Файл: Право социального обеспечения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 362

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы работы определяется тем, что значимое место в системе обеспечения социального благополучия граждан российского общества занимают услуги социальной сферы, производство которых в условиях формирования социально ориентированной модели экономики должно не только осуществляться в необходимом объеме, но и с соответствующим качеством. Решение этой задачи в рамках проведения государством активной социальной политики предполагает совершенствование функционирования социальной сферы путем создания новых механизмов управления производством социальных услуг российским гражданам.

Несмотря на важность задачи повышения качества социальных услуг, в существующей системе социального обслуживания не сформированы единые подходы к совершенствованию системы управления на организационном уровне этой деятельности, позволившей бы гарантировать качество на всех этапах производства социальных услуг, объективно оценивать полезный эффект реализации управляющих воздействий в рамках выбранных стратегий развития учреждений и организаций социального обслуживания. Этот принципиально новый подход к развитию социального обслуживания открывает реальные пути формирования действенных механизмов преодоления негативных последствий проведения реформ 1990-х годов, системного кризиса конца 2000-х годов, более полного удовлетворения социальных (а зачастую и естественных) потребностей различных слоев населения России.

Результаты серии социологических исследований, проведенных в течение последнего десятилетия, свидетельствуют о сохраняющемся и даже повышающемся несоответствии уровня нуждаемости населения в социальной защите, социальном обслуживании и оценкой эффективности работы этой системы, качества оказываемых социальных услуг. Действующая сегодня в Москве система социального обслуживания задействует в основном такой механизм социальной защиты населения как социальная помощь, то есть ориентирована только на тех, кто не способен самостоятельно решать возникшие проблемы, а их уровень и качество жизни напрямую определяются той помощью, которую им оказывают.

Таким образом, в центре объективной оценки деятельности системы социального обслуживания лежит явное противоречие между прогрессирующее возрастанием объемов и спектра социальных услуг населению и существующими механизмами обеспечения их качества.

Объект исследований работы – современная доктрина о юридической природе и сущности социального обслуживания.


Предмет исследований работы – законодательство РФ, закрепляющее и опосредующее реализацию различных форм социального обслуживания.

Основная цель работы - проведение комплексного исследования общетеоретических вопросов, связанных с проблематикой понятия и реализацией социального обслуживания

Задачи работы:

  1. Изучить сущность и правовую доктрину института социального обслуживания.
  2. Исследовать правовое регулирование социального обслуживания.
  3. Охарактеризовать формы социального обслуживания.

Методология работы представлена наиболее распространенными методами и приемами исследований (анализ и синтез научной и учебной литературы, структурно-логический подход и т.п.). При этом особое значение имеют такие методы, как: исторический метод (изучение истории развития соответствующих взглядов о социального обслуживания), сравнительно-правовой метод (исследование различных подходов к пониманию сущности социального обслуживания), формально-юридический прием (использование в работе общепринятых и наиболее распространенных категорий, понятий).

Работа написана на основе научной литературы и различных политико-правовых взглядов современных правоведов, публикациях в юридических изданиях о функциях государства. Это труды таких авторов как: Бархатова Е.Ю., Бондарь Н.С., Гончаров П.К., Захаров М.Л., Козлов А.Е., Милецкий В.П., Ратников В., Торлопов В.А., Увачев В.А., Черепенников Д.Г. и др.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

1.1 Понятие и содержание института социального обслуживания

Социальное обслуживание - один из видов социального обеспечения, который представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации[1].

Трудная жизненная ситуация определяется в законе как ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (например, инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество), которую он не может преодолеть самостоятельно. Следовательно, право на социальное обслуживание имеют прежде всего инвалиды, дети, пожилые люди[2].


Нормативно-правовую базу оказания социальных услуг на территории Российской Федерации составляет Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации». Кроме того, действующее законодательство определяет условия и порядок предоставления социального обслуживания по отдельным группам субъектов. Федеральный закон от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» регламентирует права этих категорий граждан на социальное обслуживание. Особенности социального обслуживания детей определены Федеральным законом от 3 июля 1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Порядок социального обслуживания беженцев и вынужденных переселенцев установлен Федеральным законом «О беженцах» и Федеральным законом «О вынужденных переселенцах».

Социальные услуги оказываются социальными службами бесплатно или за плату. Бесплатное социальное обслуживание в государственной системе социальных служб в объемах, определенных государственными стандартами социального обслуживания, предоставляется[3]:

  • гражданам, не способным к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, не имеющим родственников, которые могут обеспечить им помощь и уход, если среднедушевой доход этих граждан ниже прожиточного минимума, установленного для субъекта Российской Федерации, где они проживают;
  • гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации в связи с безработицей, стихийными бедствиями, катастрофами, пострадавшим в результате вооруженных и межэтнических конфликтов;
  • несовершеннолетним детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Государственные стандарты социального обслуживания утверждаются Правительством РФ.

Платные социальные услуги в государственной системе социальных служб оказываются в порядке, установленном органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Условия и порядок оплаты социальных услуг в социальных службах иных форм собственности устанавливаются ими самостоятельно.

При оказании социальных услуг на платной основе учреждения социального обслуживания должны заключать с гражданами или их законными представителями договоры, в которых определяются виды и объем услуг, их стоимость и форма оплаты. Средства, поступающие от оплаты социальных услуг, зачисляются на счет учреждений социального облуживания.


Социальное обслуживание основывается на принципах адресности, доступности, добровольности, гуманности, приоритетности предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации, конфиденциальности, профилактической направленности[4].

Адресность означает, что социальные услуги предоставляются не всем гражданам, находящимся в сложной жизненной ситуации, а лишь тем, которые наиболее в этом нуждаются (имеют доход ниже прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ, не способны к самообслуживанию в силу возраста или болезни, не имеют родственников и при наступлении других обстоятельств, установленных законом).

Доступность - реальная возможность гражданина, наделенного законом правом на определенный вид социального обслуживания, получить его, обратившись в организации социального обслуживания.

Добровольность. Социальное обслуживание осуществляется на добровольных началах, т.е. по волеизъявлению нуждающегося. Волеизъявление может выражаться в согласии на социальное обслуживание или отказе от него[5]. Согласие на социальное обслуживание лиц, не достигших 14 лет, и недееспособных дают их законные представители. При временном отсутствии законного представителя решение о согласии принимают органы опеки и попечительства.

Гуманность. При оказании социальных услуг работники учреждений социального обслуживания должны уважительно и гуманно относиться к получателям услуг.

Приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации. Приоритет оказания социальных услуг детям обусловлен социальной необходимостью защитить тех, кто не может этого сделать самостоятельно в силу возрастной недееспособности. Конфиденциальность социального обслуживания заключается в том, что сведения личного характера, ставшие известными работникам учреждений социального обслуживания при оказании социальных услуг, составляют профессиональную тайну. Работники, виновные в ее разглашении, несут ответственность в порядке, установленном законодательством. Профилактическая направленность социального обслуживания состоит в предупреждении таких неблагоприятных общественных последствий, вызванных трудной жизненной ситуацией, как рост преступности, беспризорность, обнищание.


1.2 Социальное обслуживание как проявление социальной функции российского государства.

Назначение социального государства, согласно Конституции РФ, состоит «…в проведении политики, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека[6]». Смысл принципа социального государства состоит в том, что оно стремится к некоторому уравнению людей в их социальном положении за счет перераспределения государственных доходов (прежде всего, поступлений от налогов), сглаживанию негативного эффекта от имеющегося в обществе социального расслоения.

Основные конституционные характеристики данного принципа:

1) цели государственной социальной политики - обеспечение достойной жизни и свободного развития человека. «Достойная жизнь – такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья его самого и его семьи»[7]. Свободное развитие - основанная на всеобщем равенстве возможность своими силами занять определенное место в обществе: получить образование, профессию, иметь возможность получать достойный заработок, соответствующий выполняемой работе, возможность содержать семью, возможность знакомиться с культурными ценностями и многое другое;

2) основные направления государственной социальной политики Конституция РФ также относит к основам конституционного строя.

Это:

- охрана труда и здоровья людей;

- установление гарантированного минимального размера оплаты труда;

- обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;

- развитие системы социальных служб;

- установление государственных пенсий, пособий;

- иные гарантии социальной защиты;

3) реальность существования социального государства напрямую зависит от его материальных возможностей создания условий для осуществления провозглашенных целей обеспечения достойной жизни и свободного развития. Государство, постоянно находящееся в нестабильной экономической и политической обстановке, не может обеспечить и гарантировать принцип социальной государственности. Поэтому «…закрепленная в российской Конституции констатация того, что Российская Федерация - социальное государство, остается пока, к сожалению, всего лишь фикцией и ее надо рассматривать как цель, программную установку, к которой должно стремиться наше государство» [8].