Файл: Право социального обеспечения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 358

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Так, в Конституции РФ закрепляется принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданина и запрет дискриминации по какому-либо признаку (ст. ст. 17 - 19), гарантируется защита государством достоинства личности, принцип гуманного отношения к человеку, недопущение пыток, насилия, жестокого и унижающего человеческое достоинство обращения (ст. 21), устанавливается право на социальное обеспечение (ст. 39). Все эти принципы, а также ряд других принципов (например, гарантии защиты прав и законных интересов человека - ст. ст. 45 - 46), легли в основу системы правового регулирования социального обслуживания и определяют содержание комментируемого Закона.

Закон - основной нормативный правовой акт федерального значения, в котором устанавливаются нормы, регулирующие отношения в сфере социального обслуживания граждан. Закон приходит на смену двум ранее действовавшим законодательным актам, которые со вступлением комментируемого Закона в силу прекращают свое действие:

В случаях, указанных в Законе, принимаются подзаконные нормативные правовые акты. Такие нормативные правовые акты могут издаваться:

- Президентом РФ;

- Правительством РФ;

- уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере социального обслуживания - Минтрудом России.

Указанные органы государственной власти принимают нормативные правовые акты в соответствии с комментируемым Законом в пределах полномочий федерального центра - Российской Федерации и конкретного органа государственной власти. Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере социального обслуживания установлены в ст. 7 комментируемого Закона.


В качестве примера можно назвать Приказ Минтруда России от 28.03.2014 N 159н "Об утверждении формы заявления о предоставлении социальных услуг", который принят во исполнение требований ст. 14 комментируемого Закона, и устанавливает форму заявления с указанием основных реквизитов заявления.

Иные федеральные законы могут напрямую не регулировать отношения по социальному обслуживанию населения, так как комментируемый Закон является основным нормативным правовым актом в этой области и его нормы имеют преимущественный характер по отношению к нормам других нормативных правовых актов. Однако смежные вопросы, в т.ч. касающиеся организации социального обслуживания, регулируются иными федеральными законами.

Иные федеральные законы, которые применяются для правового регулирования отношений в сфере социального обслуживания, можно разделить на две категории[18]:

- регулирующие смежные вопросы в сфере социального обеспечения;

- регулирующие смежные вопросы в иных сферах.

Например, к первой категории можно отнести Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", который устанавливает основы социальной защиты инвалидов: правила признания лица инвалидом, предоставляемые меры социальной защиты, порядок проведения реабилитации и т.п. Поставщики социальных услуг в соответствии с требованиями п. 2 ч. 1 ст. 12 комментируемого Закона обязаны предоставлять услуги в соответствии с индивидуальными программами и условиями заключенных договоров о предоставлении социальных услуг. Составление индивидуальной программы и предоставление социальных услуг невозможно без учета положений индивидуальной программы реабилитации инвалида, составляемой в соответствии со ст. 11 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

Кроме того, учет индивидуальной программы обязателен для поставщика социальных услуг, который обязан также в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 12 комментируемого Закона содействовать получателям социальных услуг в прохождении медико-социальной экспертизы. Порядок прохождения МСЭ устанавливается Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Таким образом, предоставление социальных услуг во многом зависит от статуса (категории) получателя социальных услуг и поставщик социальных услуг должен учитывать нормы иных федеральных законодательных актов, которые регулируют смежные вопросы по установлению статуса получателя социальной услуги и порядка реализации мер социальной защиты и социального обслуживания.


Ко второй категории относятся федеральные законы, регулирующие отношения, непосредственно не относящиеся к социальному обслуживанию, но необходимые для организации социального обслуживания. Среди таких законодательных актов можно назвать Гражданский кодекс РФ (далее - ГК РФ), устанавливающий правовой статус индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, основные положения об обязательствах и договорах, о возмещении ущерба, об опеке и попечительстве. Поставщиками социальных услуг являются индивидуальные предприниматели и юридические лица, значит, в своей деятельности, в т.ч. при создании, они ориентируются на нормы ГК РФ.

Кроме того, заключение договоров о предоставлении социальных услуг и регулирование отношений между поставщиками и получателями социальных услуг регламентируются, прежде всего, нормами ГК РФ с учетом особенностей, установленных комментируемым Законом. То есть нормы комментируемого Закона уточняют и дополняют нормы ГК РФ в этой сфере. Отношения по поводу возмещения причиненного ущерба (вреда) получателю или поставщику социальных услуг в процессе предоставления таких услуг также определяются нормами ГК РФ.

Осуществление обязанностей опекуна (попечителя) поставщиком социальных услуг в отношении определенной категории получателей социальных услуг регулируется как ГК РФ, так и Федеральным законом от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве".

2.2 Формы социального обслуживания и виды социальных услуг

Статья 19 закона определяет формы социального обслуживания.

1) социальное обслуживание на дому (включая социально-медицинское обслуживание);

2) полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания;

3) стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования);


4) срочное социальное обслуживание;

5) социально-консультативную помощь.

оциальные услуги на дому предоставляются:

1) гражданам пожилого возраста (женщинам старше 55 лет, мужчинам старше 60 лет), инвалидам, детям-инвалидам с недостатками психического и физического развития в возрасте от 4 до 18 лет, имеющим отклонения в умственном развитии, нуждающимся по состоянию здоровья в бытовом обслуживании, медицинской помощи, социальной и трудовой реабилитации, обучении и воспитании, частично утратившим способность к самообслуживанию и (или) передвижению (далее - мобильные получатели социальных услуг), признанным нуждающимися в социальном обслуживании;

2) гражданам пожилого возраста (женщинам старше 55 лет, мужчинам старше 60 лет), инвалидам, детям-инвалидам с недостатками психического и физического развития в возрасте от 4 до 18 лет, имеющим отклонения в умственном развитии, нуждающимся по состоянию здоровья в бытовом обслуживании, медицинской помощи, социальной и трудовой реабилитации, обучении и воспитании, полностью утратившим способность к самообслуживанию и (или) передвижению и нуждающимся в постоянном постороннем уходе (далее - маломобильные получатели социальных услуг), признанным нуждающимися в социальном обслуживании;

3) детям, оставшимся без попечения родителей, воспитывающимся в замещающих семьях, признанным нуждающимися в социальном обслуживании;

4) законным представителям детей (опекуны (попечители), приемные родители), признанным нуждающимися в социальном обслуживании.

Социальное обслуживание на дому осуществляется на постоянной или временной основе.

Социальное обслуживание на дому осуществляется путем оказания поставщиками социальных услуг, социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-правовых, социально-трудовых услуг, а также услуг в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг в соответствии со стандартом

Основанием для рассмотрения вопроса о предоставлении социального обслуживания на дому является поданное в письменной или электронной форме заявление гражданина, опекуна (попечителя), приемного родителя о предоставлении социальных услуг либо обращение в его интересах иных граждан, обращение государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений непосредственно в территориальное управление Министерства социального развития.

Социальные услуги на дому предоставляются бесплатно, за плату или частичную плату в соответствии с федеральным законодательством. Размер платы за предоставление социальных услуг на дому и порядок ее взимания утверждаются приказом Министерства.


Социальные услуги предоставляются получателям социальных услуг в соответствии с индивидуальной программой на основании договора о предоставлении социальных услуг, заключаемого между поставщиком социальных услуг и получателем социальных услуг или его законным представителем, в течение суток со дня представления индивидуальной программы поставщику социальных услуг[19].

Социальные услуги в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних предоставляются на основании договора в случае личного обращения законного представителя или несовершеннолетнего, достигшего возраста 14 лет.

социальное обслуживание в полустационарной форме осуществляется в целях улучшения условий жизнедеятельности получателей социальных услуг посредством оказания получателям социальных услуг постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи.

Социальное обслуживание в полустационарной форме осуществляется поставщиками социальных услуг в определенное время суток и включает в себя оказание социальных услуг, необходимых гражданину с учетом его индивидуальной нуждаемости.

Социальные услуги предоставляются бесплатно в объемах, определенных индивидуальной программой предоставления социальных услуг, следующим категориям граждан:

- несовершеннолетним детям;

- лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов;

- инвалидам в объемах, указанных в индивидуальной программе реабилитации инвалида;

- получателям социальных услуг, если на дату обращения среднедушевой доход получателя социальных услуг ниже или равен полуторной величине прожиточного минимума.

Стационарное социальное обслуживание предоставляется в:

- домах-интернатах для престарелых и инвалидов и психоневрологических интернатах;

- специальных домах-интернатах для престарелых и инвалидов;

- детских домах-интернатах для умственно отсталых детей;

- специальных организациях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;

- реабилитационных центрах (реабилитационно-оздоровительных центрах) для инвалидов (детей-инвалидов);

- кризисных отделениях для граждан, имеющих обстоятельства, ухудшающие условия их жизнедеятельности;

- центрах социальной адаптации лиц без определенного места жительства и занятий.

В дома-интернаты для престарелых и инвалидов принимаются для постоянного или временного (сроком до 6 месяцев) проживания граждане пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет) и инвалиды I и II группы старше 18 лет, нуждающиеся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию и (или) передвижению.