Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 342
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Характеристика и классификация биоритмов
1.3 Циркадианные или околосуточные биоритмы
2.1. Гигиенические рекомендации к расписанию уроков
2.2. Анализ составленного расписания уроков 9 класса в образовательном учреждении.
Глава 3. Исследование индивидуума
3.2. Определение типа работоспособности
8. Если бы вам пришлось готовиться к сдаче экзаменов в условиях жесткого лимита времени и использовать для подготовки раннее утро (4-7 ч), насколько продуктивной была бы ваша работа в это время?
Баллы |
|
Абсолютно бесполезной. Я бы совершенно не мог работать. |
1 |
Была бы некоторая польза. |
2 |
Работа была бы достаточно эффективной. |
3 |
Работа была бы высокоэффективной. |
4 |
9. Чувствуете ли вы физическую усталость в первые полчаса после подъема?
Баллы |
|
Большая вялость (вплоть до полной разбитости) |
1 |
Небольшая вялость |
2 |
Не чувствую усталости |
3 |
Чувствую себя бодрым и отдохнувшим |
4 |
10. Если вам нужно идти на работу на следующий день, когда вы ляжете спать?
Баллы |
|
Не позже, чем обычно |
4 |
Позже на 1 час и меньше |
3 |
На 1-2 часа позже |
2 |
11. Легко ли вы засыпаете в обычных условиях?
Баллы |
|
Очень трудно |
1 |
Довольно трудно |
2 |
Довольно легко |
3 |
Очень легко |
4 |
12. Вы решили укрепить свое здоровье с помощью занятий физической культурой. Ваш друг предложил заниматься вместе по 1 часу два раза в неделю, лучшее время для вашего друга с 7 до 8 часов утра. Является ли этот период наилучшим и для вас?
В то время я бы находился в хорошей форме |
4 |
Я был бы довольно в хорошем состоянии |
3 |
Мне было бы трудно |
2 |
Мне было бы очень трудно |
1 |
13. В какое время вечером вы чувствуете себя настолько усталым, что должны лечь спать?
Часы |
Баллы |
20.00-21.00 |
5 |
21.01-22.15 |
4 |
22.16-00.45 |
3 |
00.46-2.00 |
2 |
2.01-3.00 |
1 |
14. Для выполнения двухчасовой работы, требующей от вас полной мобилизации умственных сил, какой из четырех предлагаемых периодов времени вы выбрали бы, если бы были совершенно свободны в планировании своего распорядка дня и руководствовались только личными желаниями?
Часы |
Баллы |
8.00-10.00 |
6 |
11.00-13.00 |
4 |
15.00-17.00 |
2 |
19.00-21.00 |
0 |
15. На сколько вы устаете к 23 часам?
Я очень устаю |
5 |
Я заметно устаю |
3 |
Я слегка устаю |
2 |
Я совершенно не устаю |
0 |
16. По какой-то причине вам пришлось лечь спать на несколько часов позже, чем обычно. На следующее утро нет необходимости вставать в определенное время. По какой из 4 предполагаемых схем вы будете себя вести?
Я проснусь в обычное время и больше не усну |
4 |
Я проснусь в обычное время и буду дремать |
3 |
Я проснусь в обычное время и снова засну |
2 |
Я проснусь позже, чем обычно |
1 |
17. Вы должны дежурить ночью. Следующий день у вас свободен. Какой из 4 предлагаемых вариантов будет для вас наиболее приемлемым?
Спать я буду только после ночного дежурства |
1 |
Перед дежурством я вздремну, а после дежурства лягу спать |
2 |
Перед дежурством я хорошо высплюсь, а после дежурства еще подремлю |
3 |
Я полностью высплюсь перед дежурством |
4 |
18. Вы должны в течение 2 ч выполнить тяжелую физическую работу. Какое время вы выберите для этого, если будете полностью свободны в планировании своего распорядка дня и сможете руководствоваться исключительно личными желаниями?
Часы |
Баллы |
5.00-6.45 |
5 |
6.46-7.45 |
4 |
7.46-9.45 |
3 |
9.46-10.45 |
2 |
10.46-12.00 |
1 |
19. Вы решили всерьез заняться спортом. Ваш друг предлагает тренироваться вместе 2 раза в неделю по 1 ч, лучшее время для него – 22-23ч. на сколько подходит, судя по самочувствию, это время для вас?
Да, я был бы в хорошей форме |
1 |
Пожалуй, я был бы в приемлемой форме |
2 |
Немного поздновато, я был бы в плохой форме |
3 |
Нет, в это время я бы совсем не мог тренироваться |
4 |
20. В котором часу вы вставали по утрам в детстве во время летних каникул, когда час подъема выбирался исключительно по вашему желанию?
Часы |
Баллы |
5.00-6.45 |
5 |
6.46-7.45 |
4 |
7.46-9.45 |
3 |
9.46-10.45 |
2 |
10.46-12.00 |
1 |
21. Представьте себе, что вы можете свободно выбирать свое рабочее время. Предположим, у вас 5 часовой рабочий день (включая перерывы) и ваша работа интересна и удовлетворяет вас. Выберите отрезок времени, когда эффективность вашей работы была бы наивысшей.
Часы |
Баллы |
00.01-5.00 |
1 |
5.01-8.00 |
5 |
8.01-10.00 |
4 |
10.01-16.00 |
3 |
16.01-21.00 |
2 |
21.01-00.00 |
1 |
Для оценки берется наиболее высокий балл
22. В какое время суток вы полностью достигаете "вершины" своей трудовой деятельности?
Часы |
Баллы |
00.01-4.00 |
1 |
4.01-8.00 |
5 |
8.01-9.00 |
4 |
9.01-14.00 |
3 |
14.01-17.00 |
2 |
17.01-00.00 |
1 |
23. Иногда приходится слышать о людях утреннего и вечернего типа, так называемых "жаворонков" и "совах". К какому из этих типов вы относите себя?
Четко к утреннему ("жаворонок") |
5 |
Скорее к утреннему, чем к вечернему |
4 |
Скорее к вечернему, чем к утреннему |
3 |
Четко к вечернему ("сова") |
2 |
Приложение 7
Дневник наблюдений за состоянием организма индивидуума в течение месяца (4.07 – 3.08. 2017)
день |
физическое самочувствие |
эмоциональное самочувствие |
интеллект |
4 июля |
Самочувствие в пределах нормы. Несмотря на пасмурную погоду, работоспособность высокая – выполняем ремонтные работы по дому, усталости не чувствуется. |
Самочувствие в пределах нормы. Не смотря на перепады настроения, нет ссор в семье. Равнодушно реагирую на пьяные скандалы соседей, которые длятся сутками (убить никого не хочется) |
Самочувствие в пределах нормы. Я в отпуске, поэтому нет ни каких идей – мозг просто отдыхает. |
5 июля |
|||
6 июля |
|||
7 июля |
|||
8 июля |
|||
9 июля |
|||
10 июля |
|||
11 июля |
«Прыгает» артериальное давление, в результате - головные боли. |
||
12 июля |
|||
13 июля |
|||
14 июля |
Состояние усугубилось обострением шейного остеохондроза. Резкие головные боли. Нет подвижности, поэтому не могу выполнять работу по дому. Посещение врача и приём лекарства. На фоне приёма лекарства начинается воспаление поджелудочной железы, желудка и печени. Нарушился сон. Недомогание, быстрое утомление. |
||
15 июля |
|||
16 июля |
На фоне физического недомогания настроение ухудшилось. Стала очень раздражительна, эмоционально не сдержана. Достаётся всем членам семьи. Отрицательная реакция на всё происходящее – всё раздражает и приводит в уныние. |
||
17 июля |
Думаю только лишь о том, как избавиться от боли. Идей в голову не приходит никаких. |
||
18 июля |
|||
19 июля |
|||
20 июля |
|||
21 июля |
|||
22 июля |
|||
23 июля |
В результате медикаментозного вмешательства самочувствие улучшилось. Вернулась подвижность и работоспособность. Впереди поездка в гости, поэтому и настрой работы организма меняется. |
Едем в гости в Удмуртию. Обычно тренирую в дороге мозг тем, что быстро складываю цифры в номерах, идущих на встречу машин, при том, ещё и разными способами. Что – то быстро не получается – торможу. Идей никаких нет. |
|
24 июля |
|||
25 июля |
|||
26 июля |
Состояние в норме. В огороде прополола все грядки, навела порядок во дворе. Усталость быстро не наступает. Сон короткий, но этого вполне достаточно, чтобы восстановить организм. |
Настроение улучшилось. Стала более адекватно реагировать на всё происходящее. Меньше раздражаюсь по поводу и без. Стала более сдержана в отношениях в семье. |
|
27 июля |
|||
28 июля |
|||
29 июля |
|||
30июля |
|||
31 июля |
Состояние в норме. Утром быстро встаю, быстро включаюсь в деятельность. Душа «поёт», потому что мы наконец – то доделали ремонт. Всё задуманное получилось. Приехала в гости любимая внучка, поэтому эмоции зашкаливают. |
Внешние факторы заставляют работать мозг. Внучка требует много внимания и поэтому всё время приходится придумывать новые занятия и развлечения, чтобы занять её свободное время. Идей не много, но фантазия начинает работать. |
|
1 августа |
|||
2 августа |
|||
3 августа |
-
Виленский М.Я. Физическая культура: учебник / М.Я. Виленский, А.Г. Горшков. - 2-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2016. — С. 26. ↑
-
Гора Е.П. Экология человека. Учебное пособие. /Е.П. Гора. - М.: Дрофа, 2007. – С. 36. ↑
-
Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И.Биология, 10 класс /Н.И. Сонин. – М.: Дрофа, 2016. – С. 243. ↑
-
Лекции по медицинской антропологии. Лекция 9. Введение в хрономедицину ТГУ им. Г.Р. Державина. URL: http://www.studfiles.ru (дата обращения 18.08.2017) ↑
-
Маркун Т.А. Классификация биоритмов /Т.А. Маркун// Островок здоровья. Записная книжка врача – гинеколога. Bono-esse.ru (Дата обращения 18. 08. 2017) ↑
-
Гора Е.П. Экология человека. Учебное пособие. /Е.П. Гора. - М.: Дрофа, 2007. – С. 365. ↑
-
Маркун Т.А. Классификация биоритмов /Т.А. Маркун// Островок здоровья. Записная книжка врача – гинеколога. URL: http://bono-esse.ru/blizzard/karta.html (Дата обращения 18. 08. 2017) ↑
-
Ахундов М.Д. Концепции пространства и времени. Истоки, эволюция, перспективы/ М.Д. Ахундов.- М.: Наука, 1982. – С.143. ↑
-
Биоритмы человека. Женский журнал Femmina.ru URL: http://www.femmina.ru/articles/346-biorhythm/9 (дата обращения 18.08.2017) ↑
-
Губин Г.Д., Герловин Е. Ш. Суточные ритмы биологических процессов и их адаптивное значение в онто- и филогенезе позвоночных/Г.Д. Губин, Е.Ш. Герловин. - Новосибирск: Наука, 1980. – С. 119. ↑
-
Сифр М. В безднах Земли/М. Сифр. – М.: Прогресс, 1982. – С. 92. ↑
-
Бродский В.Я., Нечаева Н.В. Новикова Н.Т. Ритм синтеза белка/Хрущёв Н.Г. – М.: Наука, 1988. С. 29. ↑
-
Уинфри А. Т. Время по биологическим часам/Уинфри А. - М.: Мир, 1990. – С. 176.. ↑
-
Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 Глава X. Гигиенические требования к режиму образовательного процесса.
-
Расчёт биоритмов. Биоритмы онлайн. GeoGult.Ru Астрологический дневник. URL: http://geocult.ru/bioritmyi-online-raschet (дата обращения 05.07. - 03.08.2017) ↑
-
Тест Хорна - Остберга для определения утреннего и вечернего типа работоспособности URL: http://www.hosyaushka.ru/circadian-rhythms.php (дата обращения 23.08.2017) ↑