Файл: Управление инновационным проектом в сфере образования (Система управления инновационными проектами: сущность, функции, структура).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 122

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Переход Российской Федерации на инновационный путь развития [4] требует формирования эффективной национальной инновационной системы, ведущую роль, в становлении которой призваны сыграть высшие учебные заведения.

Актуальность темы. Модернизация высшего образования, осуществляемая в соответствии с приоритетными задачами социально-экономического развития России, требует не только обновления содержания и технологий профессионального образования, но и в целом формирования качественно новой системы управления университетами. Формулируя ее основные задачи, исследователи [7] акцентируют внимание на сохранении и развитии инновационного потенциала как стратегического ресурса университетов; привлечении дополнительных денежных средств от коммерциализации и трансфера инновационных технологий; повышении конкурентоспособности и экономической безопасности вузов за счет создания и реализации инноваций. Принципиально важной особенностью инновационной деятельности в образовательной организации высшего образования является то, что она развивается в проектной форме. Поэтому задача развития системы управления инновационными проектами-становится ключевой для обеспечения эффективного решения задач модернизации высшего образования России на современном этапе.

В исследованиях, посвященных управлению инновационными проектами в образовательных организациях, достаточно подробно рассмотрены вопросы частных областей проектирования в образовании (И. Л. Агеева, М. А. Андросов, К. С. Бажин, В. 3. Юсупов и др.); при этом исследований, посвященных проблемам совершенствования системы управления инновационными проектами в образовательных организациях высшего образования, явно недостаточно, хотя современные вузы, функционируя в условиях постоянно изменяющегося бизнес-окружения, испытывают острую необходимость в обосновании и разработке полипроектного управления, предполагающего переход от управления отдельными проектами к управлению системой проектов, реализуемых образовательной организацией.

Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и разработке системы управления инновационными проектами в образовательной организации высшего образования.

Для достижения цели в работе поставлены следующие задачи:

- обобщить существующие на современном этапе теоретико-методологические подходы к системе управления инновационными проектами в образовательной организации;


- рассмотреть принципы и функции управления инновационными проектами в сфере образования;

- выявить особенности управления инновационными проектами в образовательной организации высшего образования;

- обосновать модель системы управления инновационными проектами в образовательной организации;

Объект исследования - выступает образовательное учреждение высшего образования «МФПУ Университет Университет».

Период исследования - 2015-2020 гг.

Предмет исследования - развитие системы управления инновационными проектами в образовательной организации высшего образования.

Теоретической основой исследования являются фундаментальные положения современного менеджмента, раскрывающие вопросы теории и практики управления инновационными проектами: характеристику и специфику инновационных проектов (А. П. Балашов Б. Райзберг, Л. Лозовский, Е. Стародубцева и др.); сущность и функции управления проектами (В. И. Воропаев, П. Н. Завлин, А. К. Казанцев, Л. Э. Мендели, Р. А. Фархутдинов, В. А. Луков, Г. А. Луке, И. И. Мазур, В. Д. Шапиро, Н. Г. Ольдерогге, А. В. Половников и др.);

ГЛАВА 1. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЕКТАМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА

1.1. Система управления инновационными проектами: сущность, функции, структура

Согласно позиции исследователей (Л. Н. Воронина, М. Н. Бородатая, Н. Н. Ершова, З. В. Сенчук и др.) [10], которые отмечают, что проект как научная категория характеризуется рядом признаков, наиболее общими из которых являются следующие:

- разовость, характеризующая отличие проектной деятельности от режима функционирования;

- уникальность, которая связана с наличием у каждого проекта особенностей, представленных спецификой целевой группой, способов решения проблемы, объекта или предмета проекта, проектным партнерством и т. п.;


- инновационность, которая предполагает, что в процессе реализации проекта всегда создается нечто новое;

- результативность, которая характеризуется нацеленностью проекта на получение определенных результатов и достижение целей, задающих вектор трансформации проблемной ситуации в желаемую, приемлемую для решения конкретной задачи;

- временная и пространственная локализация, которая обусловлена наличием четких временных рамок, проект - это создание чего-либо к установленному сроку, имеет планируемую дату завершения, после которого команда проекта распускается, при этом решение целей и задач проекта «привязано» к специфике контекста (условий, средовых факторов), в которых реализуется проект;

- этапность и процессуальность, обусловливающие наличие у проекта процессуальных характеристик: начальный, основной и итоговый этапы деятельности по реализации целей и задач проекта.

Несомненно, данные характеристики взаимосвязаны и задают определенные рамки проекта, три его измерения - критерии, по которым можно оценить любой проект: сроки - затраты - результат.

Управление проектами как деятельность предполагает применение системы знаний, совокупности методов и средств для планирования организации, мониторинга и контроля всех аспектов выполнения проекта для обеспечения реализации ожиданий его участников. Исследователи отмечают, что управление проектом требует применения соответствующей методологии, технологии, инструментов, процедур, а также определения дополнительных ролей субъектов проектирования (куратор проекта, менеджер проекта, команда управления проектом и т. д.) [7].

В условиях увеличения количества проектов, реализуемых образовательной организацией, повышения их сложности, включения в деятельность по разработке и реализации проектов большого количества сотрудников особую актуальность приобретает мульти-проектное управление, предполагающее переход от управления отдельными проектами к управлению системой проектов, объединенных в Программы или сформированных в портфели проектов.

Среди основных подходов, на основании которых может быть выстроена система управления инновационными проектами в вузе рассмотрим следующие подходы:

- системный, характеризующий процесс управления как систему, состоящую из двух подсистем - внешнее окружение, включающее «вход» и «выход» системы, связь с внешней средой, а также внутреннюю структуру - совокупность взаимосвязанных компонентов, обеспечивающих процесс воздействия субъекта управления на объект, преобразование «входа» в «выход» и достижение цели системы; системный подход предполагает необходимость опоры на совокупность соответствующих научных категорий, единых моделей, стандартов, средств, процессов и инструментов, применяемых при управлении проектами в различных сферах деятельности;


- воспроизводственно-эволюционный подход, ориентированный на копирование новшеств из различных сфер деятельности у конкурентов, в том числе на основе бенчмаркинга, что позволяет уменьшить совокупные затраты на единицу полезного эффекта;

- функциональный подход, когда при построении системы управления идут от требований «выхода» системы и ее возможностей на «входе». При этом потребность рассматривается как совокупность функций, которые нужно выполнить для удовлетворения потребности. Для выполнения данных функций создаются альтернативные объекты, отбирается лучший, требующий минимальных совокупных затрат на единицу полезного эффекта;

- маркетинговый подход, ориентированный на управление от запросов потребителя, связанных с повышением качества услуг в соответствии с их нуждами, обеспечением экономии ресурсов у потребителей и в производстве;

- нормативный подход, основанный на установлении нормативов управления по всем подсистемам системы менеджмента (управляемой, управляющей, обеспечивающей), что особо важно в условиях ограниченности ресурсов;

- комплексный подход, предполагающий учет основных технических, экономических, организационных, социальных, психологических, политических и других аспектов управления для решения задач организации на основе построения комплекса трехмерных моделей;

- интеграционный подход, ориентированный на развитие взаимодействия между субъектами управления, углубления взаимосвязей между компонентами системы управления, стадиями жизненного цикла объекта управления, уровнями управления;

- динамический подход, обеспечивающий рассмотрение объекта управления в развитии, на основе анализа и прогнозирования его изменения;

- процессный подход, рассматривающий функции управления по проектированию, планированию, мотивации, организации, учету, контролю, регулированию, координации как взаимосвязанные, образующие цикл управления;

- директивный подход, предполагающий регламентацию функций компонентов системы управления в нормативных актах государства, региона, учредителя, самой организации, систему планов, программ, заданий;

- поведенческий подход, ориентированный на актуализацию потенциала человеческих ресурсов организации и применение принципов мотивации для достижения целей организации и личных целей.

Следует отметить, что предложенные выше подходы к управлению инновационными проектами в образовательной организации дополняют друг друга. Необходимость доминирования того или иного подхода применительно к тому или иному типу инновационного проекта, стадии его реализации обусловлена не только макроэкономическими факторами, связанными с «суперсложностью систем обеспечения конкурентоспособности различных объектов в условиях переходной экономики, ее системного кризиса» [15, с. 166], но и со спецификой управления инновационными проектами в образовательной организации, обусловленной ее стратегическими целями и задачами, особенностями субъектов и объектов управления, а также содержанием инноваций и их направленностью.


Признавая значимость представленных выше методологических подходов к управлению проектами, в данной курсовой работе, в качестве определяющего мы будем использовать системный подход, на основе которого выстроена методология управления проектами СОВНЕТ.

На основе анализа литературы [9, 2, 8] выделим принципы управления инновационными проектами в вузе, которые мы рассматриваем как систему правил управления инновационными проектами для обеспечения целей образовательной организации. Характеризуя принципы управления инновационными проектами, отметим, что оно осуществляется на основе, как общих принципов управления, так и специфических принципов, обусловленных особенностями инноваций и содержанием инновационной деятельности.

Реализация принципа гибкости предполагает применение в образовательной организации вариативных методов управления, учета специфики инновационных проектов, разработанных и внедряемых в образовательной организации.

Реализация принципа учета фактора времени предполагает учет продолжительности инновационного цикла, а также долговременных последствий принимаемых управленческих решений. Так, например, процессы глубокой модернизации системы образования, осуществляемые в Российской Федерации в настоящее время, требуют существенного снижения продолжительности цикла инноваций, оперативности управленческих решений.

Реализация принципа комплексности предполагает единство подходов к управлению на всех звеньях, стадиях и этапах разработки и реализации инновационных проектов процесса; обеспечение тесной связи между функциями управления. При этом разработка отдельных увязанных между собой элементов проектной структуры, обеспечивающих достижение подцелей, должна осуществляться в соответствии с общей целью того или иного проекта.

Реализация принципа учета неопределенности инновационных работ обусловлена значимостью прогнозирования и учета в процессе управления политических, кадровых, финансовых, организационных и иных рисков при реализации инновационных проектов в образовательной организации.

Реализация принципа учета творческого характера инновационных проектов предполагает, что при организации его выполнения, при формировании структуры органов управления проектами, при определении стиля руководства, способов стимулирования труда сотрудников следует учитывать уровень креативности конкретного проекта.

Реализация принципа селективного управления предполагает, что осуществляется первоочередная поддержка проектов, соответствующих приоритетным направлениям развития высшего образования, и адресная поддержка инноваторов.