Файл: Теоретические основания развития творческих способностей младшего школьника (Психологические особенности развития творческих способностей младших школьников).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 396

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, творческие способности в первую очередь характеризуется наличием интеллектуальной, творческой инициативы, выходом за рамки задач и требований непосредственной действительности. Этот показатель является ведущим в большинстве тестов на креативность [5].

Второй признак творческих способностей - «широта категоризации» («широта ассоциативного ряда», «отдаленность ассоциаций»). Люди, обладающие творческим типом мышления, склонны к широким обобщениям явлений, не связанных между собой наглядной, очевидной категориальной связью. Отдаленность ассоциаций, неожиданность использования предмета, придание ему нового функционального или переносного значения - все это показатели широты категоризации в тестах на креативность.

В тестах на применение предметов Дж.Гилфорда указанное свойство особенно ярко выступает, когда испытуемого просят перечислить возможное применение предметов (кирпича, скрепки и т.п.). «конвергентные мыслители», как правило, перечисляют только прямые функциональные значения предметов применительно к одной сфере (для кирпича -строительство); «дивергентные мыслители» предлагают использовать данные предметы самым неожиданным способом (сделать пудру из кирпича) и в самых разных сферах.

Третий признак - «беглость» мышления. Она определяется богатством и разнообразием идей, ассоциаций, возникающих по поводу самого незначительного стимула. Творческий человек может включать предмет во множество самых разнообразных и неожиданных связей, категорий, количество , которых определят беглость мышления. Способность к свободной «ассоциативной игре» с элементами ситуации (в широком смысле этого слова) рассматривается, как необходимая фаза перед «озарением». Дж.Гилфорд особо подчеркивает «экспрессивную беглость»,как фактор высшей степени творческих способностей .

Четвертый признак творческих способностей - «гибкость мышления», способность переходить достаточно быстро из одной категории в другую, от одного способа решения к другому. В понятие «гибкость» включается так же скорость перехода от сознания к работе подсознания и наоборот. Дивергентам присуще отличное от конвергентов качество отсутствие внешней и внутренний ригидности, то есть «прикованности» к стимулу и способу решения (так называемая «спонтанная гибкость»). Конвергентам же иногда приписывается так называемая «адаптивная гибкость», они достаточно легко, в следствии своей большой прикованности к стимулу, перестраивают направление своего мышления под влиянием ситуации стимула, «социального заказа».


Пятый признак - «оригинальность мышления». Это наиболее трудный категорируемый признак. Поэтому предлагаются зачастую очень спорные критерии оригинальности детских ответов при решении тестов (например, «редко встречаемый ответ»). Однако основное содержание признака оригинальности - это самостоятельность, необычность, остроумность решения (по отношению к стимулу или традиционным способам решения) [4, 27].

Эти перечисленные первичные признаки творческих способностей тесно переплетаются между собой, однако имеют свою специфику и свои единицы измерения (количество, скорость, качество, сравнение, отношение). Именно эти элементы творческих способностей являются предметом изучения и развития. Однако, чтобы развивать данные качества интеллектуальной деятельности, необходимо знать природу различий в стиле мышления. Что является причиной указанных различий в стиле мыслительной деятельности людей? В поисках ответа на этот вопрос ведутся исследования в разных направлениях делаются попытки найти психологические, физиологические, личностные и социальные корреляты креативности.

Таким образом, мы можем констатировать, что проблема изучения творческих способностей и воображения встала перед человечеством еще в давние времена. Толкованием этих понятий занимались философы и психологи в течение нескольких веков.

В ходе теоретического анализа литературы по проблеме исследования было установлено, что под действием зарубежной психологии сложились следующие подходы к понимаю сущности, творчества и творческих способностей:

1)личностно - деятельностный подход

2)функционально-генетический подход

3)психоаналитический подход

Отечественные психологи изучают творческие способности главным образом, как основа успешности деятельности. Каждый человек, совершая свой жизненный путь, выполняет различные виды деятельности, в процессе которых все психические процессы личности, в том числе и способности формируются и развиваются.

Так А. Н. Леонтьев утверждает, что творческие способности — это результат целенаправленного обучения творческим знаниям [9].

С. Л. Рубинштейн считает что, всякая: способность является способностью к какой-то деятельности [16].

По мнению Л. С. Выготского, динамика творческих способностей; зависит от инкультуризации, вследствие, которой у человека, природные возможности модифицируются, происходит формирование социальных и культурных знаков, понятий, способствующих успешной самореализации [6].


Каждый из них внес свой вклад в разработку проблем творческих способностей, одаренности, творческого мышления и воображения. Почти каждый исследователь предлагает свой набор наиболее существенных на его взгляд признаков творческих способностей:

  • Первый признак, который, по мнению большинства авторов-

«открытости опыту».

  • Второй признак творческих способностей - «широта категоризации» («широта ассоциативного ряда», «отдаленность ассоциаций;
  • Третий признак - «беглость» мышления;
  • Четвертый признак творческих способностей - «гибкость мышления»;
  • Пятый признак - «оригинальность мышления.

1.2. Психологические особенности развития творческих способностей младших школьников

Развитие всех познавательных процессов, а также творческих способностей осуществляется как в учебной, так и внеучебной деятельности. Внеучебная деятельность представляет собой специфический вид деятельности, направленный на развитие учащегося во внеучебное время в рамках школы. Внеучебная деятельность может быть представлена различными формами (кружки, факультативные занятия и др.), что удовлетворяет стремление учащегося к самостоятельному выбору той деятельности, в которой он сможет реализовать свой творческий потенциал [14].

Внеурочная деятельность – является часть учебно-воспитательной работы. Суть её определяется деятельностью школьников во внеурочное время под руководством учителя [26].

При организации внеучебной деятельности взрослый использует такие приёмы, как перевоплощение (фантазирование), экспериментирование (художественно-поисковая деятельность), совмещения (синтез искусств), также эти приемы могут быть использованы на уроках в учебной деятельности.

Эти приёмы дают детям возможность свободно оперировать представлениями, получаемыми на обычных занятиях, активизировать творческое воображение и творческое мышление, вызывают эмоциональный отклик на зрительные и слуховые впечатления, пробуждают желание заниматься творчеством [24].

Чтобы раскрыть особенности развития творческих способностей младших школьников как в учебной, так и во внеучебной деятельности, необходимо обратиться к психологическим особенностям данного возраста [3].


Поступление в школу — переломный момент в, жизни ребёнка. Ведущим видом деятельности для него становится учебная, которая способствует обогащению индивидуального опыта младшего школьника, формированию у него знаний об окружающем мире и о самом себе. [2].

В начальной школе происходит развитие всех познавательных процессов младших школьников, однако среди них особое значение придаётся развитию мышления, которое становится доминирующим и начинает определять работу других познавательных процессов.

В школьном возрасте начинает формироваться новый тип мышления - теоретический, что позволяет младшему школьнику решать задачи, ориентируясь на внутренние существенные свойства и состояния. В процессе школьного обучения происходит не только усвоение ребёнком отдельных знаний и умений, но и их обобщение и вместе с тем формирование интеллектуальных операций. Интеллект стимулирует качественные-изменения всех остальных функций, происходит интеллектуализация всех психических процессов, их осознание и произвольность. Понятия учащегося о пространстве и времени становятся более адекватными, обобщёнными в связи с включением операций сравнения, то есть становятся опосредованными. [15].

Мышление младшего школьника неразрывно связано с другими психическими процессами, и прежде всего с воображением.

На начальном этапе школьного обучения воссоздающее воображение детей характеризуется главным образом неустойчивостью и спонтанностью. В ходе учебной деятельности школьники осваивают «совокупность средств внешнего, предметного выражения продуктивного воображения», и чем больше они накапливают знаний, чем богаче их опыт и разнообразнее впечатления, тем более интересные и необычные образы возникают в их воображении. [18].

Особое значение приобретает импровизация, где творческий замысел ребёнка реализуется без предварительной подготовки и сразу в законченном виде. Детям интересно импровизировать и проявлять себя в роли, сочинять и исполнять музыку, создавать рисунок одновременно под влиянием возникающих эмоциональных состояний и мыслей [8].

Рассмотрим особенности развития каждого из компонентов творческих способностей и их показатели.

Когнитивный компонент включает в себя знания (результаты познания), умения (способность успешно выполнять определённые действия), и навыки (выполнение; деятельности без контроля: со стороны сознания и с успешным результатом), помогающие младшему школьнику реализоваться в различных видах деятельности.


В процессе внеучебной деятельности у младшего школьника активизируется« творческое мышление, воображение и образное мышление», а также данные процессы активизируются и в учебной деятельности, например, на уроках технологии, литературного чтения, музыки. Опираясь на имеющиеся знания и культурный опыт, ученики генерируют нестандартные решения предложенных задач, которые отличаются новизной, неповторимостью, что свидетельствует о развитии их творческих способностей [31].

Рассмотрим показатели когнитивного компонента:

1) творческое мышление

2) наглядно-образное мышление

Представленные выше показатели соотносятся с когнитивным компонентом творческих способностей младших школьников.

Эмоциональный компонент творческих способностей представлен позитивным отношением младшего школьника к творческому учителю, к выполняемой деятельности и его собственными эмоциональными переживаниями в процессе вне учебной деятельности [26].

Другим показателем эмоционального компонента творческих способностей, являются - эмоциональные переживания ребёнка в творческой деятельности, возникающие у него в процессе выполнения таких видов деятельности, как музыкальная, изобразительная и игровая.

Следующий компонент творческих способностей — мотивационный представленный системой побудителей, включающей мотивы, интересы, потребности учащегося. Данный компонент позволяет определить личностную значимость для младшего школьника и развития творческих способностей в процессе вне учебной деятельности.

Таким образом, выбор показателей развития творческих способностей соотносится с основными структурными компонентами последних, а изменение каждого из компонентов возможно в рамках специально разработанной программы. Все структурные компоненты взаимосвязаны между собой и их изменение свидетельствует об изменении творческих способностей в целом.

Итак, выявив особенности развития творческих способностей младших школьников в учебной и во внеучебной деятельности, в следующей главе обратимся к рассмотрению психологических механизмов их развития.

Подводя итог, следует отметить, что, творческие способности личности являются предметом пристального внимания как зарубежных, так и отечественных психологов. В зарубежной психологии творческие способности рассматриваются преимущественно как индивидуально - врождённые характеристики человека, которые определяют качество его жизнедеятельности или особенности приспособления индивида к среде (психоаналитическое направление), как способность находить отдалённые ассоциации между идеями (ассоциативное направление), как способность, которая развивается под влиянием средовых факторов образцов творческого поведения, творческой среды, социальных поощрений, творческих проявлений (необихевиоризм), синтез целостной картины определённой части мира (гештальтпсихология), процесс творческого мышления (когнитивная психология), возможность творческой самореализации личности (гуманистическая психология) [25].