Файл: Процесс монополизации рынка в теории и на практике (Исторические аспекты монополизации рынка).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы. Историческое развитие процесса недружественных поглощений корпораций начинает свой отсчет от американского предпринимателя Д. Рокфеллера. В 1867 г. он создал фирму Standart Oil Company (сейчасExxon Mobil), которой и было суждено стать первой в мире рейдерской компанией. Рокфеллер сосредоточил свои усилия не на поиске и добыче нефтяных месторождений, а на переработке и транспортировке нефтепродуктов, добившись монополии на этот вид деятельности уже к 1877 г. В целях установления контроля над перевозкой нефти во всех Штатах через подставных лиц Рокфеллер скупил контрольные пакеты акций железнодорожных компаний и создал Union Tanker Car Company. Долгое время никто не догадывался, что он контролирует эту компанию, а Standart Oil тем самым минимизировал транспортные издержки. [8.C.4]

Предоставив льготные условия своим конкурентам, Рокфеллер дал возможность развивать им свой бизнес, наращивать объем добычи и переработки нефти. Через некоторое время Union Tanker Car в одностороннем порядке разрывала контракты с этими компаниями. С «мертвым грузом» переработанного сырья, отсутствием притока вырученных денежных средств и невыплаченными кредитами на развитие производства, эти компании в скором времени становились банкротами, и Рокфеллер скупал их задешево. Такими путями была создана крупнейшая нефтяная империя. [8.C.9]

Объектом исследования в данной работе выступает монополизация современной экономики.

Предметом исследования является монополистическая конкуренция.

Цель работы - определить сущность и последствия монополизации экономики, а также обозначить проблемы регулирования процесса монополизации рынка.

В рамках указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:

  • Изучить исторические аспекты монополизации рынка;
  • рассмотреть монополистические тенденции и сущность монополизации в рыночной экономике;
  • проанализировать современное состояние и степень монополизма в экономике России, а также проблемы рейдерства;
  • определить макроэкономические последствия монополизации экономики и России и предложить пути их преодоления.

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.


Глава 1. Сущность монополизации как экономического явления

1.1.Исторические аспекты монополизации рынка

Монополистические тенденции в разных формах и неодинаковой степени проявляются на всех этапах рыночных процессов и сопровождают их. Экономическая природа монополизма противоречива. Монополии, проявляясь как положительный вектор развития и устойчивого роста, одновременно оказывают негативное влияние и сдерживают развитие воспроизводственной структуры экономики. Вопросам монопольных образований уделялось место в исследованиях экономистов всех школ и направлений. Эволюция экономических отношений влекла за собой развитие научных представлений о монополизме. [7.C.36]

В результате развития капиталистического способа производства произошел переход к крупному машинному производству, который составил содержание промышленного переворота, начавшегося в середине XVIII в. в Англии, затем распространившегося на другие страны. Коренным образом изменились производственные и социально-экономические отношения. Особое значение в экономике приобретает капитал. [25] Первые в истории монополии создавались сверху санкциями государства, когда одной фирме давалось привилегированное право торговли тем или иным товаром. Для взглядов ученых- экономистов этого периода было характерно рассмотрение монополии как исключения из правила свободной конкуренции, а также противопоставление монополии и конкуренции. В «Исследовании о природе и причинах богатства народов» Адам Смит говорит о монополиях при описании отраслей с большим количеством фирм, защищаемых законом: «Монополия, предоставленная отдельному лицу или торговой компании, оказывает то же действие, что и секрет в торговле или мануфактурном производстве. Монополисты, поддерживая постоянный недостаток продуктов на рынке и никогда не удовлетворяя полностью действительный спрос, продают свои товары намного дороже...». [15.C.43]

Монопольная цена является высшей ценой, в то время как цена свободной конкуренции (или естественная цена) представляет собой самую низкую. [25]

«Такую же тенденцию, хотя и в меньшей степени, имеют исключительные привилегии корпораций, законы об ученичестве и все те законы, которые в отдельных отраслях производства сокращают число конкурентов по сравнению с тем, каким оно было бы при других условиях. Они являются своего рода расширенными монополиями и часто могут в течение целых столетий и в целом ряде отраслей производства держать рыночную цену отдельных товаров выше естественной цены... Подобные повышения рыночной цены могут держаться до тех пор, пока сохраняют силу правительственные постановления, вызывающие их» . [15.C.64]


Представители классической школы заложили основы исследования конкурентных и монопольных отношений, описали особую роль конкуренции в обеспечении экономического роста. Дж.С. Милль был первым, кто, говоря в «Основах политической экономии» о ситуации, где технически более эффективно иметь единственного производителя, использовал для описания монополии эпитет «естественная», чередуя его с эпитетом «практичная». Примеры, упомянутые Миллем, включали газо- и водоснабжение, дороги, каналы и железные дороги. [14.C.91]

Более строгая теория чистой монополии, показывающая, что условием максимизации ими прибыли является равенство предельного дохода (MR) и предельных издержек (MC), была выдвинута французским экономистом-математиком А.О. Курно в 1838 г. в работе «Исследование математических принципов богатства». Но долгое время ей не уделялось большого внимания. А. Курно с помощью математической модели рассмотрел ценообразование для случая, когда одна фирма концентрирует производство и предложение какого-либо товара, и установил, что в этом случае цена на товар будет значительно выше той, которая установилась бы при наличии конкурентов при тех же условиях производства, так как фирма - монополист имеет только одно ограничение в виде спроса, а в случае конкуренции помимо спроса рост цены ограничивается ценовой политикой конкурентов. [25]

С конца XIX в. в экономической истории начинается период капиталистического монополизма. Образование монополий в этот период стало естественным эволюционным шагом развития производительных сил и достижений науки и техники. К этому периоду практически на всей территории Запада завершается промышленная революция: в Англии и Франции в середине XIX в., в Германии - в 1870-е гг., России, Австро-Венгрии, Италии - в 1890-х гг. Первые монополии появились в Германии, в США в виде трестов. В экономической науке вопросу монополистических образований уделяется все большее внимание.

К. Маркс, анализируя производственные отношения капитализма свободной конкуренции, выделил монополию как неотъемлемый элемент этой системы хозяйствования. Он рассмотрел монополию в связи с тенденцией капиталистического накопления. Для Маркса монополия капитала являлась препятствием развития капиталистического производства, которое породило свое собственное отрицание. [18.C.166]

К. Маркс представлял три основных вида монополии - капиталистическую, естественную и случайную. Капиталистическая монополия возникает из частной собственности по мере концентрации производства и развития конкуренции. Определяющей характеристикой является получение добавочной монопольно высокой прибыли. Естественная монополия - результат частной собственности на особо благоприятный ресурс, например, на землю. Под случайной монополией Маркс понимал монополию, возникающую для покупателя или продавца из случайного соотношения спроса и предложения. [18.C.166] Например, если спрос на данный товар оказался выше предложения, то продавцы стараются продавать товар по более высокой цене, получая добавочную прибыль.


К. Марксом было раскрыто противоречивое единство монополии и конкуренции: «В практической жизни мы находим не только конкуренцию, монополию и их антагонизм, но также и их синтез, который есть не формула, а движение. Монополия производит конкуренцию, конкуренция производит монополию. [18]

Монополисты конкурируют между собой, конкуренты становятся монополистами... Синтез заключается в том, что монополия может держаться лишь благодаря тому, что она постоянно вступает в конкурентную борьбу». Каждый производитель (продавец) конкурирует с другими за деньги покупателя, но в то же время каждый из них стремится быть единственным в своей сфере деятельности и контролировать рынок данного товара. [25]

В 1890 г. в Америке был принят первый антимонопольный закон - Акт Шермана, который был направлен на поддержание свободной конкуренции. Препятствие свободе торговли, объединение в тресты и вступление в сговор с этой целью было объявлено преступлением. Монополия понималась как «неконкуренция», как «власть одного». [9.C.33]

Несмотря на свое общее расположение к широкому государственному вмешательству, основатель Американской экономической ассоциации Ричард Т. Эли (1900), твердо отверг политически популярную политику «охоты на тресты». Аналогично в конце 1880-х гг. Джон Бейтс Кларк опасался, что антитрестовские законы могут привести к потере эффективности, которую дают объединения предприятий или тресты. Объединение часто было необходимо, чтобы привлечь капитал и избежать проблем в течение фазы спада экономического цикла. Другие экономисты того времени, включая Саймона Н. Пэттена, Дэвида А. Уэллса и Джорджа Гантона, были того же мнения. Последний утверждал, что концентрация капитала не вытесняет небольших производителей из бизнеса, «но просто объединяет их в более крупную и сложную систему производства, в которой они имеют возможность производить богатство более дешево для общества и получать больший доход для себя». Гантон писал, что концентрация капитала не ведет к уничтожению конкуренции, а наоборот, «путем использования большого капитала, улучшенных машин и оборудования трест может продавать и фактически продает дешевле, чем отдельная корпорация» (1888). [25]

Н.А. Баринов и М.Ю. Козлова отмечают, что в период домонополистического капитализма научные взгляды ученых находились в рамках двух ключевых концепций - рыночной и технологической. Представители рыночного направления исходят из того положения, что сфера обращения доминирует над остальными секторами экономики. Поэтому монополия - исключительно рыночная ситуация, в сфере производства она возникнуть не может. Источник прибыли монополий - неравноценный обмен. В качестве монополиста может выступать не только продавец, но и покупатель (ситуация монопсонии).[12.C.22]


Сторонники технологического подхода не делают различий между процессами концентрации производства и капитала. Одним из проявлений технологического подхода является концепция крупной корпорации, заключающаяся в отождествлении монополии и предприятия крупного размера. Значительное по размерам производство позволяет использовать технологические новинки, экономить на масштабах, удешевляя продукцию, поэтому на рынке имеет значение не только ценовая конкуренция. [25]

Приверженцем рыночной концепции был основатель неоклассического направления А. Маршалл. В «Принципах политической экономии» (1890) понятие «монополия» использовалось для обозначения одного производителя или продавца в отрасли, который способен ограничивать производство и влиять на цены, получая сверхприбыль. [19.C.4]

В вопросе ценообразования А. Маршалл опирался на теоретическое наследие А. Курно, он допускал, что монополия будет ограничивать объем производства товара, ища такой объем при таком уровне цены, который обеспечит ей максимальное расхождение между совокупным доходом и совокупными издержками. Суммарную выгоду монополии составили монопольный доход и потребительский излишек. Монополист потеряет весь свой монопольный доход, если будет производить такое большое количество товара, при котором цена его предложения будет равняться цене спроса. [25]

А. Маршалл показал преимущества единственной крупной фирмы, которую можно вести более экономично при условии, когда такой же совокупный объем производства поделен между множеством сравнительно мелких конкурирующих производителей. «Им приходится бороться друг с другом, чтобы привлечь к себе внимание потребителей, и они все в совокупности затрачивают значительно больше, чем единственная фирма, на рекламу во всех ее формах: они оказываются не в состоянии добиться многих видов экономии, которая является следствием производства в крупном масштабе. Они, в частности, не могут позволить себе столько тратить на совершенствование технологии, производства и применяемых в нем машин, сколько может расходовать единственная крупная фирма». [19.C.10] А. Маршалл представил сильную сторону крупных компаний - использование преимуществ крупномасштабной кооперации. Он заявил, что шкала предложения данного товара в условиях свободной конкуренции показывает более высокие цены, чем шкала монополии. Другой вопрос, как поведет себя монополия. Монополист может снизить цену до конкурентного уровня, учитывая свою непосредственную заинтересованность в благосостоянии потребителя для развития своего предприятия, если же монополист руководствуется только интересами максимизации своего дохода, то установится монопольная цена.