Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 331
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Характеристика и классификация биоритмов
1.3 Циркадианные или околосуточные биоритмы
2.1. Гигиенические рекомендации к расписанию уроков
2.2. Анализ составленного расписания уроков 9 класса в образовательном учреждении.
Глава 3. Исследование индивидуума
3.2. Определение типа работоспособности
3. Чтобы самостоятельно подобрать для себя ритм активной и пассивной недели, надо внимательно проследить за колебаниями своего настроения, физической и интеллектуальной активности. Для этого в течение 1-2 месяцев необходимо вести дневник и записывать свои физические нагрузки, фиксируя реакцию организма на них и т.д. Анализируя эти показания, можно зафиксировать, что они меняются. Там, где вы более активны, - вам помогает межпланетное поле магнитной "подкачкой", и наоборот.
Список использованных источников
- Ахундов М.Д. Концепции пространства и времени. Истоки, эволюция, перспективы/ М.Д. Ахундов.- М.: Наука, 1982. – 223 с.
- Биоритмы человека. Женский журнал Femmina.ru URL: http://www.femmina.ru/articles/346-biorhythm/9 (дата обращения 18.08.2017)
- Большая советская энциклопедия /БСЭ. – М.: Советская энциклопедия, 1926—1978гг. - 30 томов
- Бродский В.Я., Нечаева Н.В. Новикова Н.Т. Ритм синтеза белка/Хрущёв Н.Г. – М.: Наука, 1988. 239 с.
- Виленский М.Я. Физическая культура: учебник / М.Я. Виленский, А.Г. Горшков. - 2-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2016. — 214 с.
- Гора Е.П. Экология человека. Учебное пособие. /Е.П. Гора. - М.: Дрофа, 2007. - 544 с.
- Губин Г.Д., Герловин Е. Ш. Суточные ритмы биологических процессов и их адаптивное значение в онто- и филогенезе позвоночных/Г.Д. Губин, Е.Ш. Герловин. - Новосибирск: Наука, 1980. – 291 с.
- Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И.Биология, 10 класс /Н.И. Сонин. – М.: Дрофа, 2016. - 276 с.
- Комаров Ф.И., Рапопорт С.И. Хронобиология и хрономедицина/ Ф.И. Комаров., С.И. Рапопорт - М.: «Триада – Х», 2000. – 488 с.
- Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции / Н.А. Кун.– М.: ГУПИ МП РСФСР, 1954. – 445 с.
- Лекции по медицинской антропологии. Лекция 9. Введение в хрономедицину. ТГУ им. Г.Р. Державина. URL: http://www.studfiles.ru (дата обращения 18.08.2017)
- Маркун Т.А. Классификация биоритмов /Т.А. Маркун// Островок здоровья. Записная книжка врача – гинеколога. URL: http://bono-esse.ru/blizzard/karta.html (Дата обращения 18.08.2017)
- Моисеева Н.И., Сысуев В.М. Временная среда и биологические ритмы/Т.А. Маркун. - Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1981. — 128 с.
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях""
- Расчёт биоритмов. Биоритмы онлайн. GeoGult.Ru Астрологический дневник. URL: http://geocult.ru/bioritmyi-online-raschet (дата обращения 05.07. - 03.08.2017)
- Сифр М. В безднах Земли/М. Сифр. – М.: Прогресс, 1982. – 173 с.
- Смирнова В.М. Физиология человека. Учебник./ В.М. Смирнова. - М.: Медицина, 2002. – 417 с.
- Тест Хорна - Остберга для определения утреннего и вечернего типа работоспособности. URL: http://www.hosyaushka.ru/circadian-rhythms.php (дата обращения 23.08.2017)
- Уинфри А. Т. Время по биологическим часам/ А.Уинфри - М.: Мир, 1990. – 214 с.
- Шеперд Г. Нейробиология / Н.Ю. Алексеенко, Н.Н. Алипов, О.В. Левашов, Г.И. Рожкова. – В 2 т. – Т.1.- Мир, 1987. – 455 с.
Приложение 1
Таблица 1
Шкала трудности предметов для 1-4 классов
Общеобразовательные предметы |
Количество баллов (ранг трудности) |
Математика |
8 |
Русский (национальный, иностранный язык) |
7 |
Природоведение, информатика |
6 |
Русская (национальная) литература |
5 |
История (4 классов) |
4 |
Рисование и музыка |
3 |
Труд |
2 |
Физическая культура |
1 |
Таблица 2
Шкала трудности учебных предметов, изучаемых в 5-9 классах
Общеобразовательные предметы |
Количество баллов (ранг трудности) |
||||
5 класс |
6 класс |
7 класс |
8 класс |
9 класс |
|
Химия |
- |
- |
13 |
10 |
12 |
Геометрия |
- |
- |
12 |
10 |
8 |
Физика |
- |
- |
8 |
9 |
13 |
Алгебра |
- |
- |
10 |
9 |
7 |
Экономика |
- |
- |
- |
- |
11 |
Черчение |
- |
- |
- |
5 |
4 |
Мировая художественная культура (МХК) |
- |
- |
8 |
5 |
5 |
Биология |
10 |
8 |
7 |
7 |
7 |
Математика |
10 |
13 |
- |
- |
- |
Иностранный язык |
9 |
11 |
10 |
8 |
9 |
Русский язык |
8 |
12 |
11 |
7 |
6 |
Краеведение |
7 |
9 |
5 |
5 |
- |
Природоведение |
7 |
8 |
- |
- |
- |
География |
- |
7 |
6 |
6 |
5 |
Граждановедение |
6 |
9 |
9 |
5 |
- |
История |
5 |
8 |
6 |
8 |
10 |
Ритмика |
4 |
4 |
- |
- |
- |
Труд |
4 |
3 |
2 |
1 |
4 |
Литература |
4 |
6 |
4 |
4 |
7 |
ИЗО |
3 |
3 |
1 |
3 |
- |
Физическая культура |
3 |
4 |
2 |
2 |
2 |
Экология |
3 |
3 |
3 |
6 |
1 |
Музыка |
2 |
1 |
1 |
1 |
- |
Информатика |
4 |
10 |
4 |
7 |
7 |
ОБЖ |
1 |
2 |
3 |
3 |
3 |
Таблица 3
Шкала трудности учебных предметов, изучаемых в 10-11 классах
Общеобразовательные предметы |
Количество баллов (ранг трудности) |
Физика |
12 |
Геометрия, химия |
11 |
Алгебра |
10 |
Русский язык |
9 |
Литература, иностранный язык |
8 |
Биология |
7 |
Информатика, Экономика |
6 |
История, Обществознание, МХК |
5 |
Астрономия |
4 |
География, Экология |
3 |
ОБЖ, Краеведение |
2 |
Физическая культура |
1 |
Приложение 2
Таблица 4
Гигиенические требования к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки
Классы |
Максимально допустимая недельная нагрузка в академических часах |
|
При 6-дневной неделе, не более |
При 5-дневной неделе, не более |
|
1 |
- |
21 |
2-4 |
26 |
23 |
5 |
32 |
29 |
6 |
33 |
30 |
7 |
35 |
32 |
8-9 |
36 |
33 |
10-11 |
37 |
34 |
Приложение 3
Таблица 5
Характеристика биоритмов человека
Виды биоритмов |
Наследуемость |
Устойчивость |
Видовая специфичность |
Физиологические |
Врожденные |
Постоянны в покое, быстро (секунды-минуты) изменяются при изменении интенсивности работы организма |
Характерна |
Геофизические |
Врожденные |
Весьма устойчивы, могут медленно изменяться через несколько поколений при изменении среды обитания. Некоторые (менструальный цикл) вообще не изменяются |
Свойственна некоторым биоритмам (например, менструальному циклу) |
Геосоциальные |
"Сплав" врожденных и приобретенных ритмов с преобладанием последних |
Устойчивы, но могут медленно изменяться при изменении режима труда и отдыха, места жительства |
Нехарактерна |
Таблица 6 |
Классификация биоритмов человека |
|
Наименование биоритмов |
Частота биоритмов |
Основные физиологические ритмы |
|
Циклы электроэнцефалограммы: альфа-ритм |
8 – 13 /с |
Циклы сердечной деятельности |
60 – 80 /мин |
Дыхательные циклы |
14 - 18 /мин |
Циклы пищеварительной системы:
|
6-12 /мин 3 /мин 1 / 1,5 ч |
Геосоциальные биоритмы |
|
Околосуточные (циркадианные): |
|
ультрадианные (уровень работоспособности, гормональные сдвиги и др.) |
0,5 – 0,7 /сут |
циркадианные (уровень работоспособности, интенсивность метаболизма и деятельности внутренних органов и др.) |
0,8 – 1,2 /сут |
инфрадианные (например выделение некоторых гормонов с мочой) |
1 / (28 ч – 4 сут) |
Околонедельные (циркасептанные), например, уровень работоспособности |
1 / (7±3 сут) |
Геофизические биоритмы |
|
Околомесячные (циркатригинтанные), например, менструальный цикл) |
1 / (30±5 сут) |
Окологодичные (цирканнуальные): |
|
ультраннулярные (сопротивление дыхательных путей у женщин) |
1 / (несколько мес) |
цирканнулярные (сопротивление дыхательных путей у мужчин, содержание В-лимфоцитов у человека, обмен веществ) |
1 / (около года) |
Приложение 4
Таблица 7
Классификация биологических ритмов в зависимости от того, какие процессы проявления жизнедеятельности и уровня организации этими ритмами отражены (по: Н. И. Моисеева, В. М. Сысуев, 1981)[13]
Приложение 5
Приливы активности органов человека
Приложение 6
Тест Хорна - Остберга (Ostberg O., 1976). для определения утреннего и вечернего типа работоспособности.[16]
1. Когда бы вы предпочли вставать, если бы были совершенно свободны в выборе своего распорядка дня и руководствовались при этом исключительно личными желаниями?
Часы зимой |
Часы летом |
Баллы |
5.00-6.45 |
4.00-5.45 |
5 |
6.46-8.15 |
5.46-7.15 |
4 |
8.16-10.45 |
7.16-9.45 |
3 |
10.46-12.00 |
9.46-11.00 |
2 |
12.01-13.00 |
11.01-12.00 |
1 |
2. Когда бы вы предпочли ложиться спать, если бы планировали свое вечернее время совершенно свободно и руководствовались бы при этом исключительно личными желаниями?
Часы зимой |
Часы летом |
Баллы |
20.00-20.45 |
21.00-21.45 |
5 |
20.46-21.30 |
21.46-22.30 |
4 |
21.31-00.15 |
22.31-1.15 |
3 |
00.16-1.30 |
1.16-2.30 |
2 |
1.31-3.00 |
2.31-4.00 |
1 |
3. Нужен ли вам будильник, если утром вы должны встать в строго определенное время?
Баллы |
|
Совершенно не нужен |
4 |
В отдельных случаях нужен |
3 |
Нужен почти всегда |
2 |
Не могу обойтись без будильника |
1 |
4. Если бы вам пришлось готовиться к сдаче экзаменов в условиях жесткого лимита времени и использовать для занятий ночь (23-2 ч), насколько продуктивной была бы ваша работа в это время?
Баллы |
|
Абсолютно бесполезной. Я бы совершенно не мог работать. |
4 |
Была бы некоторая польза. |
3 |
Работа была бы достаточно эффективной. |
2 |
Работа была бы высокоэффективной. |
1 |
5. Легко ли вы встаете утром?
Баллы |
|
Очень трудно |
1 |
Довольно трудно |
2 |
Довольно легко |
3 |
Очень легко |
4 |
6. Чувствуете ли вы себя полностью проснувшимся в первые полчаса после подъема?
Баллы |
|
Не чувствую: очень большая сонливость |
1 |
Чувствую небольшую сонливость |
2 |
Довольно ясная голова |
3 |
Полная ясность мыслей |
4 |
7. Каков ваш аппетит в первые полчаса после подъема?
Баллы |
|
Аппетита совершенно нет |
1 |
Аппетит снижен |
2 |
Довольно хороший аппетит |
3 |
Прекрасный аппетит |
4 |