Файл: Управление инновационным проектом в сфере образования (Система управления инновационными проектами: сущность, функции, структура).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 131

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В соответствии с традиционными функциональными областями управления проектом, согласно методологии СОВНЕТ, в модели системы управления проектами представлены следующие функциональные области: управление предметной областью проекта, управление проектом по временным параметрам, управление стоимостью в проекте, управление качеством в проекте, управление рисками в проекте, управление персоналом в проекте, управление коммуникациями в проекте, управление контрактами в проекте, управление изменениями в проекте и т. д. [8] Отметим, что характеристика функциональных областей управления проектом дается в зависимости от стадий процесса управления, которые включают инициацию проекта и его частей, планирование работ проекта и его частей, организацию и контроль выполнения работ проекта и его частей, анализ и регулирование хода работ проекта и его частей, закрытие проекта и его частей.

Совершенствование процессов управления инновационными проектами связано с описанием общих принципов проектного управления, значимых для формирования внутренней системы управления (гибкости, учета фактора времени, комплексности, учета неопределенности инновационных работ, учета их творческого характера, селективного управления, полноты цикла управления проектами, обеспеченности ресурсами); формирования карты процессов управления проектами (см. табл. 8); подробного описания процессов управления проектами, осуществления управленческого контроля на всех стадиях (от инициации до завершения) за счет использования единой методологии управления функциональными областями проектов; введения комплекса организационных, методических, информационных средств, формализующих и поддерживающих процессы управления проектами [5].

Управление предметной областью проекта. На стадии инициации проекта осуществляется разработка его концепции. На стадии планирования осуществляется определение необходимых объемов работ по проекту, планирование их выполнения. На стадии организации и контроля осуществляется управление изменениями объемов работ, управление временем, продолжительностью проекта. На стадии анализа и регулирования обеспечивается согласование, распределение и увязка работ, событий во времени в процессе развития проекта по последовательным стадиям его осуществления с помощью операций прогнозирования, планирования времени, составления графиков и контроля выполнения работ согласно указанным графикам.

Управление проектом по временным параметрам. На стадии инициации проекта в целях повышения эффективности результатов рекомендуется в процессе использования архивов предыдущих, реализованных проектов (сопоставимых по масштабу с текущим) разработать план управления проектом по вехам. На стадии планирования, на основе определения работ проекта (WBS) были уточнены временные параметры проекта, определены основные ресурсы, необходимые для реализации проекта. На стадии организации и контроля решениями команды управления проектом была осуществлена разработка модифицированного расписания работ проекта, в том числе с учетом наступления рисковых событий. На стадии анализа и регулирования целесообразно сформировать исполнительный календарный график работ, использование которого при реализации последующих проектов позволит оптимизировать выполняемую деятельность.


Управление стоимостью и финансированием проекта. На стадии инициации в целях повышения эффективности результатов проекта рекомендуется разработка укрупненного графика финансирования проекта, предусматривающего несколько сценариев развития событий. На стадиях планирования, организации и контроля целесообразно на основании структурной декомпозиции работ, а также анализа архивов предыдущих, реализованных проектов (сопоставимых по масштабу с текущим) произвести оценку стоимости работ, разработать и утвердить бюджет проекта. На стадии анализа и регулирования рекомендуется произвести окончательные расчеты с участниками в порядке приоритета. В зависимости от лояльности к команде проекта стейкхолдеров возможна следующая схема расчета: 100% расчет с внешними организациями; выплата базовой и премиальной части вознаграждения привлеченным в проект сотрудникам из непрофильных подразделений образовательной организации высшего образования; выплата вознаграждения сотрудникам из числа профессорско-преподавательского состава - членам команды проекта рекомендуется производить после завершения проекта, то есть принятия и утверждения заказчиком отчета о его реализации. Это позволит замотивировать членов команды проекта к долговременной и качественной работе над проектом в течение всего периода его реализации от запуска до закрытия.

Управление качеством проекта. На стадии инициации проекта осуществляется формирование концепции управления качеством. На стадии планирования происходит определение критериев и параметров качества, а также мероприятий, необходимых для обеспечения заданных параметров качества на протяжении всего проекта На стадии организации и контроля реализуется комплекс мероприятий по обеспечению заданных параметров качества. На стадии анализа и регулирования осуществлялся анализ состояния и обеспечения качества по заданным критериям и параметрам.

Управление рисками в проекте. В целях управления рисками инновационных проектов на стадии инициации проекта была осуществлена оценка рисков проекта, определены источники рисковых событий, проведено ранжирование рисков. На стадиях планирования, организации и контроля определены меры предотвращения наступления рисков по каждому из возможных событий. На стадии анализа и регулирования осуществлялись дополнительная идентификация и анализ рисковых событий, что позволило оперативно принимать решения в соответствии с предложенными методами реагирования. В рамках деятельности по оценке результативности проекта на стадии закрытия проекта важным являлось документирование наступивших рисков и фактических методов их преодоления


Управлением персоналом в проекте. На стадии инициации проекта осуществляется разработка концепции управления персоналом. На стадии планирования осуществляется планирование распределения ролей и функциональных взаимоотношений между участниками с целью практического воплощения задач проекта. На стадии организации и контроля обеспечивается подбор кадров и формирование команд проекта, происходит делегирование полномочий участникам проекта для достижения целей проекта. На стадии анализа и регулирования осуществляется оценка деятельности команд проекта.

Управление коммуникациями в проекте. На стадии инициации проекта осуществляется разработка концепции обеспечения участников и процессов проекта информацией. На стадии планирования определяется система коммуникаций, включая каналы связи, накопление данных, обмен и актуализацию данных, ведение баз данных, распределение информации по потребителям. На стадии организации и контроля осуществляются организация и контроль информационной поддержки, в том числе с использованием информационных технологий. На стадии анализа и регулирования происходит оценка эффективности использования каналов связи, способов накопления данных, методов обмена и актуализации данных, ведения баз данных, распределения информации по потребителям.

Управление контрактами в проекте. На стадии инициации проекта разрабатывается концепция управления закупками. На стадии планирования осуществляется планирование приобретения товаров, продукции и услуг по проекту от внешних организаций-поставщиков для материально-технического обеспечения проекта. На стадии организации и контроля осуществляется заключение контрактов и их ведение. На стадии анализа и регулирования происходит учет, доставка, приемка и хранение товара, обеспечивается их учет и контроль. На стадии завершения проекта - осуществляется закрытие контрактов.

Управление изменениями в проекте. На стадии инициации необходимо принять решение о принципах интеграции изменений в план реализации вузом проекта. Как правило, необходимо в полном объеме принимать изменения, высказываемые заказчиком (внешние факторы); а также обеспечивать принятие изменений при условии сохранения заданного качества работ, выполнения показателей и индикаторов проекта. На стадии планирования организации и контроля рекомендуется осуществить планирование способов и механизмов интеграции изменений в план реализации вузом проекта. На стадии анализа и регулирования необходимо осуществить сбор запросов на внесение изменений, а также произвести реализацию изменений в проект. В завершении работ на данной стадии необходимо задокументировать запросы на изменения и принятые по ним решения. Использование данного раздела архива проекта при реализации последующих работ позволит оптимизировать выполняемую деятельность.


Управление безопасностью в проекте. На стадии инициации проекта осуществляется разработка концепции безопасности для образовательной организации, здоровья работников и окружающей среды. На стадии планирования происходит планирование обеспечения безопасности с учетом предполагаемых рисков и угроз проекта. На стадии организации и контроля осуществляется обеспечение безопасности с учетом предполагаемых рисков и угроз проекта. На стадии анализа и регулирования осуществляются оценка безопасности проекта в целом, анализ значимости и приоритетности рисков и угроз.

Горизонтами управления, характеризующими иерархичность временных периодов, в рамках которых рассматриваются задачи управления проектом, относящиеся к разным объектам и субъектам управления, являются стратегический (охватывающий весь жизненный цикл проекта), годовой, квартальный, оперативный уровни управления.

Таким образом, совершенствование методологии управления проектами связано с внедрением единых стандартов, регламентирующих роли в проекте, классифицирующих проекты, обеспечивающих унификацию процессов управления проектами, формирующих единые шаблоны документов по управлению проектами.

Модернизация инфраструктуры управления предполагает совершенствование информационной системы управления проектами и создание «проектного офиса».

Совершенствование информационной системы управления проектами предполагает автоматизацию проектной деятельности. Для развития системы управления проектами важно осуществить отбор и экспертную оценку имеющихся автоматизированных систем управления проектами, исходя из особенностей проектов, реализуемых образовательной организацией. Рынок современного программного обеспечения по управлению проектами представлен широким спектром продуктов, различающихся степенью удовлетворения требований к управлению проектами [10, 94].

Разработка требований к информационной системе, ее выбор и внедрение как средства управления проектами может являться предметом отдельного исследования. Укажем, что применение этих технологий способствует своевременной реализации проектов в рамках выделенных бюджетов и с требуемым качеством, обеспечивает стандартизацию методов и технологий управления проектами.

Проектный офис - это подразделение, которое осуществляет аккумулирование данных о ходе выполнения проектов, обеспечивает координацию деятельности руководителей проектов для перехода от управления отдельными проектами к управлению проектной деятельностью вуза в целом [6, с. 63-66]. Создание проектного офиса обеспечивает поддержку выполнения проектов на разных уровнях управления в организации за счет внедрения единой методологии, стандартов, процедур и шаблонов, консультационной и административной поддержки руководителей проектов, поддержки процессов мульти-проектного планирования и координации проектов; подготовки аналитической и обобщенной отчетности для руководства образовательной организации, назначение персональных менеджеров, ответственных на нормативное, экономическое, организационное представление интересов коллектива во внешней среде, способствует реализации вузами актуальных работ, отвечающих основным направлениям модернизации и технологического развития Российской Федерации [5].


Таким образом, развитие системы управления инновационными проектами в университете как процесс совершенствования методологии управления проектами, а также модернизации инфраструктуры управления проектами позволит обеспечить формирование единых подходов к данному процессу, системное понимание всего спектра вопросов, касающихся проектного управления, и в целом повысит эффективность управления инновационными проектами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Важнейшим фактором модернизации современной системы высшего образования Российской Федерации является обоснование апробации новых моделей и механизмов управления образовательными организациями. Одним из них является проектное управление. Причем в условиях постоянного увеличения количества и сложности реализуемых вузами инновационных проектов возникает необходимость развития системы управления проектами.

В исследовании доказано, что система управления инновационными проектами представляет собой совокупность методологических подходов (системный, функциональный, маркетинговый, нормативный, поведенческий, процессный, динамический, интеграционный), принципов (гибкости, учета фактора времени, комплексности, учета неопределенности инновационных работ, учета их творческого характера, селективного управления, полноты цикла управления проектами, обеспеченности ресурсами) и механизмов управления инновационными проектами, которые обеспечивают эффективную реализацию инноваций в образовательной, научной, международной, экономической и иных видах деятельности образовательной организации.

Установлено, что особенности управления инновационными проектами в образовательной организации высшего образования связаны со специфическими характеристиками субъектов управления, объектов управления, процессов управления. Основываясь на поликритериальных подходах, предложена характеристика основных видов инновационных проектов, реализуемых в образовательных организациях, по следующим параметрам: по предмету изменений, по степени новизны, по масштабу преобразований, по срокам реализации, по источникам финансирования, по типу заказчика.

Объектом исследования выступало Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «МФПУ Университет», результаты деятельности которого в образовательной, научной, финансово-экономической, социальной, управленческой сферах, а также успешный опыт осуществления значительного количества проектов различного уровня и направленности свидетельствуют о наличии внутренних и внешних ресурсов для эффективной реализации системы инновационных проектов и программ.