Файл: Процесс монополизации рынка в теории и на практике (Исторические аспекты монополизации рынка).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 74

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Одним из последствий этой критики стали принятые учеными советами некоторых вузов и научных институтов дискриминационные решения о том, что научные монографии, вышедшие в издательствах подобного рода, приравниваются в лучшем случае к брошюрам, а то и вовсе не считаются научными публикациями и, таким образом, не учитываются при подсчете показателей результативности научной деятельности преподавателей и сотрудников. При этом одни организации вывешивают на своих сайтах соответствующие решения, принимаемые учеными советами [16], другие (например, Институт проблем управления им. В. А. Трапезникова РАН) постеснялись представить эти решения на своем официальном сайте, хотя фактически они вступили в силу уже давно, задолго до их обнародования, если таковое вообще состоится.

Каковы же причины, по которым книги этого издательства отнесены к разряду ненаучных? Основные претензии в адрес издательства Ламберт сводятся к следующему.

  1. В издательстве Ламберт будто бы отсутствует процедура рецензирования рукописей.

Ни один серьезный официальный источник, в кулуарах распространяющий подобную информацию, никогда не отважится высказать ее публично, поскольку факт отсутствия процедуры рецензирования рукописей крайне трудно доказать. Процедура рецензирования является внутренним делом издательства, поэтому отсутствие упоминания рецензентов в тексте публикуемой книги не означает, что ее рукопись не прошла процедуры рецензирования.

Как и в любом издательстве, в издательстве Ламберт с каждым автором по каждой книге вопрос о публикации решается в индивидуальном порядке и заключается отдельный договор об издании. Реализация этого принципа предполагает проведение хотя бы поверхностной экспертизы рукописи, представленной к публикации. [21]

Для сравнения заметим, что в большинстве российских издательств процедура рецензирования поставлена крайне формально и ограничивается указанием фамилий рецензентов на второй странице книги, а сами рецензии (если их наличие вообще потребуется) приносит вместе с книгой автор или редактор, заранее подписав их у своих знакомых и друзей. Таким образом, формальный сбор рецензий не гарантирует научной значимости работы, а сама процедура рецензирования превращается в профанацию, и это, разумеется, не повышает, а снижает качество научных исследований. [24]

  1. Редакционный портфель издательства формируется на основе рассылаемого потенциальным авторам спама с предложением об издании их книг.

Каждое издательство в той или иной форме выражает свою заинтересованность в притоке авторов и приглашает их к сотрудничеству. Однако некоторые издательства помещают на страницах своих изданий или на своих официальных сайтах соответствующие слова «Приглашаем авторов к сотрудничеству», другие (например, Ламберт) направляют персональные приглашения авторам, чьи научные публикации заинтересовали экспертов издательства. Подобные приглашения получают не все подряд обладатели электронных адресов, как это происходит при формировании обычного спама, а люди, во всяком случае, замеченные в написании научных работ (не будем преждевременно называть их учеными). Такая практика свидетельствует именно о том, что сотрудники издательства осуществляют мониторинг текущих публикаций и, во всяком случае, информированы о научных достижениях своих потенциальных авторов, в отличие от издательств, чье приглашение к сотрудничеству не имеет конкретного адресата и которые поэтому нередко становятся жертвами назойливости откровенных графоманов.

Таким образом, предъявленный аргумент против научной состоятельности издательства Ламберт, напротив, несомненно, свидетельствует в его пользу.

  1. В текстах некоторых книг, выпущенных издательством Ламберт, встречаются опечатки и плохо отредактированные фрагменты.

Подписывая договор об издании книги с издательством Ламберт, автор либо принимает услуги издательства по редактированию его рукописи (это обходится ему в 200 евро), либо отказывается от этих услуг, полностью беря на себя ответственность за качество редакционной правки. В этом случае на страницах издания содержится запись о том, что оно публикуется в авторской редакции, и соответствующая информация вносится в авторский договор. Редактирование текста - это дополнительная услуга, и она дополнительно оплачивается, такова общемировая практика.

Что же касается опечаток, то я убежден, что опечатки и даже ошибки, встречающиеся в книгах одних авторов, не должны влиять на оценку результатов научной деятельности других. Представьте себе учителя, который снижает оценку ученику за то, что его сосед по парте допустил ошибку. Подобную систему «оценки» результатов научной деятельности трудно как-то прокомментировать.

Тот факт, что для оценки показателей научной деятельности сотрудников используются исключительно ненаучные аргументы, свидетельствует об отсутствии научных критериев оценки [17].

  1. Книги издательства Ламберт выпускаются, как правило, небольшим тиражом. Не предусмотрена процедура рассылки так называемых «обязательных» экземпляров, когда несколько бумажных экземпляров книги попадает в ведущие библиотеки страны. [24]

Издание книги - это получение права на копирование в любом виде определенного набора символов, а не наличие ящиков или пачек, набитых бумажными экземплярами. В информационную эпоху получают все более широкое распространение электронные виды публикаций, в частности, электронные журналы, для которых не существует ни одного бумажного экземпляра, что, тем не менее, не препятствует признанию научной значимости результатов, содержащихся в соответствующих публикациях.

Что же касается современного книгоиздания, то большинство европейских и американских издательств перешло на систему Print on Demand, которая предполагает, что бумажных экземпляров книги печатается столько, сколько заказали издательству читатели. При этом ни одно зарубежное издательство не занимается рассылкой так называемых обязательных экземпляров через Книжную палату Российской Федерации, и издательство Ламберт в этом смысле не является исключением. Оно может по желанию автора за его счет обеспечить рассылку по необходимым адресам. Кстати, в российских издательствах за рассылку обязательных экземпляров также расплачивается заказчик этого издания (частное лицо или организация, за счет которого осуществляется издание).

Однако книги издательства Ламберт не становятся от этого менее доступными, чем, например, книги других зарубежных издательств (Springer или Hoover Institute Publishers). Они успешно продаются по всему миру в Интернет-магазинах типа Amazon или BookWeb, - равно как и книги других европейских и американских издательств.

Кроме того, авторы получают от издательства Ламберт полный макет своей книги в pdf-формате, причем это издательство (в отличие от большинства российских) никак не ограничивает права авторов на распространение электронной версии своих изданий, несмотря на то, что доступность электронной версии, несомненно, уменьшает поток желающих приобрести бумажную копию книги.

Таким образом, политика издательства идеально соответствует его официально обозначенной миссии - распространение научных знаний, создание максимально благоприятных условий доступности научных результатов для заинтересованных читателей.

  1. Авторы, затратив совсем немного средств на публикацию научной монографии в Ламберте и подобных ему издательствах, быстро окупят понесенные затраты за счет получения надбавок за результаты научной деятельности.

Собственно, ситуация, когда усилия ученых окупают себя, является нормальным положением вещей. Почему ученый должен заниматься наукой себе в убыток и отдавать часть своей зарплаты на публикацию своих трудов? Тот факт, что мы привыкли к этому за долгие десятки лет, не означает, что это положение дел следует считать естественным.


Если же следовать этой логике, то можно вообще не учитывать научные публикации, выход которых из печати является для автора бесплатным. В этом случае для того, чтобы публикация считалась научной, необходимо будет доказать, что автор затратил на опубликование своей работы больше, чем когда-либо от нее получит. Если предъявишь приходный ордер или квитанцию об оплате - засчитаем твою работу в качестве научной, если нет - увы, недостоин.

Вновь ненаучные критерии оказываются решающими при оценке результатов научной деятельности.

  1. Некоторые книги, публикуемые издательством Ламберт, не соответствуют критериям научных исследований.

Если издательство публикует некоторые материалы, не отвечающие определенным критериям научности, то этот факт не снижает научной значимости других работ, опубликованных в том же издательстве. С другой стороны, как справедливо отмечают Гленн Бигли и Ли Эллис из Онкологического центра М. Д. Андерсена (США), престижность журнала или издательства, в котором выходит публикация, отнюдь не являются гарантией высокого качества содержащихся в ней результатов [21].

Кстати, в большинстве широко известных в России издательств (например, «Наука») существуют так называемые коммерческие подразделения, которые выпускают книги на заказ (их тираж полностью оплачивается внешними заказчиками), причем ряд этих книг также не отвечает очевидным критериям научного исследования. Однако в случаях, когда мы берем в руки книгу, выпущенную в свет издательством «Наука», мы не видим информации о том, издана ли она в плановом порядке за счет средств научного учреждения или через коммерческий отдел за счет средств автора либо внешнего заказчика.

Если каждого автора, обратившегося в подобное издательство, заранее упрекать в ненаучности его работ, - это все равно, что каждого купившего кухонный нож арестовывать на том основании, что некоторые люди используют кухонные ножи в качестве орудия убийства.

Таким образом, я возражаю против самого принципа непризнания монографий научными публикациями на том лишь основании, что они опубликованы в издательстве, стиль работы которого не нравится некоторым коллегам.

Аргумент о том, что в издательстве Ламберт порой печатаются магистерские диссертации, уровень которых не отвечает полноценным научным исследованиям, также не выдерживает критики. Если нужно, научный руководитель даст рецензию своему студенту, и его напечатают в любом издательстве - лишь бы у него хватило на это денег. [17]


И вот здесь мы подходим к самой сути вопроса. Дискриминационное решение о непризнании научными публикациями книг, вышедших в Ламберте, отнюдь не преграждает дорогу научной серости и бездарности, хотя люди, принявшие это решение, мотивируют его именно этим. Бизнесмен или чиновник, который пожелает считать себя ученым, вооружившись деньгами, отправится в издательство «Наука» или любое другое (а сейчас почти каждое некоммерческое издательство имеет в своем составе коммерческие подразделения, работающие на заказ) и получит книжку, которая хотя бы по формальным параметрам не вызовет подозрений в ненаучности.

А малоимущим выпускникам вузов и аспирантам эта процедура недоступна, для них остаются лишь возможности издания, не предполагающие оплаты за публикацию, чем, собственно, и хорош Ламберт. Прибавим к этому, что это издательство работает быстро, принимая решение о публикации книги или ее отклонении в сжатые сроки.

Таким образом, решение о непризнании вышедших в Ламберте публикаций отнюдь не проводит грани между «наукой» и «лженаукой», «талантом» и «бездарностью». Нет, это грань между имущими и неимущими, это решение, направленное на углубление социального расслоения, оно носит откровенно подчеркнутый, ярко выраженный классовый характер и закрывает дорогу тем, кто не в состоянии заплатить за публикацию своих результатов. Интересы какого класса защищают уважаемые ученые советы - для меня в данном случае очевидно.

Принятие подобных решений является позором для официальных инстанций, которые их принимают.

Решения такого рода направлены на обострение социального расслоения в стране, где оно и без того достигло опасной черты, и если прежде оно не слишком касалось интеллектуальной сферы, то с принятием подобных решений социальное неравенство и здесь будет сказываться достаточно сильно. В условиях, когда положение дел с финансированием научных исследований, мягко говоря, обстоит не блестяще, а научные кадры стремительно стареют из года в год, решения такого рода закрывают путь к публикации своих результатов прежде всего для малоимущих исследователей, - как правило, молодых людей. Они лишаются легальной возможности донести свои разработки до широких кругов научной общественности и вынуждены либо искать спонсоров на издание своих книг, либо стоять в очереди в течение долгих лет, пока старшие товарищи, наконец, позволят им опубликовать свои труды. [17]

Таким образом, получается, что наши учреждения образования и науки на словах поддерживают молодых ученых, наделяя грантами и премиями лишь немногих избранных, и в то же время перекрывают дорогу к обнародованию научных результатов подавляющему большинству молодых исследователей.