Файл: Управление инновационным проектом в сфере образования (Система управления инновационными проектами: сущность, функции, структура).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 133

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Процессы управления проектом характеризуются комплексом воздействий субъектов управления на объекты управления с учетом специфики функциональной области управления, стадий процесса управления, горизонтов управления [4].

Организация и контроль выполнения работ проекта и его частей обеспечиваются через введение в действие системы управления проектом с помощью соответствующих систем учета и отчетности. На данной стадии происходит распределение функциональных обязанностей между участниками в соответствии с планом управления проектом, осуществляется учет фактических показателей хода выполнения работ проекта, формируется команда проекта, организуется выполнение запланированных для членов команды работ проекта, осуществляется информирование заинтересованных сторон о ходе реализации проекта.

Анализ и регулирование хода работ проекта и его частей обеспечивают сопоставление фактического выполнения проекта с запланированным и осуществление коррекции хода и результатов проекта. На данной стадии осуществляется оценка степени достижения целевых индикаторов и показателей проекта, определение причин, вызывающих отклонения, происходит сбор и обработка запросов на изменения в проекте, осуществляются корректировка и прогноз работ с учетом предложенных изменений.

Таким образом, управление инновационными проектами в современном вузе мы рассматриваем как сложный процесс принятия и реализации, управленческих решении, связанных с определением целей, организационной структуры, планированием мероприятий проекта и контролем за ходом их выполнения, направленных на реализацию образовательной, научно-инновационной или управленческой идеи.

ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЕКТАМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ «МФПУ УНИВЕРСИТЕТ УНИВЕРСИТЕТ»)


2.1. Общая характеристика «МФПУ Университет Университет» как образовательной организации высшего образования

Анализ основных сфер деятельности университета за 2015— 2020 гг. показал, что данный период характеризуется качественными преобразованиями и существенными достижениями в основных сферах его деятельности: образовании, науке, управлении и экономике вуза, социальной политике.

Для обеспечения работников информацией о текущей деятельности университета определен порядок проведения административных заседаний (Ученый совет университета, ректорат, ученый совет института/факультета, административный совет факультета, заседание кафедры). Важным элементом в управлении университетом является использование информационных сред вуза.

Проведение рейтинговой оценки деятельности кафедр, введение эффективного контракта дают возможность собрать достоверную информацию об итогах работы учебно-научных подразделений и конкретного преподавателя и изучить динамику их развития. Результаты рейтинга кафедр, а также внедрение эффективного контракта являются предметом широкого обсуждения и определения приоритетных задач деятельности.

Для обеспечения занятости студентов и трудоустройства выпускников ведется работа по созданию и обновлению базы данных выпускников, потенциальных работодателей, вакантных местах.

В настоящее время продолжается активная работа по внедрению автоматизированных систем в управлении университетом. Управлением информатизации и телекоммуникаций.

Высокоэффективна передача распорядительной документации с использованием локальной сети университета.

Официальный сайт МФПУ Университет обеспечивает обмен информацией внутренней и внешней среды университета. Перечень представленной на сайте университета информации, ее содержание приведены в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации. С целью информационной поддержки студентов, обучающихся по образовательным программам высшего образования, и слушателей по программам дополнительного образования, реализуемых с использованием дистанционных технологий, а также размещения учебно-методического обеспечения учебной деятельности студентов всех направлений и специальностей, в университете эффективно функционирует портал дистанционного образования www.do-vggn.ru. состоящий из пяти субсайтов для различных категорий пользователей. Активно используются возможности различных социальных сетей.


Таким образом, результаты деятельности университета в образовательной, научной, финансово-экономической, социальной, управленческой сферах, успешный опыт осуществления значительного количества проектов различного уровня и направленности свидетельствуют о наличии в МФПУ Университет внутренних и внешних ресурсов для эффективной реализации системы инновационных проектов и программ.

2.2. Анализ состояния системы управления инновационными проектами в МФПУ УНИВЕРСИТЕТ

В целом следует отметить, что в системе управлении инновационными проектами в МФПУ УНИВЕРСИТЕТ при реализации локальных проектов, заказчиком которых выступает сам университет, используется преимущественно линейная и штабная система организации проектов. При линейной системе собственная структура управления проектом не формализована. Ответственность за проект берет на себя один из линейных руководителей (учебного структурного подразделения, руководитель профильного отдела, руководитель органа студенческого самоуправления). Решение задач инновационного проекта осуществляется им параллельно с реализацией функциональных обязанностей, наряду с выполнением, которых осуществляется координация работ проекта. При такой системе приоритетной является традиционная система управления, имеющаяся в университете (см. приложение VIII), организационные перемены незначительны, работа над проектом для руководителя проекта и участников команд проекта не является приоритетной, а проектные эксперты не задействованы. Данное обстоятельство играет положительную роль для реализации модифицирующих краткосрочных проектов, где нет жестко регламентированных требований к качеству и срокам проектам, а ресурсы, задействованные в его реализации, незначительны.

Как показывает анализ особенностей управления инновационными проектами, в которых в качестве заказчика выступают внешние заказчики - Министерство образования и науки, органы государственной власти и местного самоуправления, предприятия и организации, в этих проектах достаточно четко определяются цели, перечень выполняемых работ, требования к качеству их осуществления, временные параметры. В качестве руководителей подобных проектов обычно выступают опытные менеджеры, способные эффективно реализовать все функциональные области управления проектом на различных стадиях жизненного цикла проекта. Примерами подобных проектов могут стать реализованные при непосредственном участии автора в качестве исполнителя/руководителя работ следующие проекты: ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2015-2019 годы по теме «Организационно-техническое обеспечение проведения международной молодежной конференции «Ребенок в современном мире. Дети и Родина» (госконтракт № 12.741.11.0030 от 20.04.2018 г.); ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2015-2019 годы по теме «Организационно-техническое обеспечение проведения Всероссийской молодежной конференции «Психолого-педагогические механизмы и средства формирования общекультурных, профессиональных и личностных компетентностей в условиях современных социокультурных изменений: теоретико-методологический и практико-ориентированный аспекты» (госконтракт № 12.741.11.0169 от 31.05.2018 г.); ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2015-2019 годы по теме «Организационно-техническое обеспечение проведения всероссийской молодежной конференции «Кадровые ресурсы высшей школы: современные модели подготовки научных и научно-педагогических кадров» в рамках фестиваля науки» (госконтракт № 14.741.11.0389 от 31.08.2018 г.); ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2015-2019 годы по теме «Развитие системы профессиональной ориентации старших школьников и студентов для обеспечения регионального социально-экономического развития» (госконтракт № 14.741.11.0417 от 04.09.2018 г.); ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2015-2019 годы по теме «Организационно-техническое обеспечение проведения Всероссийской молодежной научной школы «Искусство и техническое творчество» (госконтракт № 09.721.11.0019 от 21.06.2019 г.).


В то же время применительно к ряду локальных проектов, прежде всего тех, которые реализуются органами студенческого самоуправления, структурными подразделениями, заказчиками которых выступает университет, не в полной мере обеспечивается интеграция всех стадий инновационного проекта в единый непрерывный процесс. Нуждаются в совершенствовании структура уровней управления проектами и координация связей между ними. Кроме того, затрудняет управление инновационными проектами то обстоятельство, что данный вид деятельности не выделен в самостоятельный объект управления, что затрудняет координацию работ по разработке и реализации системы инновационных проектов в конкретный временной период, а также применение единой методологии, стандартизированных форм работы на различных стадиях проектирования.

При реализации проектов Программы стратегического развития используется преимущественно матричная система организации проектов, которая основана на разделении полномочий между руководителями структурных подразделений и руководителем команды проекта. В опыте Университет команда управления инновационным проектом включает руководителей профильных структурных подразделений, ориентированных на решение общих задач проекта. Руководит ею один из наиболее квалифицированных специалистов, который имеет право отдавать распоряжения в рамках работы над проектом. Члены команды проекта остаются сотрудниками подразделений, имеющихся в традиционной структуре университета, и во время проектных работ дисциплинарно подчинены руководителям функциональных подразделений. Для решения задач проекта на каждом этапе его реализации оперативно формируются временные творческие коллективы, сотрудники организации, которые включены в команду проекта, эффективно задействованы.

Целевая эффективность обеспечивается за счет разделения полномочий руководителей структурных подразделений и руководителя по управлению проектом. В то же время эффективность работы при использовании данной системы организации проектов снижается за счет двойного подчинения сотрудников, необходимости корректного распределения ресурсов между функциональными подразделениями и проектной группой. Данные обстоятельства играют существенную роль для реализации модифицирующих и радикальных среднесрочных и долгосрочных проектов, где высокий уровень регламентации требований к качеству и срокам реализации проекта, а ресурсы, задействованные в его реализации, разнообразны. В данном случае уровень интеграции и взаимосвязи традиционной и проектной структуры управления университетом повышается.


Для управления инновационными проектами, реализуемыми в рамках Программы стратегического развития «МФПУ Университет» на период 2015-2020 гг. сформирована следующая система управления, характеристика которой представлена в соответствующем разделе Программы.

В данном документе предусматривается организация управления на основе системного и проектного подходов.

Управление инновационными проектами представлено двумя уровнями. Стратегическое управление инновационными проектами осуществляет ректор. Оперативное управление обеспечивает уполномоченное ректором лицо в должности проректора/начальника управления.

Структура стратегического управления включает:

• руководителя Программы - ректора университета;

• координаторов проектов - проректоров;

• руководителей проектов,

• Ученый совет «МФПУ Университет»

• Координационный совет по инновационной политике «МФПУ Университет».

Руководителем Программы является ректор университета, который несет персональную ответственность за ее реализацию (конечные результаты, целевое и эффективное использование выделяемых финансовых средств) в соответствии с миссией, целью и задачами Программы. Руководитель Программы определяет формы и методы управления Программой, назначает координаторов и руководителей проектов, осуществляет оперативный контроль за выполнением Программы, рассматривает предложения Координационного совета по инновационной политике, направленные на повышение эффективности использования ресурсов Программы, и выносит их на утверждение Ученого совета.

Общий контроль за реализацией Программы осуществляет Ученый совет университета, который:

- ежегодно заслушивает отчеты руководителя Программы о ходе ее реализации и анализирует эффективность использования финансовых ресурсов в процессе реализации проектов;

- контролирует соблюдение календарного графика работ по реализации проектов Программы;

- оценивает соответствие результатов выполнения проектов Программы утвержденным индикаторам;

- утверждает Программу, а также изменения и дополнения к ней.

Координационный совет по инновационной политике «МФПУ Университет» является совещательным органом Программы, который: -осуществляет оперативный анализ выполнения мероприятий Программы;

- анализирует причины отклонений фактических результатов реализации Программы от запланированных показателей;

- разрабатывает рекомендации по корректировке действий команд проектов, участвующих в реализации мероприятий Программы;