Файл: «Формы проявления социальной ответственности бизнеса на рынке труда, на примере реально существующей организации ИП «Калугин В.В.».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 55

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Данные цифры говорят о том, что уровень производства предприятия с каждым годом увеличивается в достаточном количестве, следовательно, увеличивается количество рабочих мест, и, исходя из этого, увеличивается заработная плата работников. Поэтому специалисты на предприятии работают не по 2-3 года, а по 5-7 лет в среднем, это означает, что их устраивают предоставляемые им условия труда. [10, с.157]

Также в наше время актуальной остается проблема с трудоустройством инвалидов. На сегодня устроиться на работу инвалиду очень сложно и связано это в основном с тем, что предприниматели опасаются дополнительных расходов на организацию рабочего места. Действительно, эти расходы могут в отдельных случаях достигать 400 тыс. руб.

Каждый специалист ценен, имеет свое направление работы и достигает в нем успехов, что не остается незамеченным в коллективе не только в рабочее время, но и в минуты отдыха. На предприятии проходят корпоративные вечера, дни рождения, празднования Дня работников торговли, спортивные мероприятия. Коллектив очень спортивный, участвует во многих спортивных мероприятиях, которые проводятся на уровне города. [18, с.101]

Милосердие - это сострадание. Социально-ответственный бизнес является таковым лишь тогда, когда берет на себя часть забот государства по поддержке обездоленных людей. ИП «Калугин В.В.» оказывает благотворительную помощь детским домам в Орловской области, образовательным школам, детским садам, детским спортивным школам, а также оказывает спонсорскую помощь для проведения краевых и многих спортивных мероприятий.

Однако далеко не каждый человек с ограниченными возможностями нуждается в создании специальных условий на рабочем месте. Зачастую имеющаяся инвалидность вовсе не препятствует выполнению работы.

Человек может вообще не нуждаться в специальных условиях труда, а только в их незначительных корректировках. Процесс создания необходимых условий должен быть индивидуальным и основываться на реальных индивидуальных возможностях и потребностях инвалида. [25, с.376]

В этой сфере на предприятии решена и эта проблема. На производстве ИП «Калугин В.В.» трудятся два инвалида Е.Еремин и Н.Максимов, им предоставлена работа в цехе №1, в котором они выполняют работы посильные для их состояния.

Рисунок 4. Количество специалистов на предприятии

ИП «Калугин В.В.» на 2017 год

Калугин Владимир Владимирович занял 3 место в конкурсе «Лучший работодатель 2015 года», проводимом администрацией Орловской области, в номинации «Содействие занятости инвалидов».


Создание новых рабочих мест и сохранение старых будет способствовать решению многих задач в области социально-экономической политике Орловской области:

- сокращение расходов на выплаты пособий по безработице;

- активизация частнопредпринимательской инициативы;

- рост налоговых поступлений в бюджет;

- поддержание высокой динамики в развитии производства;

- преодоление структурных диспропорций в реальном секторе и т.д.

Также определено, что новых рабочих мест позволит также обеспечить повышение фондооснащенности ИП «Калугин В.В.», рост производительности труда на предприятии и высокую динамику производства продукции и услуг.

Управление занятостью, или управление созданием рабочих мест есть, по своей сущности, управление социальное, которое в широком смысле слова есть управление всеми и любыми общественными процессами; в узком смысле - управление процессами и явлениями социальной сферы общественной жизни, средство реализации социальной политики. [6, с.283]

Сущность социологического подхода к управлению состоит в выделении трех его компонентов. Первый - ядро механизмов управления: оказывает целенаправленное управляющее воздействие, включающее целеполагание и целеосуществление. Вторым компонентом является самоорганизация социальная, т. е. спонтанные процессы внутри коллективного регулирования (лидерство, «шкала престижа», неформальное группообразование, социальные нормы). Оба названных компонента образуют третий - порядок организационный, включающий в себя как продукты прошлого управленческого труда (решения, объективированные в стабильной должностной структуре, административном распорядке), так и систему стихийно сложившихся правил и норм отношений в коллективе.

Оптимальное соотношение этих компонентов предполагает их интеграцию на основе использования возможностей и учета границ каждого из них, снятия возможных противоречий. Чтобы эффективно управлять занятостью, надо четко представлять себе эту систему, ее цели, функции, построение, технологию принятия решений. [14, с.136]

По своим задачам (целям) система управления занятостью есть совокупность организационных структур и механизмов (методов, средств) управления, обеспечивающая занятость населения.

Исходя из этого, структура системы управления занятостью включает службы занятости (органы, подразделения и организации) всех уровней, регулирующие занятость населения и осуществляющие взаимодействие с работодателями, профсоюзными органами и другими субъектами занятости.


Функции системы управления занятостью населения адекватны общим функциям управления, частные же ее функции исходят из специфических особенностей объекта:

- целеполагание,

- прогнозирование,

- планирование,

- организация,

- координация,

- контроль. [11, с.129]

Технология управления занятостью населения практически исключает административное воздействие и опирается на предпосылки иного рода:

- правовое обеспечение (законодательные и другие нормативные акты, регламентирующие заключение трудовых договоров, продолжительность рабочего времени, пенсионный возраст, отчисления и государственный фонд занятости);

- организационное обеспечение (информационные системы, системы профориентации, подготовки и переподготовки кадров);

- социальные гарантии (пособия по безработице, квоты на трудоустройство граждан, нуждающихся в социальной поддержке);

- экономические меры (бюджетная политика, налоговая система, ставки за кредит, финансирование народнохозяйственных приоритетов, государственный заказ).

Управление занятостью есть форма реализации политики занятости, совокупность сознательных целенаправленных действий, с помощью которых она осуществляется.

Важное место занимает развитие трудовых ресурсов, требующее учета разнообразных факторов, предполагает целенаправленное управление этим процессом. [9, с.224]

Управление трудовыми ресурсами рассматривается как система, состоящая из трех подсистем:

1) Подсистема формирования рабочей силы это управление процессами производства населения, подготовки рабочей силы, возмещения рабочей силы;

2) Подсистема управления процессами распределения трудовых ресурсов: управление созданием рабочих мест, первичным распределением и перераспределением рабочей силы;

3) Подсистема управления процессом использования рабочей силы: управление техническим прогрессом, научной организацией труда, экономикой труда.

Программа управления системой создания рабочих мест, как правило, увязывается с развитием производства, условиями воспроизводства рабочей силы, с эффективностью использования факторов производства, структурными изменениями и пр. [16, с.223]

Понятие «рабочее место» может определяться как физическая или экономическая категория. Как физическая категория, рабочее место требует от работника определенного уровня квалификации и может использовать труд одного (индивидуальное место) или нескольких работников (коллективное).


Экономическое рабочее место должно обладать также оборотными средствами, которые обеспечивают его предметами труда, энергией, информацией, заработной платой и т.п. Кроме того, воспроизводство физического рабочего места возможно только при наличии платежеспособного спроса на продукцию или услуги, производимые при помощи данного рабочего места. [6, с.203]

Экономическое рабочее место - это занятость работника на физическом рабочем месте (коллективном или индивидуальном), которая обеспечивает ему уровень дохода (заработной платы) не ниже соответствующего (данному региону) прожиточного минимума при соблюдении установленных законодательством норм продолжительности рабочего дня (рабочей недели).

Задачами управления созданием и сохранением рабочих мест являются:

- создание информационной базы для формирования эффективной системы создания и сохранения рабочих мест;

- определение сложившейся структуры занятости (региональной, отраслевой, профессионально-квалификационной, половозрастной и др.);

- определение общей потребности населения (региональной, отраслевой) в рабочих местах;

- определение основных направлений содействия занятости населения, исходя из общеэкономических тенденций развития и необходимости изменения структуры занятости;

- определение приоритетных направлений развития отраслей экономики и социально-экономического потенциала регионов;

- решение вопросов стабилизации рынка труда в регионах со сложным социально-экономическим положением. [22, с.98]

Разрабатывается результирующий документ - программа действий. Она должна создаваться с определенной периодичностью, отражать текущую ситуацию (оперативность) и содержать прогнозные оценки (перспективность).

Помимо задач обеспечения перестройки структуры экономики, необходимо также сохранять рабочие места на стратегически важных объектах и ряде градообразующих производств. Актуально создание рабочих мест в третичном секторе и в социально значимых направлениях производства и сферы услуг, пищевой промышленности и строительстве. Предполагается защита отраслей, обеспечивающих экономико-социальные интересы государства, уникальных наукоемких технологий, высокого уровня кадрового потенциала. Важным принципом сохранения и создания рабочих мест является превентивность мероприятий и минимизация затрат. [5, с.275]

Типовая программа занятости населения должна состоять из следующих разделов: аналитического, в котором раскрываются ситуация на рынке труда, факторы, влияющие на показатели занятости, миграционные и демографические процессы, а также прогнозная оценка рынка труда, специфика социально- экономической ситуации.


Здесь же рассматриваются вопросы оплаты труда, подготовки и переподготовки кадров, процессы высвобождения работников, создания новых рабочих мест и ликвидации действующих. Сбор необходимой информации производится по утвержденным формам статистической отчетности, а расчеты - по утвержденным правительством методикам; целевого, в котором на основании предыдущего раздела определяются концепция занятости и перечень поставленных целей, их приоритетность, качественные и количественные параметры конечного ожидаемого результата, а также эффективность деятельности службы занятости; ресурсного, в котором рассматриваются совокупность кадровых, материально- технических и финансовых ресурсов, необходимых для реализации той или иной программы занятости, источники их получения, необходимые объемы и сроки получения. [20, с.388]

Целесообразно рассмотреть нормативное и организационно-правовое обеспечение - перечень законодательных и нормативных актов, утвержденных процедур и технологий и т.п.

ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ФОРМ ПРОЯВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ БИЗНЕСА НА ПРЕДПРИЯТИИ ИП «Калугин В.В.»

2.1 Обеспечение безопасных условий труда

Немаловажной задачей для бизнес-сообщества есть и остается обеспечение здоровых и безопасных условий труда, предупреждение несчастных случаев на производстве.

Отсутствие коллективных договоров в определенной мере способствует нарушениям трудовых прав работников в области охраны труда. Свидетельством этого является гибель и травматизм людей на производстве в результате несчастных случаев. [8, с.56]

Чаще всего причинами несчастных случаев на производстве являются причины организационного характера, то есть неудовлетворительная организация производства работ работодателями, нарушение требований охраны труда.

В числе основных причин производственного травматизма – отсутствие у значительного числа работодателей мотивации вкладывать средства в обновление технологий, техники, оборудования.

Экономический рост сегодня во многом определяют нематериальные факторы экономического роста, а именно: человеческий потенциал. Поэтому создание безопасного труда является залогом сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, мотивации работников и как результат обеспечение эффективной занятости. [9, с.228]