ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 336

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Подведём итог. Факторы окружающей среды имеют сигнальное значение, благодаря им развиваются опережающие реакции приспособления, вырабатываются адаптивные суточные, сезонные, годовые ритмы. Все в организме (каждый орган, клетка, состав крови, температура тела и т.д.) имеет свой собственный ритм, измеряющийся в секундах, часах, днях, неделях и даже годах.

Большинство процессов, происходящих в организме, синхронизированы с периодическими солнечно-лунно-земными, а так же космическими влияниями. Любая живая система, в том числе и человек, постоянно находится в состоянии обмена информацией, энергией и веществом с окружающей средой. Если по каким-либо причинам этот обмен (на любом уровне – информационном, энергетическом и материальном) нарушается, то это отрицательное сказывается на развитии и жизнедеятельности организма.

Глава 2. Особенности составления расписания занятий в образовательном учреждении с учётом биоритмов обучающихся

2.1. Гигиенические рекомендации к расписанию уроков

Современными научными исследованиями установлено, что биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10 - 12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма.

Поэтому в расписании уроков для обучающихся I ступени обучения образования основные предметы должны проводиться на 2 - 3-х уроках, а для обучающихся II и III ступени образования - на 2, 3, 4 уроках.

Неодинакова умственная работоспособность обучающихся в разные дни учебной недели. Ее уровень нарастает к середине недели и остается низким в начале (понедельник) и в конце (пятница) недели.

Поэтому распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в расписание уроков включаются предметы, соответствующие наивысшему баллу по шкале трудности, либо со средним баллом и наименьшим баллом по шкале трудности, но в большем количестве, чем в остальные дни недели. Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день.


Занятия физической культурой рекомендуется предусматривать в числе последних уроков. После уроков физической культуры не проводятся уроки с письменными заданиями и контрольные работы.

При правильно составленном расписании уроков наибольшее количество баллов за день по сумме всех предметов должно приходиться на вторник и (или) среду.

При составлении расписания уроков рекомендуется пользоваться таблицей И.Г. Сивкова (1975 г.), в которой трудность каждого предмета ранжируется в баллах. (Приложение 1)

В Гигиенических требованиях к условиям и режиму образовательного процесса говорится:

- пункт 10.5. Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана общеобразовательного учреждения, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, не должно в совокупности превышать величину недельной образовательной нагрузки.

Величину недельной образовательной нагрузки (количество учебных занятий), реализуемую через урочную и внеурочную деятельность, определяют в соответствии с таблицей 4. (Приложение 2)

- пункт 10.6. Образовательную недельную нагрузку необходимо равномерно распределять в течение учебной недели, при этом объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня должен составлять:

- для обучающихся 1-х классов не должен превышать 4 уроков и 1 день в неделю - не более 5 уроков за счет урока физической культуры;

- для обучающихся 2 - 4-х классов - не более 5 уроков, и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры при 6-дневной учебной неделе;

- для обучающихся 5 - 6-х классов - не более 6 уроков;

- для обучающихся 7 - 11-х классов - не более 7 уроков.

Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий. Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных занятий и последним уроком рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут.

- пункт 10.7. Расписание уроков составляют с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов.

- пункт 10.8. При составлении расписания уроков следует чередовать различные по сложности предметы в течение дня и недели: для обучающихся I ступени образования основные предметы (математика, русский и иностранный язык, природоведение, информатика) чередовать с уроками музыки, изобразительного искусства, труда, физической культуры; для обучающихся II и III ступени образования предметы естественно-математического профиля чередовать с гуманитарными предметами.


Для обучающихся 1-х классов наиболее трудные предметы должны проводить на 2-м уроке; 2 - 4-х классов - 2 - 3-м уроках; для обучающихся 5 - 11-х классов на 2 - 4-м уроках.

В начальных классах сдвоенные уроки не проводятся.

В течение учебного дня не следует проводить более одной контрольной работы. Контрольные работы рекомендуется проводить на 2 - 4-м уроках.

- пункт 10.9. Продолжительность урока (академический час) во всех классах не должна превышать 45 минут, за исключением 1-го класса. Плотность учебной работы обучающихся на уроках по основным предметам должна составлять 60 - 80%.

- пункт 10.11. Для предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня работоспособности в течение недели обучающиеся должны иметь облегченный учебный день в четверг или пятницу.

- пункт 10.12. Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой перемены (после 2-го или 3-го уроков) - 20 - 30 минут. Вместо одной большой перемены допускается после 2-го и 3-го уроков устанавливать две перемены по 20 минут каждая.

Рекомендуется организовывать перемены на открытом воздухе. С этой целью при проведении ежедневной динамической паузы рекомендуется увеличить продолжительность большой перемены до 45 минут, из которых не менее 30 минут отводится на организацию двигательно-активных видов деятельности обучающихся на спортплощадке учреждения, в спортивном зале или в рекреациях.

- пункт 10.14. Использование в учебном процессе инновационных образовательных программ и технологий, расписаний занятий, режимов обучения возможно при отсутствии их неблагоприятного влияния на функциональное состояние и здоровье обучающихся.

- пункт 10.20. Для удовлетворения биологической потребности в движении независимо от возраста обучающихся рекомендуется проводить не менее 3 уроков физической культуры в неделю, предусмотренных в объеме максимально допустимой недельной нагрузки. Заменять уроки физической культуры другими предметами не допускается[14].

При правильном составлении расписания уроков наибольшее количество баллов за день по сумме всех предметов должно приходиться на вторник и (или) четверг, в то время как среда была бы несколько облегчённым днём. К такому распределению недельной нагрузки следует стремиться при составлении расписания для средних школьников.

Расписание составлено не правильно, когда наибольшее число баллов за день приходиться на крайние дни недели или когда оно одинаково во все дни недели.


2.2. Анализ составленного расписания уроков 9 класса в образовательном учреждении.

Дети 9 класса занимаются шесть дней в неделю. Продолжительность урока 40 минут. Уроки начинаются в 9 – 00. После 1, 2, 5 уроков перемены по 10 минут. После 3 и 4 уроков перемены по 20 минут. Занятия проходят по следующему расписанию:

Пн

Вт

Ср

Чт

Пт

Сб

1

Русский язык

Английский язык

Химия

Физика

Химия

Литература

2

Физика

Литература

Физкультура

История

Английский язык

спецкурс «Твой профессиональный выбор»

3

История

Информатика

Биология

Русский язык

История

спецкурс «Сочинения разных жанров»

4

Алгебра

Геометрия

Биология

Алгебра

Геометрия

спецкурс «Камнерезный промысел»

5

Литература

География

Алгебра

Информатика

География

6

Физкультура

Обществознание

Английский язык

спецкурс «Математика за пределами урока»

Физкультура

7

МХК

При анализе расписания следует учитывать, что в сельской школе, а именно в нашей, педагогический коллектив не большой, поэтому русский язык и литературу ведёт 1 учитель; химию, физику и биологию - 1 учитель; историю и МХК - 1 учитель. Завучу школы очень сложно составить расписание, соответствующее всем требованиям норм.

Анализ по количеству баллов:

Сразу видно, что по количеству баллов расписание составлено неправильно. На понедельник выпадает большое количество – 51 балл, в среду – 45 баллов, в четверг – 49 баллов, суббота не загружена совсем. Не учитывается разная умственная работоспособность учащихся по дням недели. Если во вторник и среду должна быть самая большая нагрузка, то по анализу видно, что во вторник условие соблюдается, а в среду нет. Распределение основных предметов приближено к норме.


Спецкурс «Математика за пределами урока» не правильно включен в расписание, так как не соблюдается перерыв между основными занятиями и факультативными. Остальные занятия по спецкурсам вынесены на субботу (это не противоречит требованиям СанПиН).

Недельная норма нагрузки в 9 классе 36 часов. Распределение предметов соответствует количеству часов по программе и соответствует общему количеству часов.

Если придерживаться всех норм и правил, можно порекомендовать такое расписание:

Пн

Вт

Ср

Чт

Пт

Сб

1

История

Обществознание

Физика

Русский язык

Химия

Английский язык

2

Химия

География

Английский язык

Информатика

История

Физика

3

Русский язык

Английский язык

Алгебра

Литература

Геометрия

История

4

Алгебра

Геометрия

Физкультура

Алгебра

Физкультура

Физкультура

5

География

Литература

Биология

Литература

6

Информатика

Биология

с/к «Твой профессио

нальный выбор»

7

с/к «Математика за пределами урока»

МХК

с/к «Сочинения разных жанров»

8

с/к «Камнерезный промысел»

Б

40

47

45

27

39

34

Анализ по количеству баллов:

Подведём итог. В образовательном учреждении для эффективности обучения обучающихся на разных ступенях развития учитываются особенности физиологического состояния детей и подростков. Образовательное учреждение, исходя из возможностей, по максимуму приближает составление расписания учебных занятий в соответствии с требованиями и рекомендациями. Но следует отметить, что при составлении расписания необходимо учитывать следующее: