Файл: Процесс монополизации рынка в теории и на практике (Исторические аспекты монополизации рынка).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 75

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тем самым, в сфере издательской деятельности мы обнаруживаем ту же тенденцию к монополизации локального рынка, что и в сфере высшего образования, и в деятельности по присуждению ученых степеней. Причем эта тенденция во всех сферах неизменно усиливается под аккомпанемент заявлений о необходимости повышения качества соответствующих услуг.

2.2. Проблема государственного контроля за процессом монополизации рынка

Логика развития российской экономики следует за логикой развития мирового хозяйства в целом. И поскольку основу современного отечественного хозяйства составляют капиталоемкие добывающие и перерабатывающие производства, ориентированные на экспорт, рост концентрации капитала в этих отраслях, укрупнение хозяйствующих субъектов за счет поглощения мелких и средних конкурентов можно признать объективным явлением, диктуемым условиями жесткой международной конкуренции. Главное, чтобы естественное стремление крупного бизнеса к монополизации рынка оставалось под эффективным контролем государства. [17]

Для достижения этой цели на федеральном уровне (с учетом характерной для последних лет тенденции к вертикальной интеграции ведущих отечественных компаний) эффективным способом борьбы с монопольным давлением на рынок со стороны крупнейших корпораций представляется не их принудительное дробление по примеру РАО «ЕЭС». Это дробление проводилось для имитации свободной конкуренции за счет возросшего числа операторов в отрасли и на самом деле было чревато только повышением цен в связи с увеличением возросшего числа посредников при сохранении прежнего качества предоставляемых услуг. Поэтому способом борьбы за рынок должно стать тесное сотрудничество и партнерство государства и частного бизнеса в вопросе, касающемся выработки совместной стратегии долгосрочного развития, которая включает в себя в том числе и механизмы добровольного ограничения роста цен со стороны компаний (в обмен на благоприятные условия для развития бизнеса со стороны государства) с учетом общих целей повышения международной конкурентоспособности национальной экономики.

Крайне необходимо уделить особое внимание развитию антимонопольного контроля в регионах, расширить круг эффективных полномочий антимонопольных органов в целях сокращения документооборота и ускорения процесса принятия решений (вплоть до судебных), а также повышения меры ответственности (в том числе материальной) за нарушение правил конкуренции и ценообразования (в том числе за нарушения, нанесшие ущерб интересам конечных потребителей, физических лиц). Соответственно, назрела необходимость упростить процедуру подачи претензий в органы антимонопольного контроля от граждан, пострадавших в результате произвола местных монополистов. [17]


Самым действенным способом борьбы с монополизацией и проистекающими от нее бедами, безусловно, является постепенное снижение значения соответствующих отраслей как в экономике в целом, так и в себестоимости производимой в стране продукции, тем более что такую необходимость диктуют и прогнозы обеспеченности России некоторыми видами полезных ископаемых. Решать эту задачу следует за счет структурной перестройки экономики и перехода от архаичной модели, построенной на экспорте сырья, к современной инновационной экономике и экспорту наукоемкой готовой продукции с высокой степенью обработки.

Наши крупнейшие компании вряд ли будут сами заинтересованы в таком переходе. Высокие технологии для многих из них — весьма существенные и совсем не обязательные расходы. Основной доход эти компании получают от экспорта, за рубежом же сейчас спросом пользуются наше сырье и продукты первого передела, а не наукоемкая продукция, которую западные партнеры предпочитают производить сами. Да и государству привлекать бизнес к участию в своих модернизационных программах будет сложно до тех пор, пока в добывающих отраслях норма рентабельности втрое выше, чем в обрабатывающих.

Стратегическое значение имеет реальное, а не декларативное обеспечение финансовой, административной и иной поддержки малого и среднего бизнеса. Актуальность такой поддержки приобрела особое значение в условиях мирового финансового экономического кризиса. Однако, к сожалению, на практике большинство реализуемых мер по поддержке среднего и тем более малого бизнеса оказались неэффективными и в основном именно декларативными. Несмотря на наличие политической воли руководства страны, направленной на развитие малого и среднего бизнеса, до сих пор развитие такого бизнеса крайне затруднено. Реальными возможностями по расширению и модернизации производств располагает лишь так называемая «элита бизнеса». Хотя эта «элита» и так обладает значительными активами, причем в основном сформированными в процессе криминального передела собственности в период приватизации в 90-е годы, главным образом посредством совершения ряда мошеннических действий, в том числе рейдерских захватов в России. Усилившиеся после залоговых аукционов крупные бизнес-группы начали создавать вертикально интегрированные или отраслевые холдинги. Они стремились объединить отношениями собственности и единого управления цепочки от добычи сырья до отгрузки конечной продукции, чему мешали прежние собственники, для устранения которых и использовались рейдерские схемы.


В ходе приватизации крупные пакеты ваучеров в короткие сроки консолидировались в руках «избранных». В результате образовалась элита крупнейших собственников путем оттеснения от собственности основной массы граждан. «Избранных» можно отнести к первому слою рейдеров, которые сейчас твердо «стоят на ногах», занимают государственные посты, пользуются «авторитетом» в бизнесе, считаются успешными менеджерами и оказывают серьезное влияние на экономику страны. Сегодня эти «предприниматели» имеют собственные футбольные клубы, занимают должности руководителей субъектов РФ, им оказывается серьезная поддержка со стороны руководства государства (прикрываясь которой они осуществляют рейдерские поглощения, а также иные преступления в целях дальнейшего криминального обогащения).

В условиях финансового экономического кризиса именно данной категории «предпринимателей» государство оказывает помощь. Руководство страны заявляет о необходимости финансовой, административной и иной поддержки малого и среднего бизнеса, а на деле такая поддержка главным образом оказывается компаниям-гигантам, которые и так фактически монополизируют рынки. При этом агрессивная поддержка крупного бизнеса государством не решает главной задачи — стабильного экономического развития страны и социальной защищенности граждан России перед новыми вызовами и угрозами.

Несмотря на объявленный приоритет отраслей материального производства, необходимость снятия России с «сырьевой иглы», оказывается весьма существенная помощь компаниям, которые торгуют сырьевыми ресурсами и металлами. Именно они почему-то оказались «самыми бедными» и именно их почему-то необходимо спасать.

Если обратиться к списку богатейших граждан России по версии журнала Forbes, то нельзя не заметить, что число миллиардеров выросло за кризисный 2010 г. в два раза. А некоторые участники ТОП-10 увеличили свое состояние в три раза! Все они получили помощь от государства, но только одна компания занимается производством — остальные продают на Запад отечественное сырье. Между прочим, после кризиса 1998 г. из пяти русских миллиардеров в списке Forbes остался только В. Потанин, а потом наших сограждан не было там два года. А что сейчас? Был ли кризис для российских миллиардеров? Или он затронул только народ? Думается, данные вопросы относятся к разряду риторических.

Выводы:

Совершенно очевидно, что разрешить весь комплекс обозначенных выше проблем без большой политической воли невозможно. Претворять в жизнь экономическую политику, главной задачей которой стал бы рост внутреннего производства, невозможно без стимулирования внутреннего спроса на отечественную продукцию. Чтобы успешно реализовать данную задачу, потребуется планомерно улучшать конкурентные условия в бизнес-среде. Делать это можно путем снижения налогового бремени, устранения условий для существования неэкономических конкурентных преимуществ и создания современных институтов развития, которые гарантировали бы малому и среднему бизнесу доступ к инвестиционным ресурсам, а крупному бизнесу — реальную альтернативу связанным кредитам, которые он до этого был вынужден брать за рубежом. Не менее важно решение проблемы нейтрализации рейдерских поглощений, которые представляют сегодня реальную угрозу для развития бизнеса в нашей стране и построения современной инновационной модели экономики.


Заключение

Монополизация рынка оказывает на экономику как положительное, так и отрицательное влияние. Отметим сначала положительные ее стороны:

  1. Так как одной из основ монополий является концентрация производства, то у них есть возможность иметь положительный эффект на масштабе, используя преимущества крупного производства. Создавая такие крупномасштабные производства, монополии могут заполнять рынок товарами массового потребления и получать повышенную прибыль не за счет завышенных цен, а за счет низких издержек производства.
  2. Благодаря наличию больших объемов капитала монополии способствовали созданию новых производств, невозможных для развития малыми и средними предприятиями.
  3. Монополии способствуют большей устойчивости мелких и средних предприятий, подчиненных им, так как большинству из них они стали заказчиками.
  4. Не только экономическое, но и большое социальное значение имеет тот факт, что на предприятиях монополий обычно более благоприятные условия труда и оплаты чем на немонополизированных предприятиях. Также здесь более стабильна занятость.

Отрицательные факторы также оказывают на экономику достаточно сильное воздействие:

  1. Монополии, являясь антиподом конкуренции, устраняя конкурентов, уничтожали ее, постепенно уничтожая все связанные с ней преимущества товарного хозяйства.
  2. Монополистическое ценообразование часто небезосновательно ассоциируется с необоснованным завышением цен. Нередко монополисты, внося в производство товара незначительные изменения, выдают его за новый или более качественный и дорогостоящий.
  3. Монополия имеет возможность влиять на спрос, так как она является единственным производителем и продавцом определенного товара. Она стремится влиять на спрос, делая его более предсказуемым в своих интересах, но не в интересах потребителя.
  4. Монополии, увеличивая свою прибыль путем повышения цен, а не уменьшением издержек, способны сдерживать научно-технический прогресс.
  5. Монополии, расширяя сферу своей деятельности, с целью усилить свои экономические позиции с помощью государства начали вторгаться в сферы его деятельности: законодательство, административное управление и внешнюю политику. Государство при вмешательстве в его дела монополий перестает отражать интересы всего общества. Это способствует ослаблению национальной экономики и общества в целом.

Стоит отметить, что именно отрицательное влияние монополизации на развитие экономики вынудило государство принять решительные меры по ее контролю.

Причины появления монополии, и ее развитие в экономике тесно связано с действием объективных экономических законов, значительными изменениями в технологическом способе производства и развитием производительных сил. Перечислим эти причины:

  1. Закон конкуренции. Сам закон и каждая его функция направлены на достижение максимизации прибыли, главной цели производства. Чтобы добиться этого, необходимо постоянно увеличивать объемы производства и продажи товаров, постепенно устраняя своих конкурентов. Таким образом, производитель захватывает и контролирует большую часть сбыта и производства товара. Это показывает, что конкуренция порождает свой антипод – монополию.
  2. Действие закона концентрации капитала и производства. Концентрация капитала – это процесс увеличения размеров индивидуального капитала за счет капитализации прибыли, то есть использование определенной части на расширение производства. Поэтому следствием концентрации капитала является концентрация производства. Конкурентная борьба – движущая сила этого процесса, так как именно в результате конкуренции из множества мелких и средних незначительных предприятий выделяются несколько крупнейших, которые впоследствии, при закономерном своем развитии станут монополиями.
  3. Процесс централизации капитала. Централизация капитала – это увеличение размеров капитала вследствие поглощения или объединения нескольких ранее самостоятельных индивидуальных капиталов в один, больший. Создание акционерных компаний – это одна из форм централизации. Следовательно, концентрация и централизация капитала стали экономической основой монополии, создали объективную необходимость и возможность для их возникновения на экономическом пространстве.
  4. Трансформация индивидуальной частной собственности.
  5. Экономические кризисы второй половины XIX века. Следствием этих кризисов стало массовое разорение и многочисленные случаи банкротства малых и средних предприятий, многие из которых насильственно поглощались предприятиями с более крупным капиталом или были вынуждены пойти на объединение во избежание разорения. Взаимосвязь кризисов и монополий стало одной из причин ускоренной монополизации экономики.

В условиях финансового кризиса необходимо серьезно подойти к обсуждению вопросов о мерах защиты экономики и перспективах ее развития. Без диверсификации экономики в инновационные сферы деятельности и развития частной предпринимательской инициативы малого и среднего бизнеса невозможно добиться структурных преобразований, которые продекларированы в программе развития страны до 2020 г. и к проведению которых призывает турбулентное состояние мировой экономики. Россия, вовлеченная в мировой финансовый кризис, имеет возможность на его гребне не просто снизить высокий уровень монополизации и сырьевой направленности своей экономики, но и начать ее диверсификацию, осуществляя следующие шаги: