлении социальных услуг, относятся:

1) находящиеся в социально опасном положении (семьи, имеющие детей, находящихся в социально опасном положении, а также семьи, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними);


2) имеющие в своем составе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

3) малообеспеченные;

4) состоящие из одних пенсионеров (семьи, в состав которых входят пожилые и инвалиды, одинокие супружеские пары, и др.);

5) оказавшиеся в экстремальной ситуации (пострадавшие от стихийных бедствий, беженцы и вынужденные переселенцы и т.д.);

6) имеющие в своем составе детей-инвалидов;

7) имеющие в своем составе детей с отклонениями в умственном, физическом и психическом развитии;

8) другие категории семей, находящиеся в трудной жизненной ситуации и нуждающиеся в связи с этим в предоставлении социальных услуг.

Таким образом, социальное обслуживание населения -деятельность, осуществляемая уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов РФ, иными уполномоченными организациями, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью в области социального обслуживания населения без образования юридического лица, но предоставлению социальных услуг гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории РФ, и (или) семьям, нуждающимся в предоставлении социальных услуг для преодоления трудной жизненной ситуации.

Список литературы 

I. Нормативно-правовые акты:

  1. Венская Конвенция о праве международных договоров (Заключена в Вене 23.05.1969) // "Ведомости ВС СССР", 10.09.1986, N 37, ст. 772
  2. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950) // "Собрание законодательства РФ", 08.01.2001, N 2, ст. 163
  3. Международный Пакт от 16.12.1966 "О гражданских и политических правах" // "Бюллетень Верховного Суда РФ", N 12, 1994
  4. Устав Организации Объединенных Наций (Принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945) // "Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами", Вып. XII, - М., 1956, с. 14 - 47
  5. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (с учетом поправок по состоянию на 05.02.2014) // "Собрании законодательства РФ", 03.03.2014, N 9, ст. 851
  6. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 30.12.2015) // "Российская газета", N 238-239, 08.12.1994
  7. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 30.12.2015 // "Российская газета", N 256, 31.12.2001
  8. Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 30.12.2015) // "Российская газета", N 17, 27.01.1996
  9. Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 19.11.2015) "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" // "Российская газета", N 247, 20.12.2001
  10. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "Об образовании в Российской Федерации" // "Российская газета", N 303, 31.12.2012.
  11. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (ред. от 29.12.2015) // "Российская газета", N 263, 23.11.2011
  12. Федеральный закон от 04.04.2005 N 32-ФЗ (ред. от 28.12.2014) "Об Общественной палате Российской Федерации" // "Российская газета", N 70, 07.04.2005
  13. Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 08.03.2015) "Об общественных объединениях" // "Российская газета", N 100, 25.05.1995
  14. Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ (ред. от 14.12.2015) "О минимальном размере оплаты труда" // "Российская газета", N 118, 21.06.2000
  15. Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О государственной социальной помощи" // "Российская газета", N 142, 23.07.1999
  16. Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" // "Парламентская газета", N 238-239, 20.12.2001
  17. Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" // "Российская газета", N 247, 20.12.2001
  18. Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" // "Российская газета", N 295, 30.12.2013
  19. Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" ( ред. от 14.12.2015) // "Российская газета", N 1 - 3, 05.01.2000