Файл: Процесс монополизации рынка в теории и на практике (Исторические аспекты монополизации рынка).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 76

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

А. Маршалл рассматривал монополию как частный случай на конкурентном рынке, несмотря на то, что идею «совершенной конкуренции» подвергал сомнению. [19.C.12]

Среди представителей технологического направления этого периода стоит рассмотреть Дж.Б. Кларка, который утверждал, что монополия имеет место тогда, когда имеется единоличный контроль над рынком. Такой случай является исключительным, а потому монополию Кларк трактует как временное явление и определяет как средство грабежа общества и торможения прогресса. [25]

В русле технологической концепции находились работы первых институционалистов. Т. Веблен в своей книге «Теория делового предприятия» (1904) назвал «саботажем» политику крупных корпораций, преднамеренно сокращающих производство ради удержания монопольных цен, и указал, что конкуренция за счет снижения издержек замещается «неценовой конкуренцией» - ценоувеличивающей рекламой, упаковкой и другими формами «умения продавать»; усилиями получить специальные привилегии на всех уровнях правительства - получить правительственные заказы, влиять на налоги и расходы, трудовую и внешнюю политику. [11.C.4]

Уже в своей первой книге «Распределение богатства» (1893) Дж.Р. Коммонс выразил несогласие с маржиналистской индивидуалистической трактовкой распределения общественного дохода и игнорирования исторической изменчивости отношений собственности и прав личности, включающих право на возможно более высокую долю в национальном продукте. Дж.Р. Коммонс констатировал рост монополистических элементов в рыночной экономике и оправдывал существование профсоюзов, добивающихся повышения заработной платы выше некоторого минимума и необходимых для защиты рабочих от давления со стороны крупного капитала. Но в то же время Дж.Р. Коммонс полагал, что влияние крупных корпораций может быть благотворным в той мере, в какой они способны смягчать остроту депрессии и наращивать масштабы производства. Поэтому на первый план он выдвинул поиск инструментов компромисса между организованным трудом и крупным капиталом, примирения экономических противоречий через коллективные действия, определив в итоге институциональную экономику как «экономику коллективных действий». [10.C.154]

К началу ХХ в. изменилась экономическая ситуация: процесс монополизации усилился во многих отраслях промышленности. Экономисты столкнулись с тем, что проблему цены дифференцированного продукта нельзя было объяснить с помощью конкурентных кривых спроса и предложения. Например, в механизм свободной конкуренции не вписывались крупные фирмы, использующие экономию от масштаба и оказывающие влияние на рыночную цену. Стали необходимыми такие экономические модели, которые бы отразили новые экономические условия. [10.C.155]


Представители немецкой исторической школы назвали эту стадию развития капитализма империализмом (imperium (лат.) - власть). Исследованию империализма были посвящены многие работы представителей социал-демократического движения. Р. Гильфердинг в труде «Финансовый капитал» (1910) описывает конкуренцию капиталов из-за сфер применения, где норма средней прибыли выше. Стремление к возможно более высокой прибыли имеет объективным результатом тенденцию к установлению равной средней нормы прибыли на равные по величине капиталы. Однако Гильфердинг обращает внимание на то, что движение капиталов наталкивается на препятствия, увеличивающиеся с уровнем капиталистического развития, к которым, в первую очередь, следует отнести колоссальное увеличение основного капитала. На этой базе возникают промышленные монополии. [10.C.156]

Дж. Гобсон в 1902 г. в своем главном труде «Империализм», по словам В.И. Ленина, «дал очень хорошее и обстоятельное описание основных экономических и политических особенностей империализма». Дж. Гобсон отмечал, что на рубеже XIX-XX вв. происходит вытеснение торговых и промышленных интересов финансовыми, наблюдается огромный рост концентрации производства в промышленности. Монополии по Дж. Гобсону - основной признак империализма. Господством монополий он объясняет недопотребление, а также необходимость внешней экспансии, без которой, по его мнению, современный капитализм не способен развиваться. Дж. Гобсон считал необходимым широкое вмешательство государства в экономические и социальные процессы, предлагал меры прогрессивного налогообложения собственности и доходов от нее. [25]

В 1916 г. была написана работа В.И. Ленина «Империализм как высшая стадия капитализма», в которой были обобщены достижения в области исследования монополий ряда западных экономистов. Автор показал, что основой процесса монополизации последней трети в. было изменение в структуре ХХ в. народного хозяйства, усиление роли тяжелой промышленности, в которой концентрация производства и капитала несравнимо выше, чем в легкой. Процесс концентрации капитала происходит и в банковской сфере, что влечет за собой возникновение банковских монополий. Сосредоточение производства на нескольких крупных предприятиях делает возможным сговор между ними, в первую очередь о поддержании высоких цен. [10.C.156]

Под монополией Ленин понимал соглашение или объединение капиталистов, сосредоточивших в своих руках производство и сбыт значительной части продукции в отрасли в целях установления высоких цен на товары и получения монопольно высокой прибыли. В.И. Ленин представил монополию в качестве основного признака империализма и как особую стадию в развитии капитализма. Источником сверхприбыли монополий для В.И. Ленина являются лучшие условия производства, а также перераспределение дохода посредством ценового механизма.


В.И. Ленин развил положение К. Маркса о синтезе монополии и конкуренции применительно к эпохе империализма. Он писал, что «монополии, вырастая из свободной конкуренции, не устраняют ее, а существуют над ней и рядом с ней, порождая этим ряд особенно острых и крупных противоречий, трений, конфликтов». При господствующей роли монополии сохраняется масса мелких и средних предприятий. [25]

Конкуренция происходит не только между монополиями и немонополизированными предприятиями, но и внутри монополий, за более выгодные рынки, за большую квоту в производстве и сбыте, за контрольные пакеты акций, руководящие посты. Конкуренция ведется между монополиями одной и той же отрасли и монополиями различных отраслей.

В.И. Ленин считал, что монополия выросла из капитализма, товарного производства и конкуренции. Концентрация производства на определенной ступени развития производительных сил создала условия для формирования монополии. Укрупнение начиналось в пределах одной отрасли - образовались мощные отраслевые организации, далее на смену горизонтальной интеграции пришла вертикальная, затем и диверсификация производства. [16.C.41]

Экономисты, придерживающиеся рыночной концепции, в начале ХIХ в. исследовали монополию как проявление «рыночной силы», она перестала считаться исключением из общего правила. [15.C.43]

Впервые с критикой «mainstream economics» выступил Пьеро Сраффа, основатель неорикардианской (сраффианской) экономической теории. Основная идея П. Сраффы состояла в том, что теоретические основы определения рыночной цены через кривые спроса и предложения являются в общем случае неверными, причем это в первую очередь касается кривой предложения, поскольку, как он замечает, «ее основы менее прочны, чем основы других частей структуры». Он рассмотрел ценовой механизм, считая отправной точкой изучение монополии. Основы этой теории были заложены в статье «Законы доходности в условиях конкуренции» (декабрь 1926 г., Economic Journal).[23]

П. Сраффа заявил, что «необходимо... отказаться от пути свободной конкуренции и повернуть в противоположном направлении, а именно, к монополии». Теория должна учитывать основное препятствие, мешающее свободной игре конкуренции, - отсутствие безразличия со стороны покупателей товаров к различным производителям. «Причины предпочтения. имеют самую разнообразную природу, и могут объясняться различными факторами: от старой привычки, личного знакомства, уверенности в качестве продукта, близости расположения, знаний особых требований и возможности получения кредита до репутации торговой марки, знака или имени с большими традициями, или таких особых характеристик, как форма или дизайн продукта - независимо от того, для удовлетворения каких нужд предназначен товар - все они основаны на его отличии от продуктов других фирм. [11] Эти и многие другие возможные причины для предпочтения имеют общее в том, что они выражаются в готовности (которая часто может быть продиктована необходимостью) со стороны группы покупателей - постоянных клиентов фирмы, готовых, если необходимо, переплатить, чтобы получать товары от конкретной фирмы, чем от любой другой». [23]


В такой экономике равновесие является монополистическим, сила монополиста зависит от эластичности спроса на его товар: «чем меньше эластичность спроса на его продукт, тем большей властью на рынке он обладает».

В 30-е гг. XX в. создаются учения, которые особое внимание уделяют синтезу монополии и конкуренции. Речь прежде всего идет о вышедших в 1933 г. книгах Э. Чемберлина «Теория монополистической конкуренции» и «Теория несовершенной конкуренции» Дж. Робинсон. Идея о синтезе монополии и конкуренции не была нова в экономической науке, а была отмечена еще К. Марксом, однако широкое распространение получила лишь более половины века спустя. [25]

Американский экономист Э. Чемберлин был первым, кто ввел в экономическую теорию понятие «монополистическая конкуренция». В основе его теории лежит рассмотрение рынка с дифференцированным продуктом как конкуренции между монополиями, которые имеют определенную рыночную власть. Условиями, порождающими монополию, по Э. Чемберлину, являются: патентные права, репутация фирмы, невоспроизводимые особенности предприятия, естественная ограниченность предложения. За пределами анализа Э. Чемберлина остается монополия, возникшая на основе высокого уровня концентрации производств и капитала. Этот тип монополий стал предметом анализа английского экономиста Дж. Робинсон. [22]

Решающим условием монопольного обладания продуктом Дж. Робинсон считала дифференциацию продукта, но оно, однако, не является единственным. Для Дж. Робинсон монополия представляет собой явление не только рынка, но и концентрированного производства, которое она связывала с экономией фирмы на масштабах. Доля постоянных издержек, приходящихся на единицу продукции, с ростом объемов производства снижается. [15.C.76]

Особое внимание Дж. Робинсон уделила такой характерной черте рыночного поведения крупных компаний, как маневрирование ценами. Ключевым вопросом в ее исследованиях стало исследование возможностей использования цены как инструмента воздействия на спрос и регулирование сбыта. Именно Дж. Робинсон ввела в экономическую теорию понятие «дискриминация в ценах», что означало сегментацию рынка монополией на основе учета различной эластичности спроса по цене у разных категорий потребителей, маневрирование ценами для разных групп, на разных географических рынках.

Дж. Робинсон показала, что монополист обретает возможность разбить рынок своего товара на отдельные сегменты и для каждого из них назначить особую цену так, чтобы общая прибыль оказалась максимальной. [15.C.54]


«Золотое правило» политики ценовой дискриминации заключается в том, что самая высокая цена устанавливается там, где эластичность спроса меньше всего, а самая низкая - там, где эластичность спроса выше всего. Сопоставляя простую монополию и монополию, практикующую множество цен, Дж. Робинсон показала, что в последнем случае фирма достигает и увеличения объема выпуска продукции, и увеличения валового дохода.

Анализируя поведение монополий, Дж. Робинсон пытается оценить желательность ценовой дискриминации с точки зрения общества в целом. По ее мнению, с одной стороны, монополия, использующая дискриминацию в ценах (по сравнению с простой монополией, не практикующей такого поведения), повышает объем выпускаемой продукции. С другой стороны, ценовая дискриминация, сохраняя монопольно высокие цены, ведет к неправильному распределению ресурсов и к их общему недоиспользованию. Кроме того, монополизация производства, по мнению Дж. Робинсон, в любом случае неблагоприятно влияет на распределение богатства между людьми. [25]

В результате своих исследований Дж. Робинсон приходит к выводу, что возможность ценового маневрирования подрывает основные постулаты классической теории: независимость процесса ценообразования, отождествление равновесия спроса и предложения с оптимальным использованием ресурсов и оптимизацией общественного благосостояния. В этом ее принципиальное отличие от Чемберлина, который считал, что именно механизм монополистической конкуренции наилучшим образом обслуживает интересы экономического благосостояния.

Представителем технологической (или институциональной) концепции являлся Й. Шумпетер. В центре внимания Й. Шумпетера находились проблемы динамического развития рыночной системы, которое основано на распространении нововведений в различных сферах хозяйственной жизни. Он считал, что монопольные цены жизненно необходимы, так как освоение новой техники, выпуск новых товаров всегда связаны с определенным риском, который они и оправдывают. Монопольная прибыль же - это условие крупномасштабных инвестиций. Й. Шумпетер приходит к выводу, что все, что считалось дестабилизирующими факторами - монополии, экономические циклы, конкурентная борьба, в действительности представляют факторы ускорения прогресса. В своем учении Й. Шумпетер отказывается от модели совершенной конкуренции и господствующей теории рыночного равновесия Леона Вальраса в пользу динамического подхода, так как конкуренция, стремясь к равновесию, уничтожает прибыль. Основой экономического роста, по Й. Шумпетеру, являются инновации. [11.C.25]