ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 344

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3. Чтобы самостоятельно подобрать для себя ритм активной и пассивной недели, надо внимательно проследить за колебаниями своего настроения, физической и интеллектуальной активности. Для этого в течение 1-2 месяцев необходимо вести дневник и записывать свои физические нагрузки, фиксируя реакцию организма на них и т.д. Анализируя эти показания, можно зафиксировать, что они меняются. Там, где вы более активны, - вам помогает межпланетное поле магнитной "подкачкой", и наоборот.

Список использованных источников

  1. Ахундов М.Д. Концепции пространства и времени. Истоки, эволюция, перспективы/ М.Д. Ахундов.- М.: Наука, 1982. – 223 с.
  2. Биоритмы человека. Женский журнал Femmina.ru URL: http://www.femmina.ru/articles/346-biorhythm/9 (дата обращения 18.08.2017)
  3. Большая советская энциклопедия /БСЭ. – М.: Советская энциклопедия, 1926—1978гг. - 30 томов
  4. Бродский В.Я., Нечаева Н.В. Новикова Н.Т. Ритм синтеза белка/Хрущёв Н.Г. – М.: Наука, 1988. 239 с.
  5. Виленский М.Я. Физическая культура: учебник / М.Я. Виленский, А.Г. Горшков. - 2-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2016. — 214 с.
  6. Гора Е.П. Экология человека. Учебное пособие. /Е.П. Гора. - М.: Дрофа, 2007. - 544 с.
  7. Губин Г.Д., Герловин Е. Ш. Суточные ритмы биологических процессов и их адаптивное значение в онто- и филогенезе позвоночных/Г.Д. Губин, Е.Ш. Герловин. - Новосибирск: Наука, 1980. – 291 с.
  8. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И.Биология, 10 класс /Н.И. Сонин. – М.: Дрофа, 2016. - 276 с.
  9. Комаров Ф.И., Рапопорт С.И. Хронобиология и хрономедицина/ Ф.И. Комаров., С.И. Рапопорт - М.: «Триада – Х», 2000. – 488 с.
  10. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции / Н.А. Кун.– М.: ГУПИ МП РСФСР, 1954. – 445 с.
  11. Лекции по медицинской антропологии. Лекция 9. Введение в хрономедицину. ТГУ им. Г.Р. Державина. URL: http://www.studfiles.ru (дата обращения 18.08.2017)
  12. Маркун Т.А. Классификация биоритмов /Т.А. Маркун// Островок здоровья. Записная книжка врача – гинеколога. URL: http://bono-esse.ru/blizzard/karta.html (Дата обращения 18.08.2017)
  13. Моисеева Н.И., Сысуев В.М. Временная среда и биологические ритмы/Т.А. Маркун. - Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1981. — 128 с.
  14. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях""
  15. Расчёт биоритмов. Биоритмы онлайн. GeoGult.Ru Астрологический дневник. URL: http://geocult.ru/bioritmyi-online-raschet (дата обращения 05.07. - 03.08.2017)
  16. Сифр М. В безднах Земли/М. Сифр. – М.: Прогресс, 1982. – 173 с.
  17. Смирнова В.М. Физиология человека. Учебник./ В.М. Смирнова. - М.: Медицина, 2002. – 417 с.
  18. Тест Хорна - Остберга для определения утреннего и вечернего типа работоспособности. URL: http://www.hosyaushka.ru/circadian-rhythms.php (дата обращения 23.08.2017)
  19. Уинфри А. Т. Время по биологическим часам/ А.Уинфри - М.: Мир, 1990. – 214 с.
  20. Шеперд Г. Нейробиология / Н.Ю. Алексеенко, Н.Н. Алипов, О.В. Левашов, Г.И. Рожкова. – В 2 т. – Т.1.- Мир, 1987. – 455 с.

Приложение 1

Таблица 1

Шкала трудности предметов для 1-4 классов

Общеобразовательные предметы

Количество баллов

(ранг трудности)

Математика

8

Русский (национальный, иностранный язык)

7

Природоведение, информатика

6

Русская (национальная) литература

5

История (4 классов)

4

Рисование и музыка

3

Труд

2

Физическая культура

1

Таблица 2

Шкала трудности учебных предметов, изучаемых в 5-9 классах

Общеобразовательные предметы

Количество баллов (ранг трудности)

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

Химия

-

-

13

10

12

Геометрия

-

-

12

10

8

Физика

-

-

8

9

13

Алгебра

-

-

10

9

7

Экономика

-

-

-

-

11

Черчение

-

-

-

5

4

Мировая художественная культура (МХК)

-

-

8

5

5

Биология

10

8

7

7

7

Математика

10

13

-

-

-

Иностранный язык

9

11

10

8

9

Русский язык

8

12

11

7

6

Краеведение

7

9

5

5

-

Природоведение

7

8

-

-

-

География

-

7

6

6

5

Граждановедение

6

9

9

5

-

История

5

8

6

8

10

Ритмика

4

4

-

-

-

Труд

4

3

2

1

4

Литература

4

6

4

4

7

ИЗО

3

3

1

3

-

Физическая культура

3

4

2

2

2

Экология

3

3

3

6

1

Музыка

2

1

1

1

-

Информатика

4

10

4

7

7

ОБЖ

1

2

3

3

3


Таблица 3

Шкала трудности учебных предметов, изучаемых в 10-11 классах

Общеобразовательные предметы

Количество баллов

(ранг трудности)

Физика

12

Геометрия, химия

11

Алгебра

10

Русский язык

9

Литература, иностранный язык

8

Биология

7

Информатика, Экономика

6

История, Обществознание, МХК

5

Астрономия

4

География, Экология

3

ОБЖ, Краеведение

2

Физическая культура

1

Приложение 2

Таблица 4

Гигиенические требования к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки

Классы

Максимально допустимая недельная нагрузка

в академических часах

При 6-дневной неделе,

не более

При 5-дневной неделе,

не более

1

-

21

2-4

26

23

5

32

29

6

33

30

7

35

32

8-9

36

33

10-11

37

34

Приложение 3

Таблица 5

Характеристика биоритмов человека

Виды биоритмов

Наследуемость

Устойчивость

Видовая специфичность

Физиологические

Врожденные

Постоянны в покое, быстро (секунды-минуты) изменяются при изменении интенсивности работы организма

Характерна

Геофизические

Врожденные

Весьма устойчивы, могут медленно изменяться через несколько поколений при изменении среды обитания. Некоторые (менструальный цикл) вообще не изменяются

Свойственна некоторым биоритмам (например, менструальному циклу)

Геосоциальные

"Сплав" врожденных и приобретенных ритмов с преобладанием последних

Устойчивы, но могут медленно изменяться при изменении режима труда и отдыха, места жительства

Нехарактерна

Таблица 6


Классификация биоритмов человека

Наименование биоритмов

Частота биоритмов

Основные физиологические ритмы

Циклы электроэнцефалограммы: альфа-ритм

8 – 13 /с

Циклы сердечной деятельности

60 – 80 /мин

Дыхательные циклы

14 - 18 /мин

Циклы пищеварительной системы:

  • базальные электрические ритмы
  • перистальтические волны желудка
  • голодные периодические сокращения желудка

6-12 /мин

3 /мин

1 / 1,5 ч

Геосоциальные биоритмы

Околосуточные (циркадианные):

ультрадианные (уровень работоспособности, гормональные сдвиги и др.)

0,5 – 0,7 /сут

циркадианные (уровень работоспособности, интенсивность метаболизма и деятельности внутренних органов и др.)

0,8 – 1,2 /сут

инфрадианные (например выделение некоторых гормонов с мочой)

1 / (28 ч – 4 сут)

Околонедельные (циркасептанные), например, уровень работоспособности

1 / (7±3 сут)

Геофизические биоритмы

Околомесячные (циркатригинтанные), например, менструальный цикл)

1 / (30±5 сут)

Окологодичные (цирканнуальные):

ультраннулярные (сопротивление дыхательных путей у женщин)

1 / (несколько мес)

цирканнулярные (сопротивление дыхательных путей у мужчин, содержание В-лимфоцитов у человека, обмен веществ)

1 / (около года)

Приложение 4

Таблица 7

Классификация биологических ритмов в зависимости от того, какие процессы проявления жизнедеятельности и уровня организации этими ритмами отражены (по: Н. И. Моисеева, В. М. Сысуев, 1981)[13]

Приложение 5

Приливы активности органов человека

Приложение 6

Тест Хорна - Остберга (Ostberg O., 1976). для определения утреннего и вечернего типа работоспособности.[16]

1. Когда бы вы предпочли вставать, если бы были совершенно свободны в выборе своего распорядка дня и руководствовались при этом исключительно личными желаниями?


Часы зимой

Часы летом

Баллы

5.00-6.45

4.00-5.45

5

6.46-8.15

5.46-7.15

4

8.16-10.45

7.16-9.45

3

10.46-12.00

9.46-11.00

2

12.01-13.00

11.01-12.00

1

2. Когда бы вы предпочли ложиться спать, если бы планировали свое вечернее время совершенно свободно и руководствовались бы при этом исключительно личными желаниями?

Часы зимой

Часы летом

Баллы

20.00-20.45

21.00-21.45

5

20.46-21.30

21.46-22.30

4

21.31-00.15

22.31-1.15

3

00.16-1.30

1.16-2.30

2

1.31-3.00

2.31-4.00

1

3. Нужен ли вам будильник, если утром вы должны встать в строго определенное время?

Баллы

Совершенно не нужен

4

В отдельных случаях нужен

3

Нужен почти всегда

2

Не могу обойтись без будильника

1

4. Если бы вам пришлось готовиться к сдаче экзаменов в условиях жесткого лимита времени и использовать для занятий ночь (23-2 ч), насколько продуктивной была бы ваша работа в это время?

Баллы

Абсолютно бесполезной. Я бы совершенно не мог работать.

4

Была бы некоторая польза.

3

Работа была бы достаточно эффективной.

2

Работа была бы высокоэффективной.

1

5. Легко ли вы встаете утром?

Баллы

Очень трудно

1

Довольно трудно

2

Довольно легко

3

Очень легко

4

6. Чувствуете ли вы себя полностью проснувшимся в первые полчаса после подъема?

Баллы

Не чувствую: очень большая сонливость

1

Чувствую небольшую сонливость

2

Довольно ясная голова

3

Полная ясность мыслей

4

7. Каков ваш аппетит в первые полчаса после подъема?

Баллы

Аппетита совершенно нет

1

Аппетит снижен

2

Довольно хороший аппетит

3

Прекрасный аппетит

4