Файл: Управление инновационным проектом в сфере образования (Система управления инновационными проектами: сущность, функции, структура).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 128

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Реализация принципа полноты цикла управления проектами предполагает замкнутую упорядоченность составных частей проекта как системы, необходимость описания полного цикла каждого этапа формирования и реализации проекта.

Реализация принципа обеспеченности ресурсами предполагает, что все мероприятия, предусмотренные в проекте, обеспечиваются различными видами необходимых для его реализации ресурсов: финансовых, информационных, материальных, трудовых.

Выделим и представим характеристику основных функций системы управления проектами: планирование, организация, контроль, мотивация, оперативное управление [13].

1. Планирование как функция управления проектами включает определение стратегий, политики, процедур для реализации проекта. Основная цель планирования - интеграция участников проекта для выполнения комплекса работ, обеспечивающих достижение конечных результатов проекта. Планирование является основой контроля, учета и оперативного управления. Планирование связано с предварительной проработкой и выбором прогнозных решений по реализации проекта в условиях различных альтернатив, базирующихся на знании предметной области и возможных рисков реализации проекта. Планирование включает разработку концепции проекта, выбор стратегических решений выполнения проекта и разработку его деталей, включая составление конкретных предложений, заключение контрактов, выполнение работ. Принятые в процессе планирования решения должны обеспечить реализуемость проекта в заданные сроки и минимальной стоимостью и затратами ресурсов и при высоком качестве выполнения работ.

2. Организация как функция управления проектами представляет собой процесс упорядочения, согласование взаимодействия элементов проекта. Применительно к управлению проектами организация рассматривается как одна из основных функций и как организационная форма деятельности. Она представляет собой совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между элементами проекта.

3. Контроль жизнедеятельности проекта - функция управления проектом, включающая процессы наблюдения за ходом реализации проекта с целью проверки соответствия фактического выполнения запланированным показателям, предусмотренным планами, контрактами, соглашениями и т. д. Функция контроля проекта выполняется на всех его фазах и во всех его подсистемах, и включают контроль издержек, контроль сроков и продолжительности работ, контроль качества, контроль рисков, контроль бюджета проекта, контроль выполнения решений, контроль материально-технических запасов по проекту и т. д.


4. Мотивация как функция управления проектом связана с побуждением в личности желания работать для достижения целей организации при одновременной реализации его собственных целей. Ее реализация связана с обеспечением необходимости создания таких технологий мотивации, которые позволят успешно выполнить основные виды работ по проекту, используя средства материального и морального стимулирования, обеспечивая заинтересованность персонала в труде, формируя потребность в трудовой активности и удовлетворенности от нее.

5. Оперативное управление - одна из основных функций управления проектом, реализация, которой позволяет эффективно осуществлять процесс практического воплощения программ и проектов в каждой из областей деятельности образовательной организации, произвести оценку изменений и анализ результатов, а также осуществить сравнение достигнутых результатов с поставленными целями.

Выделение функций управления проектом позволяет исследователям, в том числе, осуществить комплексный анализ процессов управления проектом.

Таким образом, система управления инновационными проектами представляет собой совокупность подходов, принципов, которые обеспечивают эффективную реализацию инноваций в деятельности организации.

1.2. Особенности управления инновационными проектами в образовательной организации высшего образования

Современная система высшего образования Российской Федерации находится в условиях глубокой модернизации [9, с. 81]. Инновационные процессы в высшем образовании обусловлены необходимостью поиска и обоснования «точек роста» в образовательной, научной, международной, финансово-экономической, кадровой и инфраструктурной сферах деятельности образовательных организаций. В качестве действенного механизма реализации инновационных процессов в российских университетах в современных условиях выступают инновационные проекты [12].

Для выявления особенностей управления инновационными проектами в образовательной организации высшего образования рассмотрим сущность и признаки инновационных проектов, обозначив приоритетные сферы инновационной деятельности вуза и обосновав специфику инициации планирования, организации, контроля, анализа и регулирования проектной деятельности.


Особо отметим, что инновационный проект позволяет значительно расширить «ролевой репертуар основных субъектов педагогического процесса - студентов и преподавателей» [14, с. 69], которые в качестве участников проекта могут выступать в следующих ролях:

- заказчиков, использующих результаты проекта (инновационные продукты, образовательные или иные услуги);

- заинтересованных сторон, которые вовлечены в проект и оказывают влияние на его ход и результаты;

- менеджера проекта, осуществляющего управление проектом (управление предметной областью проекта, управление проектом по временным параметрам, управление стоимостью в проекте, управление качеством в проекте, управление рисками в проекте, управление персоналом в проекте, управление коммуникациями в проекте, управление контрактами в проекте, управление изменениями в проекте и т. д.) для обеспечения достижения поставленных целей;

- членов команды управления проектом, которые обеспечивают реализацию деятельности по управлению работами;

- членов команды проекта, характеризующихся компетенциями в той или иной предметной области и осуществляющих выполнение работ по проекту.

Отметим дополнительно, что, характеризуя инновационные проекты в образовании, следует учитывать их базовое основание, а также уровень значимости [6, с. 31-35]:

- инновационные проекты, основанием которых служат образовательные идеи и действия, которые являются объективно новыми, ранее неизвестные;

- инновационные проекты, основание которых составляют адаптированные или переоформленные идеи и действия, приобретающие актуальность в данной среде и в данное время;

- инновационные проекты, возникающие в связи с повторной постановкой целей в измененных условиях, при которых возобновляются ранее существовавшие действия по реализации уже применявшихся идей.

По уровню значимости инновационные образовательные проекты делят на следующие группы:

- модернизационные, когда имеющийся продукт кардинально не изменяется, а повышается его эффективность;

- новаторские, когда новый продукт существенно отличается от прежнего в результате добавления новых качеств;

- опережающие, когда появляются ранее не существовавшие продукты, выполняющие прежние или новые функции.

Исходя из указанного выше, мы предлагаем осуществить характеристику основных видов инновационных проектов, реализуемых в образовательных организациях, по следующим параметрам: по предмету изменений, по степени новизны, по масштабу преобразований, по срокам реализации. В исследовании мы опираемся на поликритериальные подходы, наиболее распространенные в технологии управления проектами. При характеристике конкретных видов проектов мы основывались на описаниях, предложенных В. А. Луковым, Г. А. Луке, И. И. Мазуром, В. Д. Шапиро, Н. Г. Ольдерогге, А. В. Половниковым и др. [11].


Характеризуя инновационные проекты по предмету изменений, следует выделить следующую их направленность:

- инновационные проекты в сфере образования как результаты инновационной деятельности в виде новых образовательных курсов, направлений (профилей) подготовки и программ повышения квалификации и переподготовки кадров, новых технологий образования;

- инновационные проекты в научно-технической сфере как результаты инновационной деятельности в виде новых технологий, образцов новой техники, материалов, изделий, научно-технических услуг и иной наукоемкой продукции;

- инновационные проекты в сфере управления образовательными организациями как результаты инновационной деятельности в виде новых технологий управления видами деятельности и бизнесом.

Подобная дифференциация инновационных проектов является традиционной и отражает общую их направленность. Анализ показал, что вузами реализуются инновационные проекты, как в сфере образования, так и научно-технической и управленческой. Особую поддержку со стороны органов управления высшим образованием получают инфраструктурные проекты, в том числе связанные с формированием и развитием университетских кампусов.

Дифференцируя инновационные проекты по степени новизны, можно выделить модифицирующие и радикальные.

Модифицирующие инновационные проекты направлены на усовершенствование, частичное изменение некоторых компонентов образовательной системы, реализуемой в вузе (образовательные программы, методики профессионального образования, управление качеством образования).

Радикальные инновационные проекты связаны с использованием принципиально новых идей и технологий, не имевших ранее аналогов. Примерами подобных инновационных проектов являются сетевое и электронное образование - новые формы реализации образовательных программ, а также научно-технические разработки, ориентированные на получение принципиально новых продуктов и технологий, перспективные для коммерческого использования. Радикальные инновационные проекты характеризуются сложностью и трудоемкостью процесса освоения новшества, сложностью прогнозирования рисков. Специфика радикальных инновационных проектов в вузах связана с небольшими объемами финансирования и краткими сроками, а больше всего - с рисками, относящимися непосредственно к научно-техническому развитию.

Различая инновационные проекты по масштабу преобразований, определяемому по числу охватываемых преобразованием компонентов образовательной системы, а также по степени вовлеченности в его осуществление субъектов образовательного процесса, выделяют локальные, модульные и системные проекты.


Локальные инновационные проекты предусматривают небольшие изменения модифицирующего характера в отдельных компонентах образовательной системы, отражающие специфические цели и задачи образовательной организации.

Модульные инновационные проекты предусматривают целостные изменения какой-то подсистемы образовательной организации.

К системным инновационным проектам относят те, которые предполагают перестройку всей педагогической системы образовательной организации под какую-то общую идею, концепцию. Специфика системных инновационных проектов в высшем образовании такова, что инициатором их разработки и реализации выступает Министерство образования и науки Российской Федерации. Примерами таких инновационных проектов могут служить проект модернизации педагогического образования, проект создания опорных университетов, проект формирования сети федеральных и национальных исследовательских университетов.

Характеризуя инновационные проекты по продолжительности, следует выделить краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные проекты.

Краткосрочные проекты преимущественно ориентированы на оперативное решение конкретных сверх-актуальных задач, они применяются, когда для достижения поставленной цели необходимо добиться выигрыша во времени или действовать в условиях чрезвычайной ситуации. Особенностью краткосрочных проектов являются сжатые сроки реализации (от нескольких дней до 1 года), которые приоритетны по отношению к стоимости проекта.

Среднесрочные проекты предполагают ориентацию на более длительные сроки исполнения (от 1 года до 3 лет) и достаточно часто рассматриваются в качестве компонентов среднесрочных программ.

Долгосрочные проекты существуют на протяжении длительного времени. Они предусматривают значительные системные преобразования, достаточно сложны для разработки, которая должна строиться с учетом долгосрочного прогноза. С учетом данного обстоятельства при проектировании они могут разбиваться на последовательные этапы, ближайшие из которых разрабатываются подробно, а отдаленные - в обобщенной форме, часто на концептуальном уровне. Долгосрочность проекта может быть и приобретенным признаком, что зависит от того, насколько эффективно результаты проекта удовлетворяют запросам заказчиков проекта.

Таким образом, характеризуя виды и специфику инновационных проектов, реализуемых в образовательных организациях высшего образования, следует отметить, что, несмотря на их разнообразие, все они работает на обеспечение задач инновационного развития университетов: достижение нового качества профессионального образования, позволяющего осуществлять подготовку специалистов, востребованных инновационной экономикой; формирование эффективной структуры высшего образования в Российской Федерации, способной удовлетворить текущие и перспективные запросы потребителей образовательных услуг; повышение конкурентоспособности российских вузов в мировом образовательном пространстве. Следует отметить, что в исследовании, прежде всего, рассмотрены характеристики проектов, которые оказывают существенное влияние на методы осуществления управленческой деятельности.