Файл: Анализ факторов и резервов улучшения использования трудовых ресурсов коммерческого банка (на примере ПАО "АК БАРС".pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 62
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Сущность организации труда персонала
1.2 Особенности содержания и организации труда персонала коммерческого банка
2 ИССЛЕДОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА ПЕРСОНАЛА В ПАО «АК БАРС» БАНК
2.1 Общая характеристика деятельности ПАО «АК БАРС» БАНК
2.2 Анализ организации труда в ПАО «АК БАРС» БАНК
2.3 Совершенствование организации труда в ПАО «АК БАРС» БАНК
Из таблицы 1.1 видно, что менеджеры по работе с персоналом должны учитывать все особенности работы персонала банка, напрямую влияющие на мотивацию труда персонала, и связанные с ней косвенно.
Рассмотрим эти факторы более подробно.
Факторы, непосредственно влияющие на мотивацию.
Труд в банке носит изначально коллективный характер. Практически все операции и услуги невозможно осуществить одним специалистом. Целесообразно стимулировать каждого работника таким образом, чтобы он осознавал, что собственное благополучие и уверенность в завтрашнем дне зависит от финансового состояния банка, его клиентов, имиджа. Этому способствует усиление групповой мотивации и её сочетание с индивидуальной.
Постоянное обновление (усложнение) спектра проводимых операций, внедрение новых компьютерных технологий для ускорения и упрощения проведения банковских операций.
Относительное сокращение заработков основной массы работников по сравнению с недавним периодом их деятельности.
Например, недостаточно хорошо проанализированная кредитная история заёмщика может обернуться банку большими убытками в случае его некредитоспособности. Высокая степень ответственности руководителей высшего и среднего звена управления коммерческого банка очевидна. Вся их работа в какой-то степени связана с рисками, а последствия их сказываются на банке в целом. Поэтому целесообразно стимулировать заинтересованность в максимально возможном безошибочном проведении операции и взвешенном принятии решений. Эффект от них, как правило, отражается на работе всего банка. Кроме того, необходимо поощрять принятие положительно результативных решений.
На характер, содержание и качество деятельности работников особое влияние оказывают специфические (особые) факторы в процессе труда. Так, на вопрос "Часто ли Вы ощущаете негативные психические состояния (стресс, сильное утомление, раздражительность и т.д.), связанные с Вашей работой?" ответ "достаточно часто" дает каждый третий операционист и руководитель, и каждый пятый специалист отдела. Негативные психические состояния наименее свойственны специалистам. Причина такого показателя в том, что работа специалиста отдела меньше связана с принятием ответственных решений (по сравнению с руководителями); и в меньшей степени имеет место работа с людьми, с наличными деньгами и т.д.
Из негативных факторов у специалистов на первом месте - неравномерная загруженность в течение дня (месяца, года); например, в период сдачи отчётности и подведения финансовых и экономических итогов работа специалистов более интенсивна, чем в течение года.
Ситуация осложняется такой особенностью, как постоянная работа с людьми, это особенно актуально для банка. Клиенты нередко в обычных операционистах видят главных исполнителей и инициаторов всех бед, которые не только "отняли" у них последние сбережения, но и развалили всю банковскую систему России.
Кроме специфических (особых) факторов, связанных с работой, на банковских работников действуют и последствия обычных, общих стрессовых явлений, свойственных всем россиянам. Это - угроза потерять работу, рост стоимости жизни, правовая и социальная незащищенность, опасность, связанная с повышенной криминальной ситуацией в стране (налеты, грабежи) и т.д. Отсюда непродуктивная психическая напряженность, эмоциональные срывы, нетерпимость, стремление любым способом снизить травмирующую силу напряженности. [9].
Действие специфических (особых) факторов, приводящее к возникновению у субъектов труда негативных психических состояний, отрицательно сказывается на эффективности и надёжности деятельности. Компенсация отрицательного влияния негативных функциональных состояний, имеющих место в деятельности персонала банков, осуществляется субъектами труда за счёт волевых усилий с подключением резервных возможностей.
Деятельность специалистов и операционистов, сопряженная с эпизодическим, непостоянным действием специфических факторов, может быть отнесена к особым условиям, после которых необходим отдых.
Факторы, косвенно влияющие на мотивацию труда.
Переориентация рынка банковских услуг с "рынка продавца" к "рынку покупателя". Если ещё десять лет назад на рынке банковских услуг России имела место почти полная монополия Государственного банка, то в настоящее время банки вынуждены бороться за каждого клиента. Главный инструмент повышения конкурентоспособности - деятельность человека, работника банка, начиная от операциониста и кончая его президентом. Все должны быть заинтересованы в качественном обслуживании клиентов, и главным мотивом будет процветание банка и повышение его конкурентоспособности, а значит, и улучшение благосостояния персонала.
Высокий уровень внутрибанковской специализации затрудняет комплексное решение проблем, координацию деятельности отделов ввиду узкой сферы ответственности. Целесообразным направлением управления персоналом в данном контексте может стать расширение и углубление связей между подразделениями не только в виде формализованных процедур.
Необходимо проводить подготовку, переподготовку и повышение квалификации персонала, чтобы максимально эффективно использовать этот самый ценный и важный ресурс. Чтобы помочь банку минимизировать расходы на повышение квалификации и переподготовку персонала и одновременно повысить эффективность внутрибанковской системы обучения предлагается вариант подготовки сотрудников банка на основе использования возможностей дистанционного.
Таким образом, наличие в рамках одного банковского учреждения совершенно разных по функциям и отраслевой принадлежности секторов, отделов, подразделений предполагает применение соответствующих методов мотивации, систем оценки персонала, подходов и принципов премирования и материального вознаграждения.
2 ИССЛЕДОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА ПЕРСОНАЛА В ПАО «АК БАРС» БАНК
2.1 Общая характеристика деятельности ПАО «АК БАРС» БАНК
Акционерный коммерческий банк «АК БАРС» (публичное акционерное общество) прошёл регистрацию ещё в 1993 году, после чего активно работает на финансовом рынке страны. Банк имеет в наличии все виды необходимых лицензий, на основании которых может оказывать более ста различных банковских услуг для частных и корпоративных клиентов.
В 2018 году у «АК БАРС» Банка насчитывалось уже свыше 3 миллионов частных лиц и более 70 тысяч юридических клиентской базы. Среди вкладчиков «АК БАРСа» крупнейшие экспортеры Республики Татарстан, предприятия нефтегазового и нефтехимического комплекса, машиностроительные, телекоммуникационные, строительные, химические, автотранспортные, торговые и агропромышленные предприятия.
На данный момент уставный капитал банка составляет 38 млрд. руб. Собственный капитал на 1 января 2019 г. составил 72 млрд. руб. Филиальная сеть «АК БАРС» Банка сегодня насчитывает 7 филиалов в Республике Татарстан, 18 филиалов в крупных городах России, 196 дополнительных офисов, 27 операционных касс, 15 операционных офисов, 1 передвижной пункт кассовых операций, а также дочернее АО РНКО «Нарат» в Саратове.
«АК БАРС» Банк является участником:
- Всемирного сообщества банковских телекоммуникаций
- «СВИФТ» Абонент информационно-дилинговой системы «Рейтерс Дилинг»
- (Reuters Dealing) ПАО «Московская биржа»
- Ассоциации Участников Вексельного Рынка (АУВеР)
- Член Банковской Ассоциации Татарстана
- Член Ассоциации Российских Банков- Ключевые зарубежные банки-корреспонденты «АК БАРС» Банка: JPMorgan Chase Bank NA (США)
- Commerzbank AG (Германия)
- UBS AG (Швейцария)
- The Bank of Tokyo Mitsubishi UFJ Ltd (Япония)
- Industrial and Commercial Bank of China (Китай)
- Turkiye Is Bankasi A.S. (Турция)
Основным и самым развитым направлением для «АК БАРСа» является обслуживание корпоративного бизнеса, которое включается в себя кредитование юридических лиц, открытие и ведение счетов, осуществление проектного финансирования и др. Следующим важным направлением для Банка можно определить розничные отношения. Инвестирование представляет собой процесс вложения банка в ценные бумаги, придерживаясь при этом стратегии оптимального соотношения риска и доходности.
Таким образом, «АК БАРС» Банк играет важную роль в развитии экономики, поддерживая ведущие области промышленности в регионе. АК БАРС входит в двадцатку крупнейших банков Российской Федерации и занимает 17-е место по активам, 16-е место по капиталу.
В городе Казань функционирует 41 отделение Банка «АК БАРС».
В них доступно 201 банкоматов, в которых всегда можно получить и внести наличные средства.
Большинство дополнительных подразделений банка «АК БАРС» в городе Казань принимают документы для рассмотрения вопроса кредитования, а также занимаются оформлением и выдачей кредитов населению.
Далее рассмотрим организацию труда на примере головного офиса банка, расположенного по адресу 420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Декабристов, д. 1.
2.2 Анализ организации труда в ПАО «АК БАРС» БАНК
Правовым актом, регулирующим социально-трудовые отношения в ПАО «АК БАРС» БАНК, является Коллективный договор ПАО «АК БАРС» БАНК разработанный в соответствии с ТК РФ, Федеральным законом от 12.01.1996 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».
Без нужных квалифицированных работников ни одна организация не может достичь целей и выжить в конкурентной борьбе. Рассмотрим основные данные и показатели, характеризующие персонал головного офиса ПАО «АК БАРС» БАНК.
Списочная численность работников головного офиса ПАО «АК БАРС» БАНК по состоянию на 31.12.2019 г. составила - 50 чел.
Качественный состав трудовых ресурсов головного офиса ПАО «АК БАРС» БАНК по уровню образования представлен в таблице 2.1.
Таблица 2.1 - Качественный состав трудовых ресурсов головного офиса ПАО «АК БАРС» БАНК по уровню образования
Образование |
2016год |
2017год |
2018год |
Изменение 2018г. к 2017г. |
||
Чел. |
Чел. |
Чел. |
% |
Чел. |
% |
|
Высшее |
34 |
31 |
31 |
62 |
0 |
100,0 |
Средне-специальное |
9 |
7 |
8 |
16 |
1 |
114,3 |
Незаконченное высшее |
4 |
4 |
3 |
6 |
-1 |
75,0 |
ИТОГО |
41 |
44 |
50 |
100 |
6 |
113,6 |
Уровень профессиональной подготовленности определяется специальной подготовкой и стажем практической работы.
Структура трудовых ресурсов головного офиса ПАО «АК БАРС» БАНК по уровню образования представлен на рисунке 2.2.
Анализ показывает, что на предприятии преобладают работники с высшим образованием – 62%, т.к. это условия является приоритетным при приёме на работу в банк. Также имеются работники с незаконченным высшим образованием - 6%.
Изучая кадровый потенциал предприятия и его работников, нельзя упустить из внимания такой показатель как трудовой стаж работников на данном предприятии. Этот показатель говорит о стабильности работы, как целом организации, так и службы управления персоналом. Высокий процент лиц, отработавших в банке более года скажет, что условия труда соответствуют ожиданиям работников. Анализ данного показателя выразим в виде таблице 2.2, представленной ниже.
Таблица 2.2 - Качественный состав по трудовому стажу
Стаж |
2016год |
2017год |
2018год |
Изменение 2018г. к 2017г. |
||
Чел. |
Чел. |
Чел. |
% |
Чел. |
% |
|
0-5 лет |
1 |
1 |
1 |
2.8 |
0 |
117.8 |
5-10 лет |
6 |
7 |
8 |
15.3 |
1 |
116.7 |
10-20 лет |
19 |
21 |
25 |
49.2 |
3 |
116.2 |
Свыше 20 лет |
15 |
15 |
16 |
32.8 |
1 |
109.6 |
ИТОГО |
41 |
44 |
50 |
100 |
6 |
113.6 |
Наглядно структура персонала головного офиса ПАО «АК БАРС» БАНК по трудовому стажу представлена на рисунке 2.1.
Рисунок 2.1 - Структура трудовых ресурсов головного офиса ПАО «АК БАРС» БАНК по трудовому стажу в 2018г.
Что касается стажа сотрудников, то необходимо отметить, что значительная доля работающих обладает длительным стажем работы – в совокупности, сотрудников, имеющих трудовой стаж от 5 до 10 лет на предприятии – 49,2%.