Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 332
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Характеристика и классификация биоритмов
1.3 Циркадианные или околосуточные биоритмы
2.1. Гигиенические рекомендации к расписанию уроков
2.2. Анализ составленного расписания уроков 9 класса в образовательном учреждении.
Глава 3. Исследование индивидуума
3.2. Определение типа работоспособности
В результате исследования по данному тесту общая сумма набранных баллов равна 56, что соответствует слабо выраженному вечернему типу. Для достижения оптимальных результатов в умственной и физической работе больше подходит время с 17 часов и до 21 часа.
3.3. Результаты исследования по биоритмотесту
Для данного исследования необходимо каждый день в течение лунного месяца, в одно и тоже время, отвечать на вопросы таблицы. Вопросы отражают наиболее типичные состояния организма в течение суток: ночью, утром, днем и вечером.
На вопрос: "Как вам спалось прошлой ночью?" предусматривает два критерия оценки – положительный (количество) и глубина (качество) сна. Необходимо оценить оба критерия по семибалльной шкале (+3,+2, +1, 0, -1, -2, -3) и в клеточку, обозначающую день месяца, внести соответствующее число чёрных крестиков, если оценка положительная (+1, +2, +3) или красных, если оценка отрицательная (-1, -2, -3). При отсутствии определенного ответа клеточку оставлять пустой. Ежедневно баллы суммируются, подводится итог, затем строится кривая.
В результате исследования обнаружено, что в первой половине лунного месяца (с 1 по 11 лунные сутки) наблюдается неустойчивость биоритмов в организме, что отражается на общем самочувствии (значительные перепады настроения, психической и физической активности). Вторая половина лунного месяца (с 12 по 29 лунные сутки) более устойчивая в биоритмах, соответственно и общее самочувствие более ровное (нет резких перепадов настроения, психической и физической активности).
Биоритмотест |
июль |
август |
|||||||||||||||||||||||||||||
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
31 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
||
ночь |
продолжительность сна (достаточная, недостаточная) |
+ + |
+ + |
+ + |
+ + |
+ + |
+ + |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ + |
+ + + |
+ + |
+ + |
+ + |
+ + |
+ + + |
+ + |
+ + |
+ + |
+ + |
+ |
+ + |
+ + |
+ + |
+ + |
+ + + |
+ + |
+ + |
+ + |
качество сна (хорошее, плохое) |
+ + |
+ + |
+ + |
+ + |
+ + |
+ |
+ |
+ + |
+ |
+ + |
+ + |
+ + |
+ + + |
+ + + |
+ + + |
+ + |
+ + |
+ + |
+ + |
+ |
+ |
+ |
+ + + |
+ + + |
+ + + |
+ + |
+ + |
+ + + |
+ + |
+ + + |
|
утро |
скорость включения в работу (быстро, медленно) |
+ |
+ |
+ + |
+ |
+ |
+ |
+ + |
+ + |
+ |
+ |
+ + |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ + |
+ |
0 |
+ |
0 |
+ + |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ + |
+ |
+ |
+ |
+ + |
тонус (бодрость, вялость) |
+ + |
+ + |
+ |
+ |
+ + |
+ + |
+ |
+ + |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ + |
+ + |
+ + |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ + |
+ |
+ |
+ + |
+ + |
+ + |
+ |
+ |
+ + |
+ |
+ + |
|
настроение (жизнерадостное, пониженное) |
+ |
+ |
+ + |
+ + |
+ |
+ |
+ + |
+ |
0 |
+ |
+ + |
+ + + |
+ |
+ |
+ |
+ + |
+ + + |
+ + |
+ + + |
+ |
+ |
0 |
+ |
+ |
+ |
+ + |
+ + + |
+ |
+ |
0 |
|
день |
тонус (высокий, сонливость) |
+ + |
+ |
+ + |
+ + |
+ |
+ |
+ + |
+ |
+ |
+ |
+ + |
+ + |
+ + + |
+ + + |
+ |
+ + |
+ + |
+ + |
+ + |
+ + + |
+ |
+ |
+ + + |
+ + + |
+ |
+ + |
+ + |
+ + + |
+ |
+ |
работоспособность (высокая, низкая) |
+ + |
+ |
+ + |
+ + |
+ + |
+ |
+ + + |
0 |
+ |
+ + |
+ + + |
+ + |
+ + |
+ + |
+ |
+ + + |
+ + |
+ + + |
+ + |
+ + |
+ + |
+ + |
+ + |
+ + |
+ |
+ + + |
+ + |
+ + |
+ |
0 |
|
вечер |
тонус (прилив сил, усталость) |
+ |
+ |
+ |
+ + |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ + |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ + |
+ |
+ |
+ |
0 |
+ + |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ + |
+ |
0 |
+ + |
потребность в сне (есть, нет) |
0 |
+ + + |
+ + |
+ + + |
+ |
+ + + |
+ + |
+ + + |
+ + + |
+ + |
+ + |
+ + + |
+ |
0 |
+ + + |
+ + |
+ + + |
+ + |
+ + |
+ + + |
+ + |
+ + + |
+ |
0 |
+ + + |
+ + |
+ + + |
+ |
+ + |
+ + + |
|
Общее самочувствие на протяжении суток (хорошее, плохое) |
+ + |
0 |
+ |
+ + |
+ + |
+ + |
+ + |
0 |
0 |
+ + |
+ |
+ |
+ + |
+ + |
+ + |
0 |
+ |
+ + |
+ + |
0 |
+ |
+ |
+ |
+ + |
+ + |
+ + |
+ |
+ + |
0 |
||
Сумма баллов: - положительных - отрицательных. Всего баллов за сутки |
15 |
9 |
16 |
17 |
15 |
10 |
16 |
4 |
8 |
9 |
18 |
17 |
19 |
18 |
17 |
10 |
18 |
16 |
18 |
14 |
13 |
7 |
17 |
19 |
18 |
17 |
10 |
17 |
19 |
4 |
|
0 |
5 |
1 |
2 |
0 |
5 |
1 |
9 |
2 |
4 |
1 |
1 |
2 |
0 |
5 |
1 |
2 |
1 |
0 |
1 |
0 |
5 |
1 |
2 |
0 |
0 |
5 |
1 |
2 |
11 |
||
17 |
4 |
15 |
15 |
15 |
5 |
15 |
-5 |
6 |
5 |
17 |
16 |
17 |
18 |
12 |
9 |
16 |
15 |
18 |
13 |
13 |
2 |
16 |
17 |
18 |
17 |
5 |
16 |
17 |
-7 |
+ - интервал от +3 до +1
+ -интервал от -3 до -1
Диаграмма по биоритмотесту
25
20
15
10
5
0
1 3 5 7 9 11 13 15 17 19 21 23 25 27 29
-5 дни
-10
3.4. Результаты исследования по штрих-тесту
Для того, чтобы проверить результаты самооценки своего состояния, проводят контрольные испытания с помощью штрих-теста.
Испытуемый в максимально быстром темпе на чистом листе бумаги шариковой ручкой в одну или несколько строчек чертят, возможно, большее количество вертикально не совпадающих линий высотой около сантиметра. Подсчитывается число штрихов, сделанное за 30 секунд. Поскольку в течение дня работоспособность меняется, лучше получить усредненное значение выполнения штрих-теста. Оптимально – выполнять этот тест каждые 2 часа. Первый контрольный срез проводится в 7 часов, а последний в 23 часа. По выполнению данного теста строится кривая.
В результате проведенного теста определено время наивысшей работоспособности (с 17.00 до 21.00 часов), период утомляемости наступает в районе 13.00 – 15.00 часов. Во второй половине дня пик работоспособности приходится на период с 17.00 до 19.00 часов, период утомления наступает с 22.00 часов.
Норма |
Время |
Выполнено |
Отклонение |
165 |
||||||||||
160 |
7.00 |
132 |
-28 |
160 |
||||||||||
9.00 |
141 |
-19 |
155 |
|||||||||||
11.00 |
154 |
-6 |
150 |
|||||||||||
13.00 |
138 |
-22 |
145 |
|||||||||||
15.00 |
142 |
-18 |
140 |
|||||||||||
17.00 |
161 |
+1 |
135 |
|||||||||||
19.00 |
157 |
-3 |
130 |
|||||||||||
21.00 |
159 |
-1 |
125 |
|||||||||||
23.00 |
149 |
-11 |
120 |
|||||||||||
115 |
||||||||||||||
110 |
||||||||||||||
105 |
||||||||||||||
7.00 |
9.00 |
11.00 |
13.00 |
15.00 |
17.00 |
19.00 |
21.00 |
23.00 |
Подведём итог. По данным исследований можно сделать вывод, что организм человека подстраивается под ритмы природы. Фазы активности чередуются с фазами спада (как в теории, так и на практике). Установлено, что по работоспособности испытуемый относится больше к вечернему типу, то есть к «совам». Пик работоспособности приходится на вечернее время. На состояние организма в течение суток влияют внешние факторы и как ни странно, но уже сказываются на самочувствии изменения погоды. При глубоком анализе результатов наблюдений можно корректировать поведение испытуемого так, чтобы организм без особых усилий справлялся с той или иной ситуацией.
Заключение
В ходе работы по выбранной теме проанализирована литература, определена важность изучения и учета биоритмов человека.
Было установлено, что изучением биоритмов занимается несколько отраслей биологии, в том числе и биоритмология. Наука ещё молода, но уже сейчас она имеет большое практическое значение.
Биоритмологические разработки необходимы и для совершенствования системы медицинского обеспечения людей, участвующих в освоении северных и восточных регионов страны, для улучшения методов ранней диагностики заболеваний, качества медицинских прогнозов и повышения эффективности лечебных мероприятий. Нужны научные рекомендации по оптимальной временной структуре учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся - суточной динамики показателей памяти, внимания, образного и конкретного мышления. Работа необходима и для снабжения жителей планеты продовольствием (искусственно изменяя сезонные циклы освещения и температуры, можно добиться массового цветения растений и плодоношения в теплицах).
Исследованием вопросов биоритмологии занимаются во многих учреждениях Мира, но работа не согласована, что мешает развитию молодой науки.
Так же была рассмотрена градация биоритмов в трудах различных учёных по длине периода, источнику происхождения и выполняемым функциям.
В результате проведенных исследований индивидуума был определен тип его работоспособности; выявлены часы максимальной и минимальной активности в течение суток; действие лунно-земных связей на организм в течение лунных суток.
Таким образом, учет индивидуальных биоритмов поможет правильно организовать, как режим дня, так и различные режимы деятельности в течение лунных суток для оптимальной психической и физической активности испытуемого.
Для выравнивания биоритмов необходимо поступать следующим образом.
1. Соблюдать ритм бодрствования и сна. Вовремя ложиться спать и просыпаться. Умеренная физическая нагрузка в течение дня будет дополнительно стимулировать внутриклеточные процессы распада и синтеза – основы существования жизни.
2. Регулировать в течение дня общий заряд организма. Для этого необходимо больше двигаться в дневной время, ибо в человеческом организме хорошая циркуляция энергетики возможна в вертикальном положении (в горизонтальном положении заряд располагается совсем по-другому, нарушается разность потенциалов между подошвами ног и головой).