Файл: Сравнительный анализ теорий конкуренции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 85

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Инновационная функция конкуренции обнаруживается в различных проявлениях новаторства (нововведений), которые опираются на достижения научно-технического прогресса и предопределяю динамизм фактического развития субъектов рыночной экономики.

Адаптационная функция нацелена на рациональное приспособление предприятий (фирм) к условиям внутренней и внешней среды. Это позволяет им переходить от простого самосохранения (экономического выживания) к экспансии (расширению) сфер хозяйственной деятельности.

Распределительная функция конкуренции оказывает прямое и косвенное воздействие на распределение суммарного объема произведенных благ (валового национального продукта) среди потребителей.

Контролирующая функция конкуренции призвана не допустить установления монополистического диктата одних агентов рынка над другими. Реализация данной функции осуществляется через мероприятия по формированию, оценке и регулированию конкурентной среды.

Многообразие проявлений экономической конкуренции обуславливает несколько основных тенденций дальнейшего развития конкуренции на макроуровне. Это, во-первых, усиление интенсивности конкуренции среди продавцов; во-вторых, диверсификация предпринимательской деятельности; в-третьих, смещение приоритетов в сторону неценовой конкуренции; в-четвертых, расширение национальной сферы деятельности предприятий; в-пятых, глобализация конкуренции. Следует отметить, что смещение приоритетов в сторону неценовой конкуренции не является тенденцией, ярко выраженной в Узбекистане, а в большей степени она характерна для стран с высоким уровнем развития рынка.

В качестве наиболее важной тенденции развития конкуренции на микроуровне в настоящее время является сочетание конкуренции и кооперации. Возникновение данного парадокса обусловлено переходом рынка в постиндустриальную и информационную эпоху, когда происходит снижение роли ценовой конкуренции и усиление значения неценовой конкуренции, выпускаемые товары становятся более разнообразными. Кроме того, обновление предлагаемых фирмами - производителями моделей происходит более часто, создаваемые изделия обладают более высокими потребительскими свойствами. В такой ситуации идея борьбы за долю рынка становится менее важной, чем внутрифирменная конкуренция. Такая конкуренция подталкивающая предприятия к улучшению потребительских качеств продукции, совершенствованию технологии и т.д.


Наиболее преуспевающими в этом случае оказываются фирмы, которым удается создать атмосферу внутренней конкуренции, состязательности между различными подразделениями и даже отдельными сотрудниками внутри фирмы. Желание предпринимателей уменьшить риск и увеличить прибыль привело к усилению межотраслевой конкуренции в форме перелива капитала. Это способствовало возникновению многоотраслевых предприятий - конгломератов и финансово-промышленных групп[8]. Таким образом, происходит активное развитие межотраслевых хозяйственных связей и усиление роли регионов в экономике.

Тенденция обуславливает рост значения такой сферы экономических отношений как мезоэкономика, и ведет к развитию нового уровня проявления конкурентных отношений - конкуренции на мезоэкономическом уровне. Многоуровневый характер является важной чертой современной конкуренции. При этом развитие конкурентных отношений на мезоуровне может рассматриваться как одна из наиболее актуальных тенденций развития конкуренции в стране сегодня.

Предметом конкуренции является товар или услуга. Посредством их фирмы-соперники стремятся завоевать признание и деньги потребителя. В широком смысле это удовлетворение определённой потребности. Следует отметить, что фирма, видящая например, свою цель в производстве каких-то либо товаров, и фирма, преследующая цель удовлетворения потребностей населения в в этих товарах, будут не только по-разному оперировать на рынке и развиваться, но и иметь различных конкурентов.

Таким образом, узкое понимание предмета конкуренции ведет к выявлению конкурентов, производящих товары аналоги либо товары-заменители (субституты). Широкое же понимание приводит к увеличению числа конкурентов. В данном случае действуют все те, кто может удовлетворить данную потребность или товарами, или услугой. Также путем «перевода ее в какую-то иную потребность», или вообще исключением её из жизнедеятельности потребителя.

Объектом конкуренции является потребитель. В этом качестве он имеет возможность сказать свое последнее и решающее слово на рынке. Именно это разделение «предмета» и «объекта» показывает, что в конкурентной борьбе не одна, а две сферы воздействия: с одной стороны, товар (предмет), а с другой потребитель (объект). Значит, существует различные методы и формы конкурентной борьбы и различное их влияние.

В современной экономической теории имеются следующие формы конкуренции[9].


1. По отношению к отрасли. Внутриотраслевая конкуренцияборьба между производителями одного вида товаров за наиболее выгодные условия их производства и сбыта. Ведёт к образованию единой рыночной цены на товар, а также к повышению производительности труда на предприятии. Является стимулом к техническому прогрессу.

Межотраслевая  – характеризуется борьбой между предприятиями различных отраслей экономики за получение более высокой нормы прибыли на свой капитал, за его выгодное вложение. Она ведёт к процессу стихийного перелива капитала из отрасли в отрасль, приводит к тому, что производители покидают отрасли с низкой нормой рентабельности и устремляются в отрасли с более высокой. В ряде отраслей производство сокращается – спрос начинает превышать предложение – рыночная цена повышается – норма прибыли поднимается до среднего уровня. В итоге происходит выравнивание нормы прибыли и образование средней прибыли, то есть равной прибыли на равный капитал, вложенный в отрасль.

2. По отношению к товарам. Предметная это конкуренция между товарами одной ассортиментной группы, между аналогичными товарами, удовлетворяющими одну и ту же потребность. Товары, как правило, различаются только качеством изготовления. При конкуренции между товарами заменителями (товары-субституты) возникает функциональная конкуренция. Любую потребность можно удовлетворить разнообразными способами (например, для занятия туризмом могут подойти лодки, велосипеды, автомобили и т. д.).

3. По степени интенсивности. Привлекательная конкуренция – в данном сегменте субъект качественнее удовлетворяет свои потребности или получает больше прибыли, чем в другом сегменте. Если действия субъекта конкуренции поддерживают конкурентную среду в данном сегменте рынка, то это будет показывать на умеренную конкуренцию. В случае если субъект поглощает, уничтожает или вытесняет объект из данного сегмента («война всех против всех») то налицо признаки ожесточённой конкуренции.

Использование цены в качестве инструмента конкурентной борьбы зависит от содержания, царящей на рынке конкуренции. В зависимости от способов реализации стратегических целей предприятия выделяют два вида конкуренции: ценовую и неценовую.

Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров или предложение услуг по ценам более низким, чем у конкурентов. Цены могут быть снижены за счет сокращения издержек производства и реализации или путем уменьшения нормы прибыли, включаемой в цену продукции.


К видам ценовой конкуренции относятся:

1) конкуренция между фирмами, реализующими идентичные товары, пытающимися за счет установления предельно низких цен вытеснить остальных продавцов и обеспечить тем самым наибольший сбыт;

2) конкуренция между покупателями одной отрасли, которая приводит к увеличению спроса на продукцию и, следовательно, повышению цен на предлагаемые товары. Оценивая затраты, которые покупатель может понести за право удовлетворения собственной потребности в продукте, продавец повышает цену данного товара;

3) конкуренция между покупателями и продавцами: покупатели предпочитают купить товар подешевле, продавцы хотят продать его подороже. Итог этой конкурентной борьбы во многом зависит от соотношения сил конкурирующих сторон;

4) межотраслевая конкуренция, т. е. соревнование предприятий различных отраслей, выпускающих товары-субституты. Развитие такой конкуренции может вызывать как понижение, так и повышение цен на рынке. Регулирующим элементом при этом выступает цена товара-субститута.

Ценовая конкуренция восходит к тем далеким временам свободного рыночного соперничества. Даже однородные продукты предлагались на рынке по самым разным ценам. Понижение цены было той основой, с помощью которой промышленник (торговец) выделял свой продукт, привлекал внимание к нему и, в конечном счете, завоевывал себе желаемую долю рынка.

Когда рынки монополизированы, разделены между собой незначительным числом больших компаний, захвативших ключевые позиции, производители стремятся как можно дольше удерживать цены неизменными, чтобы, целенаправленно снижая себестоимость и расходы на маркетинг, обеспечить возрастание прибыли, ее максимизацию.

Механизм ценовой конкуренции действует следующим образом. Компания-производитель устанавливает на свою продукцию цены ниже рыночных. Конкуренты, не имеющие способности последовать данной инициативе, не могут удержаться на рынке. Они уходят с него либо разоряются. Однако постоянно находится конкурент, который выведет фирму из сложного положения, переживет «войну цен» и дождется нового повышения цен на продукцию. Таким образом, на выигрыш может рассчитывать лишь та компания, которая имеет более стабильное положение на рынке по сравнению с конкурентами. Если же конкурирующие компании находятся в приблизительно равных условиях, то «ценовая война» не просто расточительна, но и бессмысленна.

При скрытой ценовой конкуренции компании вводят новый продукт со значительно улучшенными потребительскими качествами, а цену поднимают непропорционально. Основное условие ведения удачной конкурентной борьбы с помощью цен – неизменное улучшение производства и понижение себестоимости. Выигрывает лишь тот предприниматель, который обладает резервом снижения издержек производства.


Вплоть до середины XX в. из двух видов конкуренции во всем мире заметно преобладал ценовой. В настоящее время ситуация изменилась, и на первые роли вышла неценовая конкуренция. В основе неценовой конкуренции лежит не уровень цены, а качество товара (срок службы, производительность, надежность). Появление данного метода конкурентной борьбы обусловлено усложнением запросов потребителей в силу роста уровня их доходов, расширением объемов рынка, ускорением научно-технического и технологического прогресса.

Основными формами неценовой конкуренции являются следующие.

1. Дифференциация продукта. Увеличивает ассортиментное разнообразие и позволяет предложить покупателям всевозможные по типу, стилю, марке, качеству продукты и сервисы. Анализируя предпочтения потребителей, товаропроизводитель может легко завоевать свою нишу на рынке. В то же время данный метод, доведенный до крайней степени собственного проявления, сбивает покупателя с толку, усложняя процесс выбора. Достаточно часто предпочтение одним товарам перед другими отдается исходя не из реальных качественных и потребительских параметров продукта, а из цены как наилучшего показателя свойств предлагаемых продуктов и услуг.

2. Улучшение качественных и потребительских параметров товара. Совершенствование качественных черт либо потребительских параметров продукта обеспечивает компании расширение рынка реализации товаров и вытеснение конкурентов. В целях сохранения присутствия на рынке остальные фирмы вынуждены соответствовать заданному уровню. Данная форма оказывает позитивное воздействие на экономику: содействует развитию научно-технического прогресса не только в сфере потребительских продуктов, но и в области ресурсного и материально-технического обеспечения.

3. Реклама. Компании с помощью рекламы доносят до покупателей информацию о потребительных свойствах продуктов, формируют доверие к собственной товарной, ценовой, сбытовой политике, стремясь сделать благоприятным образ компании. Основная цель рекламы – стимулирование сбыта путем приспособления потребительского спроса к продукту.

2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ МОДЕЛЕЙ КОНКУРЕНТНЫХ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР